Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 20:37, реферат
Следует учитывать, что прогресс в общественной жизни тесно связан с изменениями в системе производства, научно-техническим прогрессом. Именно поэтому перед человечеством встала задача научиться сочетать изменения в научно-технической, социальной и духовной сферах. Рассмотрение проблемы противоречий общественного прогресса следует начать с определения общественного прогресса.
Введение ………………………………………………………………….….....С.2
Понятие общественного прогресса и его критерии …..………………....С. 3 – 4
Противоречия общественного прогресса…………………………………С.4 – 6
Заключение …………………………………………………………...….....С.7 – 8
Список использованных источников..………………………………………...С.9
Содержание работы
Введение ………………………………………………………
Понятие общественного прогресса и его критерии …..………………....С. 3 – 4
Противоречия общественного
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников..………………………………………...
Введение
Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным.
К. Маркс подчеркивал, что вообще понятие прогресса “не следует брать в обычной абстракции”. “... Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, не диалектично, ненаучно, теоретически неверно (Ленин В. И.).
Проблема общественного прогресса является одной из центральных во всех значительных философских учениях. И это не случайно, так как именно философия призвана рефлексивно осмысливать социальный процесс. Но вопрос об историческом общественном прогрессе долгое время трактовался упрощенно - как непрерывное восхождение по пути к совершенству. Но уже с середины XIX века ставится вопрос о плате человечества за прогресс в производительных силах, о неоднозначности и противоречивости прогресса в разных сферах общественной жизни.
Если попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Потребности человека многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественный прогресс, а сам общественный прогресс отнюдь не является какой-либо изначально заложенной в ход истории идеей. В процессе жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой. В ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества. Общество, как и индивид, находится в непрерывном движении [5].
Следует учитывать, что прогресс в общественной жизни тесно связан с изменениями в системе производства, научно-техническим прогрессом. Именно поэтому перед человечеством встала задача научиться сочетать изменения в научно-технической, социальной и духовной сферах. Рассмотрение проблемы противоречий общественного прогресса следует начать с определения общественного прогресса.
Понятие общественного прогресса и его критерии
Общественный прогресс – основополагающая категория социальной философии, характеризующая совершенствование человечества в историческом развитии, его движение от самых примитивных форм общежития к более высоким. Согласно наиболее распространенным современным концепциям общественного прогресса, в его основе лежит поступательная эволюция техники, экономики, форм духовной жизни, прогресс культуры, социальной организации, ибо от этого, в конечном счете, зависит развитие всех остальных компонентов общественного организма, в том числе каждого отдельного человека. Общественный прогресс является комплексным, интегративным показателем главного направления развития экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни общества, однако в некоторых из них могут наблюдаться движение вперед или же явления застоя, упадка, регресса. Одновременно с этим общественный прогресс – это и движение общества по пути реализации определенных идеалов, позитивных духовных ценностей, и такая соотнесенность его с ценностями отличает прогресс от развития общества как просто необратимого изменения.
Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при некоторых модификациях. Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоского развития.
Первоначально идея «прогресса» строилась исключительно на опыте развития западноевропейской культуры. Опыт развития иных культурных пространств не брался в расчет. Ценности и блага «цивилизации», выработанные в ходе развития западноевропейской культуры, не могли и не должны были в принципе подвергаться какому-либо сомнению. Существенной чертой подобного «прогресса» следует признать стремление к унификации и стандартизации фактически всех сфер человеческой жизнедеятельности. Именно с этой тенденцией и было в первую очередь сопряжено возникновение на Западе идеологий космополитизма, интернационализма, а также разнообразных социалистических утопий.
Идея и разработка теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужили становление капитализма и европейские буржуазные революции. Первоначальные прогрессистские концепции отличали следующие характерные черты.
Данные особенности общественного прогресса в последующем были дополнены марксистами, которые признавали его противоречивость и, в частности, то, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными – в другом.
Проблемы общественного прогресса всегда волновали мыслителей, исследовавших социум по восходящей линии его развития. Так, еще в античности римский поэт и философ Лукреций Кар в поэме "О природе вещей" попытался рассмотреть и проследить этапы движения общества от одной ступени к другой.
Особое внимание
проблемам общественного
В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для прогрессистского настроения. Вместо него предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.
Долог путь от первобытного стада до современных социальных, информационно-технических систем. Подсчитано, что за 6 тысяч лет истории человечества на Земле было более 20 тысяч войн, которые унесли жизней намного больше, чем сейчас проживает. Из 3600 лет всего лишь 292 года мирных. В истории возникали мощные государства и гибли тут же. Раздумья о социальном прогрессе приводят к противоречивым вопросам: становиться ли человечество физически и духовно более здоровым и счастливым или нет? Что принесла людям современная техника – этот «идол» человечества?
Степень овладения обществом стихийными силами природы (рост производительности труда) и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие исторически обусловленные критерии общественного прогресса. А значит, социально-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Отсюда и рост социального пессимизма, многочисленные философские и социологические теории, либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его признание такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание, предстает как релятивистское, зависящее от позиции того или иного субъекта, от того, с какой системой ценностей он подходит к истории.
В современный период в качестве содержания понятия «прогресс» можно также принять рост потенциала человечества (функционала от численности людей и степени их защищенности от разрушительных внешних воздействий) в результате человеческой деятельности. При этом параллельно идут два процесса: рост потенциала человечества и рост вероятности встречи с все более мощными (и более редкими) внешними воздействиями различной природы. Это соревнование со временем в сознании людей отображается как противоречие между оценкой достигнутого потенциала и представлением о требуемом уровне потенциала [2] .
На современном этапе выделяют следующие критерии общественного прогресса:
Противоречия общественного прогресса
Если рассматривать человеческие совершенствование в области техники, конечно, прогресс видим. Совершенствование средств и организации труда обеспечивает рост его производительности, что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее общественное разделение труда. Одновременно с прогрессом техники идет развитие науки. При этом расширяются состав и объем необходимых потребностей человека и изменяются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Более высокому уровню развития производительных сил соответствует и более сложная форма производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Теория прогресса часто формулируется в объективно-безличных терминах, его важнейшим двигателем, конечной целью и критерием является сам человек [3].
А если рассматривать состояние нравственности – вопрос о прогрессе обстоит сложнее. Опустошается душа человека, монотонность трудовых процессов усиливает деинтеллектуализацию людей. Быть может, наблюдая этот тип работников капиталистического производства, Генри Форд и произнес жестокие, кощунственные по отношению к человеку слова, что идеальным фабричным рабочим могла бы быть обученная обезьяна. Капитализм достиг высшего своего уровня развития в области производства, и одновременно он в полной мере обнаружил свою враждебность к человеку, к его свободе, демократии, равенству, к развитию нравственного и художественного сознания. Научно-техническая революция сопровождается ростом психических заболеваний, утратой интереса и воли к жизни, резким увеличением числа самоубийств в капиталистических странах. Некоторые авторы утверждают, что биологически, интеллектуально и нравственно люди вырождаются, доказывая это тем, что увеличивается число раковых больных, нервно-психических, умственно-отсталых, СПИД, наркомания, алкоголизм. Э. Калер в книге, озаглавленной «Смысл истории», констатирует вырождение сверхрациональный цивилизации в механизированное варварство. Человек, отмечает Калер, в огромной степени расширив свой контроль над природой, потерял контроль над самим собой, над своей природой.
Перед человечеством встала проблема одновременного гармоничного развития всех сфер к высшему. Отличие современной ситуации от предшествующих эпох состоит в том, что изменение в среде проживания отрицательно сказываются на природе самого человека, его исходных потребностей, биологическом и духовном состоянии. В связи с вопросом о прогрессе встает проблема развития духа, включающая вопрос о том, конечен или бесконечен прогресс человеческой цивилизации.
Информация о работе Противоречивый характер общественного прогресса