Пространство, время движения, как формы бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Термин «бытие» взят из повседневного греческого языка, в котором слова «быть», «существовать», «присутствовать» близкие по значению, но, но начиная с античности, философы использовали его для обозначения не просто существования, а того, что гарантирует существования человека и мира и это широкое значение слова «бытие». Признаком существования наделены предметы, процессы, свойства, отношения; при этом предметы могут обладать как актуальным бытием, так и потенциальным (находиться в «возможности»). Того или иного события нет в реальности, но оно может возникнуть, как к примеру, злаковое растение из семени. Возможности так же, как актуальной действительности, присущ признак существования.

Содержание работы

Введение: понятие бытия, основные формы бытия.
Самоорганизация бытия.
Пространство, время движения, как формы бытия.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

философия 2-й курс.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение: понятие бытия, основные формы бытия.
  2. Самоорганизация бытия.
  3. Пространство, время движения, как формы бытия.
  4. Заключение.
  5. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение: понятия бытия. Основные формы бытия.

Термин «бытие» взят из повседневного греческого языка, в котором слова «быть», «существовать», «присутствовать» близкие по значению, но, но начиная с античности, философы использовали его для обозначения не просто существования, а того, что гарантирует существования человека и мира и это широкое значение слова «бытие». Признаком существования наделены предметы, процессы, свойства, отношения; при этом предметы могут обладать как актуальным бытием, так и потенциальным (находиться в «возможности»). Того или иного события нет в реальности, но оно может возникнуть, как к примеру, злаковое растение из семени. Возможности так же, как актуальной действительности, присущ признак существования. Это признак «быть» (существовать) относиться к ценностям, к ценным отношениям хотя это и не есть «предмет» сам по себе.  Ценности важная бытия, итак имеются следующие формы бытия: актуальное предметное бытие, потенциальное бытие и ценностное бытие. Все они базируются на предметном (вещественно - субстратном) бытие. Помимо этого, имеется бытие, производственное от вещественно – субстратного бытия. Это идеальное бытие, мир психического и духовного и, мир духовно социо – культурного. В данном случае «идеальное» соотносимо с «материальным». В узком своем значении термин «бытие» часто совпадает с «материей». Философы говорят о «бытие» как определяющем «сознание»; «сознание» порождено «бытием» и отражает «бытие».

Формы бытия выделяют по атрибутам материи:

а) пространство и время  – «пространственное бытие» и  «временное бытие»,

            б) по формам движения материи – физическое, биологическое бытие,

           в) по структурным организациям материи – молекулярное, популяционное

бытие                                                  

Имеются и более конкретные формы бытия (их иногда называют виды).

Важной формой бытия является «общественное бытие», под которым понимают     чаще всего способ производства. Общественное бытие, в конечном счете, обуславливает общественное сознание, т.е. различные способы духовного освоения действительности: мораль, искусство, науку, религию, философию.

Учением о бытие вообще является онтология; онтология как  понятие нередко         означало систему всеобщих определений  бытия.

В современной западноевропейской философии распространено понятие  «новая онтология», под которой понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции .

Впервые онтология как  учение о бытии обосабливается в  философии эматов, противопоставляющих бытие небытию. Само понятие бытия развивалось Платоном, Аристотелем и др. философами.

Философские проблемы бытия изучает специальная философская дисциплина - Онтология, учение о бытие, сущем, формах, его самоорганизации, принципах, структуре и фундаментальных принципах.  В XX веке делается важный поворот к утверждению онтологии как центральной части философии и, в частности, к анализу человеческого бытия. Вопрос о том, что такое бытие и как оно может быть постигнуто, ставиться в работах таких крупных современных философах как Ф. Брентано, М. Хайдеггер и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Самоорганизация бытия.

В основе представлений о самоорганизации  бытия лежит принятие некой первоосновы, которая самодостаточна и для своего обоснования не требует ничего иного, в ней процессы взаимодействия определяют ее последующую динамику, развитие и многообразие всех ее форм. Имеется в виду древнее, являющееся основополагающим для всякой метафизики, понятие « субстанция».  В силу того, что субстанция есть все  в себя включающая первопричина отождествимая с бесконечностью, она исключает возможность любого, независимо от нее существующего образования будь то Бог ,Дух, Идея. Субстанция единственно, метафизике она обозначает абсолютное первоначало и применение понятия «субстанция» во множественном числе невозможно. Самореализация субстанции происходит в атрибутах всеобщих, неотъемлемых свойствах явлений и модусах – конкретных, частных свойствах. У.Стенозы мышление и протяжение – это всего лишь атрибуты единой субстанции.

Различие 2-х субстанций: духовной и телесной, что с логической точки зрения неправомерно, формировало установку дуализма (дуализм - двойственность). Когда мышление и протяженность рассматриваются как две субстанции , трудно понять и объяснить, как синхронизируются в своих действиях,  «душа» и «тело» и как вообще «тело» способно стать мыслящим.

Проблемы, связанные с  обсуждением содержательного потенциала этой древнейшей категории, резко обострили  противоречия монизма (один, единственный) и дуализма. Если дуализм исходил  из признания двух начал, монизм оставлял приоритеты единочалия.   Если же сущностей положенных в основу мироздания насчитывалось не две, а более, то такая позиция оценивалась как плюралистическая. Термин плюрализм (множественный) был предложен Х. Вольфом в 1712г. Особые затруднения он вызвал в области онтологии – учение о бытие, именно там необходимо было выдвинуть множество независимых и несводимых друг к другу начал бытия. С категорией субстанции соседствует понятие субстрат (буквально - подстилка), оно толкуется как самый нижний и фундаментальный слой реальности. Субстратом социальной жизни является человек, целесообразная деятельность которого лежит в основе всех социальных изменений.

В современной научной  философии онтологическое наполнение категории субстанции связывается  с универсальными процессами взаимодействия, потому что именно взаимодействие выступает финальной причиной образования мироздания. К теоретическим характеристикам субстанции можно отнести: самодетерминацию (определяет самое себя), несотворима и неизнечтожима;

- целостность, универсальность  обозначает подлинную, устойчивую и постоянную, абсолютную, ни от чего независимую первооснову;

- каузальность включает  в себя всеобщую причинную  обусловленность всех явлений;

-монистичность предполагает  единую первооснову;

-целостность указывает  на единство сущности и существования.

Исследовать вещи в аспекте  их субстанциональности – значит раскрывать их существование с точки зрения внутренних причин и взаимодействий, понимать причинную обусловленность. Конкретизация онтологического наполнения универсума нацеливает на поиск новых видов взаимодействий, обусловливающих все изменения, а так же построение единой физической теории поля. Субстанция на уровне своих многообразных проявлений, к числу которых сегодня относят и энергоинформационные,   должна быть понятна как самоорганизующееся бытие, взятое в аспекте всех его изменений, со всем присущим ему эволюционным потенциалом.

В процессе самоорганизации  бытия особое значение принадлежит  общественному бытию, понимаемому  как онтология социальной жизни, как многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Общественное бытие возникает вместе со становлением человеческого общества. Основу общественного бытия составляет социально производственная, коллективная деятельность людей. По структуре общественное бытие представлено реалиями повседневности, практикой и многообразными отношениями между людьми. Деятельность и практика оказываются главными система образующими составляющими общественного бытия. В центре находиться такая субстанция, как труд. Все коллизии человеческого существования, так или иначе, концентрируются вокруг организации, осуществления и последствий труда. Идея первичности материального производства в жизни общества отличает материалистическое понимание истории от идеалистического.       

Общественное бытие, представляя  онтологию необратимого исторического  процесса, имеет конкурентно-исторический характер и признано животрепещущими  проблемами современности. Именно, поэтому  общественное бытие должно быть понято в единстве его предметности и процессуальности, не только как результат жизнедеятельности индивидов, но и как конкретно- исторический, уникальный процесс организации бытия. Социальное бытие -   это процесс общественных изменений, которые осуществляются как объективно всеобщие, однако включают в себя черты специфически особенного.

Самоорганизация бытия  может проходить в прогрессивном, либо регрессивном направлении. Процесс  – движение вперед, успех, понимается как тип направленного развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному идею общественного процесса наиболее тщательно разрабатывал итальянский философ XVII.в.Вико. он утверждал, что все народы проходят три этапа своего развития: божественный (подчиненный жрицам), героический (реализуется в аристократическом государстве) и героический, возможный в республике или представительной монархии. Пройдя все эти этапы человечество осуществляет движение по нисходящей линии. Начинается эпоха упадка, а затем повторяется вновь. Поэтому прогрессивная направленность самоорганизации бытия должна быть соотнесена с имеющимися в действительности тенденциями регресс.

 

 

3.Пространство, время, движение, как формы бытия.

Важнейшими формами  бытия являются пространство, время, движение: обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадалось на три группы проблем: 

  1. Каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания?
  2. Каково отношение пространства и времени к субстанции?
  3. Каковы основные свойства пространства и времени?

Вопрос о познавательном статусе категории пространства и времени нашелся по разному. Одни философы считают пространство и время объективными характеристиками бытия, другие – чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были философы, которые, признавая объективность пространства, признавали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот. Но пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.

В истории философии  две точки зрения об отношении  пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать  субстанциальной концепции. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие на ряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу независимости свойств  пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Вторую концепцию можно именовать  реляционной (отношение). Ее строки понимали пространство и время не как самостоятельные  сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считалось несуществующим. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

Какой же из этих концепций отдать предпочтение? С точки зрения признания  объективности пространства и времени  обе эти концепции равноценны. Если говорить об их естественнонаучной обоснованности, то в XVII-XIX веках явное преимущество было на стороне субстанциальной концепции; именно она лежала в основе ньютоновской механики, принимавшейся в то время за образец точной науки. В электродинамике в пользу существования абсолютного пространства свидетельствовала гипотеза светоносного  эфира , который заполняет абсолютное пространство и является носителем электромагнитных волн. Наконец, сильнейшим свидетельством в пользу субстанциальной концепции пространства был факт единственности эвклидовой геометрии. Хотя еще в 30-х годах XIXв. Лобачевским была открыта неэвклидова геометрия, до открытия общей теории относительности, неэвклидовы геометрии рассматривалась как воображаемые математические конструкции, и им не приписывалось реального физического смысла.

Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства. В этом отношении диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными процессами, которые их определяют. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания – движущейся материи – указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга.

В начале XXв. Была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции. Теорию относительности можно рассматривать как концепцию, нацеленную на раскрытие диалектических связей в природе. Теория относительности включает в себя две генетически связанные теории: специальную теорию относительности, основные идей которой были сформулированы А. Эйнштейном в 1905 г., и общую теорию относительности, работу над которой А. Эйнштейн закончил в 1916г. 

Общие свойства, характеризующие пространство и время , вытекают из их характеристики как основных, коренных форм существования  материи. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Время обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность. 

Что касается таких свойств, как  длительность времени и протяженности  пространства, то их трудно называть свойствами, поскольку они совпадают с самой сущностью пространства и времени. Ведь протяженность и проявляется в способности тел существовать  одно подле другого, а длительность в способности существовать одно после другого, что и выражает сущность пространства и времени как форм существования материи.

Информация о работе Пространство, время движения, как формы бытия