Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 20:06, контрольная работа
Проблема времени и пространства всегда интересовала человека не только в рациональном, но и на эмоциональном уровне. Люди не только сожалеют о прошлом, но и боятся будущего, не в последнюю очередь потому, что неотвратимый поток времени влечет к их смерти. Человечество в лице своих выдающихся деятелей на протяжении всей своей сознательной истории задумалось над проблемами пространства и времени, немногим из них удалось создать свои теории, описывающие данные фундаментальные атрибуты бытия. Пространство и время лежат в основе нашей картины мира.
Введение.......................................................................................2
1. Пространство и время как философские категории. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени......................................................................................4
2.Основные свойства пространства и времени. Сущность социально-экономического пространства и времени и их особенности на современном этапе..........................................11
Заключение........................................................................16
Список используемой литературы…………………....18
Наряду с социальным временем существует и психологическое время, связанное с его субъективным переживанием, когда человек опаздывает или ожидает.
Таким образом, проблема относительности пространства и времени, их связь с конкретным бытием перешагнула границы теоретической физики и стала реальностью во всех областях познания (освоения) мира.
Основные свойства пространства и
времени. Сущность социально-экономического
пространства и времени и их особенности
на современном этапе.
Во-первых, пространство и время - это
стороны движения материи.
То, что свойства пространства (и времени)
в определенных пределах не зависят от
отдельных объектов (явлений) еще не означает,
подчеркнем, что эти свойства вообще не
зависят от материи.
Во-вторых, если бы частицы вещества,
образующие тело, обладали только притяжением
или только отталкиванием, тело не могло
бы иметь конечной протяженности (в одном
случае имея нулевые размеры, в другом
- бесконечные). На это указал И.Кант в “докритический”
период своего творчества. Это еще раз
подтверждает правильность положения,
согласно которому ни один объект не может
рассматриваться как носитель лишь какого-либо
одного вида движения, взаимодействия.
Таким образом, протяженность (основной
момент пространства) обусловлена характером
движения, взаимодействия частиц материи,
именно - единством присущих им отталкивания
и притяжения. Ситуация со временем аналогична.
Поскольку сущность пространства и времени
- это движение, постольку
-наиболее существенные свойства пространства и времени - это проявление свойств движущейся материи;
-понимание пространства и времени в главном определяется пониманием движения, взаимодействия.
К всеобщим свойствам пространства
и времени как атрибутов
Современное понимание пространства
и времени сложилось в итоге длительного
исторического процесса познания, содержанием
которого, в частности, была борьба С- и Р-подходов
к пониманию их сущности.
Первая из указанных концепций
Исторически исходным (зародившимся
еще в донаучном мышлении) был Р-взгляд на пространство
и время,- когда пространственно-
Это понимание пространства было, вспомним, важным элементом философии Демокрита. Именно существованием абсолютной пустоты (пустого пространства) объяснялась в ней раздельность бытия атомов (Атом Демокрита - абсолютно неделимая, не имеющая частей частица) и состоящих из них вещей. Поэтому Демокрит и рассматривал пространство как существующее в том же смысле, что и вещи. Его подход, что важно учитывать, был обусловлен пониманием материи как однородной, однокачественной. В естествознании С-концеп ция пространства и времени разрабатывалась прежде всего И.Ньютоном как важный элемент его механики (далее мы остановимся на этом).
Поэтому атом неизменен, существуя вне времени. Это означает, что в философии Демокрита содержится С-понимание времени.
Если говорить о пространстве (ситуация с временем аналогична), то очевидно, что выбор между его С- и Р-пониманием зависит от ответа на вопрос: существует ли абсолютная пустота (пустое пространство)? Современное естествознание отрицательно отвечает на этот вопрос. В пользу этого имеются и философские соображения.
Еще Аристотель указывал, что в пустоте не может быть различий - она, следовательно, без структурна и потому не может обладать протяженностью, т.е. быть пространством. Это означает, что пространство не обладает самостоятельным бытием, не существует без материальных объектов, вещей. Но, вместе с тем, пространство - это не вещь.
Это означает, что пространство либо вовсе не существует, либо, если оно и существует, то непознаваемо...
Поэтому Аристотель сделал вывод: пространство - это некие отношения материальных вещей, начав разработку Р-концепции пространства (и времени). Позднее выдающийся вклад в ее развитие внес Г.Лейбниц. Именно она является основой понимания пространства и времени в фундаментальных теориях современного естествознания (далее мы на этом остановимся).
Наконец, обратим внимание:
при диалектико-
Поскольку пространство и время не обладают самостоятельным бытием, как таковые они не могут быть даны в ощущении,- в ощущении даны объекты (обладающие атрибутом действия), имеющие пространственно -временные свойства. Поэтому объективность пространства и времени не означает их материальности в точном смысле последнего слова.
Из единства пространства,
времени и движения
материи следует недопустимость как отрыва
пространства и времени от движения материи
(при этом материю станет невозможно рассматривать как
системно организованную и способную к самодвижению, а пространству
и времени будет приписано субстанциальное
бытие), так и отождествления пространства
и времени с движущейся материей.
Эти крайности на деле (что характерно) тождественны. Ведь в случае пространство и время рассматриваются как некие “виды материи” (рядом исследователей отстаивалась эта точка зрения), т.е. как обладающие предметным бытием (С-концепция). При этом (вспомним Зенона) придется искать некие иные пространство и время как формы существования “исходных”, уходя в “дурную” бесконечность...
Очень важна и для философии,
и для частнонаучного знания проблема
пространственной бесконечности и
вечности материального мира. Эта
проблема очень сложна. Так, рассмотрение
на современном уровне бесконечности
пространства требует выделения его метрических
и топологических свойств, анализа их
обусловленности и так далее. Поэтому
совсем кратко выделим следующее. Поскольку
абсолютно изолированных объектов не
существует (существовать - значит взаимодействовать),
постольку всякий материальный объект
- это элемент некоторой материальной
системы. Но наряду с материей как единой
и единственной субстанциальной основой
мира вещей не существует ничего, что в
каком-либо смысле могло ее ограничивать...
Неисчерпаемость материи означает, что
пространственную бесконечность материального
мира нельзя понимать как его “дурную”
бесконечность. Что касается вечности
материального мира, то решающим аргументом
здесь является указание на несотворимость
и неуничтожимость движущейся материи
(нечто не возникает из ничего и не превращается
в ничто).
Изучение механического движения макротел
(с нерелятивистскими скоростями) привело
к созданию механики Ньютона, в рамках
которой пространство - однородно и изотропно
(ибо при любом переносе, повороте в нем
изолированной системы, как целого ее
механические свойства не меняются);
-бесконечно (тело сколь угодно долго сохраняет
состояние равномерного движения при
отсутствии взаимодействий);
-время - однородно (ибо закон сохранения
энергии означает, что течение времени
не меняет энергии изолированной системы);
-пространство и время не связаны друг
с другом (ибо в механике Ньютона допускается
существование бесконечной скорости передачи
импульса, т.е. допускается существование
вневременных процессов в пространстве).
Таким образом, в современной науке нет
места абсолютно пустым пространству
и времени, а потому и пониманию их
сущности.
Пространство и время как формы бытия
материи имеют как общие для них свойства,
так и характерные для каждой из этих форм.
К их всеобщим свойствам относятся: объективность
и независимость от сознания человека,
их неразрывная связь друг с другом и с
движущейся материей, единство непрерывного
и прерывного в их структуре, количественная
и качественная бесконечность, вечность.
Реальные пространство и время обладают
метрическими и топологическими свойствами.
Первые выражают их протяженность, они
связаны с измерением и характеризуют
их количественный аспект. Метрическими
свойствами пространства являются гомогенность,
изотропность, трехмерность, кривизна;
времени — однородность, одномерность.
Топологические свойства выражают пространственную
и временную упорядоченность, качественный
аспект пространства и времени (связность,
симметричность и изотропность пространства,
анизотропность, необратимость, ритм,
темп).
Общие свойства пространства и времени
специфически конкретизируются, преломляются
на различных уровнях организации материи,
например, в неживой природе, в мега-, макро-
и микромире.
С возникновением живой природы возникают
биологические пространство и время. Считается,
что существует множество биологических
пространств (например, ареалы распространения
тех или иных организмов или их популяций).
Специфические особенности биологического
времени находят свое выражение во временных
ритмах, которые представляют собой циклические
колебания интенсивности и характера
биологических процессов и явлений. «Биологические
часы» — способность живых организмов
ориентироваться во времени. Они основаны
на строгой периодичности физико-химических
и физиологических процессов в клетках
— биологических ритмах. «Биологические
часы» являются тем механизмом, благодаря
которому осуществляется многоуровневое
функционирование всех подсистем живого
организма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема времени и пространства всегда интересовала человека не только в рациональном, но и на эмоциональном уровне. Люди не только сожалеют о прошлом, но и боятся будущего, не в последнюю очередь потому, что неотвратимый поток времени влечет к их смерти. Человечество в лице своих выдающихся деятелей на протяжении всей своей сознательной истории задумалось над проблемами пространства и времени, немногим из них удалось создать свои теории, описывающие данные фундаментальные атрибуты бытия. Пространство и время лежат в основе нашей картины мира.
Прошлый век - век бурного развития науки был наиболее плодотворным в плане познания времени и пространства. Появление в начале века сначала специальной, а потом и общей теории относительности заложило основу современного научного представления о мире, многие положения теории были подтверждены опытными данными. Тем не менее, как показывает, в том числе и эта работа, вопрос познания пространства и времени, их природы, взаимосвязи и даже наличия во многом остается открытым. Представляется уместным привести высказывание основоположника современного представления о пространстве и времени А. Эйнштейна, - «пространство и время являются способом, которым мы мыслим, а не условиями, в которых мы живем», в котором во многом отразилась противоречивость и нерешенность проблемы.
В истории философии существуют две точки зрения об отношении пространства и времени к материи.
Первую из них можно
условно назвать
Вторую концепцию именуют реляционной. Её сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.
Отличие рассматриваемых подходов оказывается в нюансах исходных постулатов: в субстанциональном подходе постулируется материя в неидентифицируемых современными экспериментальными технологиями формах и ее упорядоченное движение, в реляционных подходах постулируется материя в известных формах, а упорядочение движения не упоминается. То есть можно сделать вывод о том, что субстанциональный и реляционный подходы составляют не оппозицию, а дополнение друг к другу.
В их противопоставлении
может оказаться более важным
то, что субстанциональные
Список литературы