Противоречивый характер общественного прогресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Следует учитывать, что прогресс в общественной жизни тесно связан с изменениями в системе производства, научно-техническим прогрессом. Именно поэтому перед человечеством встала задача научиться сочетать изменения в научно-технической, социальной и духовной сферах. Рассмотрение проблемы противоречий общественного прогресса следует начать с определения общественного прогресса.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….….....С.2
Понятие общественного прогресса и его критерии …..………………....С. 3 – 4
Противоречия общественного прогресса…………………………………С.4 – 6
Заключение …………………………………………………………...….....С.7 – 8
Список использованных источников..………………………………………...С.9

Файлы: 1 файл

Противоречивый характер общественного прогресса.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Содержание работы

 

 

Введение ………………………………………………………………….….....С.2

Понятие общественного прогресса  и его критерии …..………………....С. 3 – 4

Противоречия общественного прогресса…………………………………С.4 – 6

Заключение …………………………………………………………...….....С.7 – 8

Список использованных источников..………………………………………...С.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и  первоначально было чисто оценочным.

К. Маркс подчеркивал, что вообще понятие прогресса “не следует брать в обычной абстракции”. “... Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, не диалектично, ненаучно, теоретически неверно (Ленин В. И.).

Проблема общественного прогресса является одной из центральных во всех значительных философских учениях. И это не случайно, так как именно философия призвана рефлексивно осмысливать социальный процесс. Но вопрос об историческом общественном прогрессе долгое время трактовался упрощенно - как непрерывное восхождение по пути к совершенству. Но уже с середины XIX века ставится вопрос о плате человечества за прогресс в производительных силах, о неоднозначности и противоречивости прогресса в разных сферах общественной жизни.

Если попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Потребности человека многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественный прогресс, а сам общественный прогресс отнюдь не является какой-либо изначально заложенной в ход истории идеей. В процессе жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой. В ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества. Общество, как и индивид, находится в непрерывном движении [5].

Следует учитывать, что прогресс в общественной жизни  тесно связан с изменениями в  системе производства, научно-техническим  прогрессом. Именно поэтому перед человечеством встала задача научиться сочетать изменения в научно-технической, социальной и духовной сферах. Рассмотрение проблемы противоречий общественного прогресса следует начать с определения общественного прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие общественного прогресса и его  критерии

 

Общественный  прогресс – основополагающая категория социальной философии, характеризующая совершенствование человечества в историческом развитии, его движение от самых примитивных форм общежития к более высоким. Согласно наиболее распространенным современным концепциям общественного прогресса, в его основе лежит поступательная эволюция техники, экономики, форм духовной жизни, прогресс культуры, социальной организации, ибо от этого, в конечном счете, зависит развитие всех остальных компонентов общественного организма, в том числе каждого отдельного человека. Общественный прогресс является комплексным, интегративным показателем главного направления развития экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни общества, однако в некоторых из них могут наблюдаться движение вперед или же явления застоя, упадка, регресса. Одновременно с этим общественный прогресс – это и движение общества по пути реализации определенных идеалов, позитивных духовных ценностей, и такая соотнесенность его с ценностями отличает прогресс от развития общества как просто необратимого изменения.

Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния  в направлении либо повышения  уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем  того же уровня при некоторых модификациях. Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоского развития.

Первоначально идея «прогресса» строилась исключительно на опыте развития западноевропейской культуры. Опыт развития иных культурных пространств не брался в расчет. Ценности и блага «цивилизации», выработанные в ходе развития западноевропейской культуры, не могли и не должны были в принципе подвергаться какому-либо сомнению. Существенной чертой подобного «прогресса» следует признать стремление к унификации и стандартизации фактически всех сфер человеческой жизнедеятельности. Именно с этой тенденцией и было в первую очередь сопряжено возникновение на Западе идеологий космополитизма, интернационализма, а также разнообразных социалистических утопий.

Идея и разработка теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужили становление капитализма и европейские буржуазные революции. Первоначальные прогрессистские концепции отличали следующие характерные черты.

  1. Идеализм (попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале – в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта. Критерий прогресса также усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Прогресс первоначально был отмечен в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.
  2. Недиалектическое рассмотрение общественной жизни являлось существенным недостатком многих ранних концепций социального прогресса. В таких случаях общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без обратных  движений, как непрерывное восхождение по прямой линии.
  3. Восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного общественного строя. К примеру, Гегель провозглашал вершиной мирового прогресса христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.

Данные особенности общественного прогресса в последующем были дополнены марксистами, которые признавали его противоречивость и, в частности, то, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными – в другом.

Проблемы общественного  прогресса всегда волновали мыслителей, исследовавших социум по восходящей линии его развития. Так, еще в античности римский поэт и философ Лукреций Кар в поэме "О природе вещей" попытался рассмотреть и проследить этапы движения общества от одной ступени к другой.

Особое внимание проблемам общественного прогресса  стало уделяться в Новое время, когда буржуазия стала проповедовать идею бесконечного прогресса. Так, французский экономист и социолог Тюрго всемирную историю рассматривает как последовательность успешных действий человеческого рода. В этой связи он говорит о начале истории человечества, возникновении народов, создании правительств, образовании языков, достижениях наук и т.д. Несмотря на войны, перевороты и трудности, отмечает Тюрго, человечество постоянно развивается по восходящей линии, поскольку прогресс носит непрерывный характер. Также он пишет, что люди прежде всего заселили весь земной шар, затем стали заниматься науками, что способствовало совершенствованию человеческого разума.

В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для прогрессистского настроения. Вместо него предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.

Долог путь от первобытного стада до современных социальных, информационно-технических систем. Подсчитано, что за 6 тысяч лет истории человечества на Земле было более 20 тысяч войн, которые унесли жизней намного больше, чем сейчас проживает. Из 3600 лет всего лишь 292 года мирных. В истории возникали мощные государства и гибли тут же. Раздумья о социальном прогрессе приводят к противоречивым вопросам: становиться ли человечество физически и духовно более здоровым и счастливым или нет? Что принесла людям современная техника – этот «идол» человечества?

Степень овладения  обществом стихийными силами природы (рост производительности труда) и степень  освобождения людей из-под гнета  стихийных общественных сил, социально-политического  неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие исторически обусловленные критерии общественного прогресса. А значит, социально-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Отсюда и рост социального пессимизма, многочисленные философские и социологические теории, либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его признание такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание, предстает как релятивистское, зависящее от позиции того или иного субъекта, от того, с какой системой ценностей он подходит к истории.

В современный  период в качестве содержания понятия  «прогресс» можно также принять  рост потенциала человечества (функционала от численности людей и степени их защищенности от разрушительных внешних воздействий) в результате человеческой деятельности. При этом параллельно идут два процесса: рост потенциала человечества и рост вероятности встречи с все более мощными (и более редкими) внешними воздействиями различной природы. Это соревнование со временем в сознании людей отображается как противоречие между оценкой достигнутого потенциала и представлением о требуемом уровне потенциала [2] .

На современном  этапе выделяют следующие критерии общественного прогресса:

  1. Темпы роста производства, производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе;
  2. Степень свободы работников производства от эксплуатации;
  3. Уровень демократизации общественной жизни;
  4. Уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов;
  5. Увеличение человеческого счастья и добра [4].

 

Противоречия  общественного прогресса

 

Если рассматривать человеческие совершенствование в области техники, конечно, прогресс видим. Совершенствование средств и организации труда обеспечивает рост его производительности, что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее общественное разделение труда. Одновременно с прогрессом техники идет развитие науки. При этом расширяются состав и объем необходимых потребностей человека и изменяются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Более высокому уровню развития производительных сил соответствует и более сложная форма производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Теория прогресса часто формулируется в объективно-безличных терминах, его важнейшим двигателем, конечной целью и критерием является сам человек [3].

А если рассматривать состояние нравственности – вопрос о прогрессе обстоит сложнее. Опустошается душа человека, монотонность трудовых процессов усиливает деинтеллектуализацию людей. Быть может, наблюдая этот тип работников капиталистического производства, Генри Форд и произнес жестокие, кощунственные по отношению к человеку слова, что идеальным фабричным рабочим могла бы быть обученная обезьяна. Капитализм достиг высшего своего уровня развития в области производства, и одновременно он в полной мере обнаружил свою враждебность к человеку, к его свободе, демократии, равенству, к развитию нравственного и художественного сознания. Научно-техническая революция сопровождается ростом психических заболеваний, утратой интереса и воли к жизни, резким увеличением числа самоубийств в капиталистических странах. Некоторые авторы утверждают, что биологически, интеллектуально и нравственно люди вырождаются, доказывая это тем, что увеличивается число раковых больных, нервно-психических, умственно-отсталых, СПИД, наркомания, алкоголизм. Э. Калер в книге, озаглавленной «Смысл истории», констатирует вырождение сверхрациональный цивилизации в механизированное варварство. Человек, отмечает Калер, в огромной степени расширив свой контроль над природой, потерял контроль над самим собой, над своей природой.

Перед человечеством  встала проблема одновременного гармоничного развития всех сфер к высшему. Отличие современной ситуации от предшествующих эпох состоит в том, что изменение в среде проживания отрицательно сказываются на природе самого человека, его исходных потребностей, биологическом и духовном состоянии. В связи с вопросом о прогрессе встает проблема развития духа, включающая вопрос о том, конечен или бесконечен прогресс человеческой цивилизации.

Информация о работе Противоречивый характер общественного прогресса