Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 06:51, лекция
В последние годы все чаще говорится об «антинауке» как особом явлении духовной жизни, альтернативном научному способу понимания действительности (см. работы А. Мигдала, В.П. Филатова и др. по данной тематике). При этом в данное понятие вкладывается неоднозначный и преимущественно отрицательный смысл: «антинаука» понимается как то, что в конечном счете играет на руку воинствующему невежеству и, таким образом, имеет «злокачественную, разрушительную суть». Задачей данной статьи является критический анализ понятия «антинауки» с целью наметить вехи более адекватной концепции данного феномена и выработать конструктивную стратегию отношения к нему.
Тема 7. Псевдонаука и антинаучная деятельность ученых.
В последние годы все чаще говорится об «антинауке» как особом явлении духовной жизни, альтернативном научному способу понимания действительности (см. работы А. Мигдала, В.П. Филатова и др. по данной тематике). При этом в данное понятие вкладывается неоднозначный и преимущественно отрицательный смысл: «антинаука» понимается как то, что в конечном счете играет на руку воинствующему невежеству и, таким образом, имеет «злокачественную, разрушительную суть». Задачей данной статьи является критический анализ понятия «антинауки» с целью наметить вехи более адекватной концепции данного феномена и выработать конструктивную стратегию отношения к нему.
Одним из тех, кто
наиболее активно разрабатывает
в методологическом плане концепцию
«антинауки», является видный
американский ученый Дж. Холтон. Его рассуждения
о сущности и социокультурной роли этого явления
мы примем за отправной пункт своего исследования. Современную «антинауку» этот исследователь
характеризует как сложившийся приблизительно
к концу прошлого столетия «некий стихийный
консорциум», участники которого объединены
более или менее осознанной целью. Эта
цель состоит в ниспровержении науки как
принципа отношения к действительности,
который, по их мнению, выявил свою несостоятельность
и в силу этого должен быть либо существенно
скорректирован, либо заменен каким-то
иным принципом. Холтон подводит под свои
рассуждения достаточно глубокую и разностороннюю
философскую, социологическую и культурологическую
базу, предлагает интересную и аргументированную типологизаци
На наш взгляд,
концепция «антинауки» Холтона
Дж. Холтон убежден в существовании
в культуре современного общества двух
«полюсов», один из которых сформирован
научной традицией европейского модерна
и представляет собой фундамент рациональности
всего социального бытия, тогда как второй,
порожденный «контркультурой» т.н. постмодернизма,
объективно ведет к разрушению всяких
рациональных устоев и сползанию общества
в хаос и тьму иррационализма. Фейерабенд рис
Таким образом,
мы имеем две крайние точки
зрения, обусловленные
Спонтанно возникшее взаимоотношение «наука - антинаука» основывается на мифологическом принципе ценностной оппозиции. Следовательно, анализ феномена «антинауки», на наш взгляд, должен: 1) исходить из анализа самой науки; 2) сосредоточиться на ее ценностном аспекте. Иными словами, мы будем отталкиваться от того, против чего в науке выступают различные составляющие «антинаучного» консорциума. Наука же, взятая в ракурсе ее ценностного базиса, представляет собой не столько органический монолит, сколько внутренне противоречивое единство, своего рода компромисс ряда разноликих ценностных установок. Эти установки тяготеют, на наш взгляд, к двум группам, которые условно можно обозначить как «методологические» и «социально-практические». К первой категории относятся исторически сложившиеся критерии научности (объективность, универсальность, проблемность, опора на эксперимент и т.д.). Вторая категория включает иерархию мотиваций научной деятельности, которая в порядке «нормального» соотношения приоритетов представляется нам приблизительно следующим образом:
1. Познавательная, или установка на поиск истины.
2. «Научно-практическая», подразумевающая несколько специфических разновидностей:
а) «Технологическая», или установка на достижение частных практических целей;
б) Мотивация профессионального самоутверждения, или установка на рост в области профессионализма;
в) «Мировоззренческая» мотивация, или установка на сохранение достигнутых результатов и самой традиции научной культуры.
3. Мотивация социального самоутверждения, или установка на социально-иерархический рост (известности, влияния, материального благополучия и т.п.) с помощью науки.
Данная иерархия легитимируется и закрепляется в нормах научного этоса (Р. Мертон), которые служат гарантом сохранения науки, своего рода «иммунитетом» против сбоев в функционировании научного организма. Соответственно, смещение установок в сознании субъекта, подмена нижестоящей мотивацией вышестоящей приводит к выходу его деятельности за пределы науки. К тому же результату ведет нарушение методологических критериев научного познания.
Исходя из сказанного, к разряду «антинауки» должно отнести все те явления духовной и культурной жизни, которые ориентированы на активное противостояние какому-либо из ценностных принципов науки. Среди таковых мы склонны усматривать, по меньшей мере, три крупных конгломерата культурных явлений: 1. «Методологическая оппозиция». 2. Альтернативные модели мира (АММ). 3. Псевдонаучные и наукообразные течения.
К первому типу относится наиболее образованный и серьезный, хотя и относительно немногочисленный контингент оппонентов. Его представителей характеризует исключительная принадлежность к самим научным кругам и, как следствие этого - высокая научная культура мышления и достаточно адекватное представление о специфике, достоинствах и ограниченности научного знания. Наиболее ярким и радикальным представителем этого крыла является, в частности, уже упоминавшийся Пол Фейерабенд с провозглашаемым им принципом «методологического анархизма». Для данного направления в «антинауке» характерна достаточно резкая критика современной научной рациональности (отождествляемой, как правило, с ее классической парадигмой), открытость для восприятия иных способов отношения к реальности и объективная направленность на усовершенствование научной картины мира через субъективное отрицание и разрушение существующей.
Второй тип
объединяет течения и направления,
называемые обычно «паранаукой», «квазинаукой», мистикой, магией, неорелигиозными систем
О третьем типе «антинауки» следует сказать особо. В отличие от первых двух, открыто критикующих научное знание, ему свойственно, напротив, «маскироваться» под саму науку и выступать от ее имени. С этой особенностью данного феномена связано, в частности, то, что он по сей день остается практически незамеченным и не описанным в специальной литературе. Термины «псевдонаучный», «наукообразный» и ряд им подобных употребляются в ней, как правило, для характеристики тех мировоззренческих систем, которые мы относим к категории АММ (см. выше). Однако, на наш взгляд, более адекватным было бы характеризовать так совсем иное явление, в ряде отношений диаметрально противоположное как АММ, так и «методологической оппозиции». Псевдонаука являет собой сложный феномен, объединенный одним ключевым принципом - мимикрией под науку. В ней выделяются, в свою очередь, три «крыла», которые по аналогии с политическими движениями можно обозначить как «левое», «центр» и «правое».
«Левое» крыло псевдонауки представлено более или менее открытыми попытками подмены «научности» наукообразием, когда под эгидой «новой» науки фактически выступают концепции, не соответствующие сложившимся критериям научного знания в соответствующих областях. Как правило, они претендуют на «революцию» в той или иной исследовательской области, объективно основываясь либо на подмене предмета, либо на подмене метода исследования. В этой связи характерны такие новейшие примеры псевдонаучного авантюризма, как попытка радикально переписать мировую историю на основе чисто математических (!) расчетов, предпринятая группой отечественных математиков, и попытка изменить дату основания г. Белгорода посредством откровенных исторических натяжек и домыслов. К этой же категории нами относятся такие ставшие «классическими» примеры, как «мичуринская биология» Т.Д. Лысенко, «научный коммунизм», «научный атеизм» в СССР, «арийская наука» в гитлеровской Германии и т.п.
«Правое»
крыло представлено своего рода «консервативной
оппозицией», теснейшим образом
связанной с т.н. «научной картиной
мира» (далее - НКМ). Для его представителей
НКМ фактически является разновидностью
идеологии, реально основанной, как и всякая идеология,
на мифологическом фундаменте определенного
типа. С собственно наукой (помимо общности
происхождения) ее объединяет ряд элементов,
представляющих собой, как правило, хрестоматийные
результаты различных отраслей научного
познания. Последние заимствуются из теорий
в качестве «строительного материала»
для конструирования своеобразного «жизненного
мира». Фактически этот материал, «отстоявшись»
в сфере обыденного употребления, переводится
в мифологический план и становится достоянием массовидного сознан
«Центр»
псевдонаучного течения идентифицировать
значительно труднее, поскольку
критерии его как феномена менее
ярки и более расплывчаты. Мы склонны
определять его как некоторую
«зону неустойчивого равновесия
В
зависимости от личных особенностей
и особенностей жизненной ситуации
представителя данной категории, его
творческая научная функция может
реализоваться как в «
Таким образом, уже беглый социолого-философский анализ с достаточной очевидностью демонстрирует факт качественной разнородности феномена «антинауки». При этом открытым остается вопрос о том, в какой именно его разновидности таится наибольшая опасность для принципа научности и научной культуры мышления. Несомненно, что его решение зависит от методологической позиции каждого исследователя. Мы можем объективно констатировать необходимость дифференцированной стратегии в отношении различных проявлений «антинауки» и предложить свою программу взаимоотношений науки с ее оппонентами.
В отношении
«методологической оппозиции», на наш
взгляд, наиболее целесообразна стратегия
«критического ученичества». Суть ее
состоит в том, чтобы со всем вниманием
и серьезностью воспринять наследие
ее представителей как людей, находящихся
на переднем крае самопознания науки,
не теряя при этом способности отделять
в нем «зерна от плевел». Если возможно
говорить об идеологии науки, то максимально
адекватно она выражается именно в творческом
самоотрицании науки, которое сегодня,
пожалуй, наиболее осознано и явлено в
концепциях ревизии научного познания.
Универсальный критерий здесь - мера свободы,
которую обретает система научного знания
в каждой точке своего развития. Слегка
перефразируя знаменитого философа-этика Дж.
Информация о работе Псевдонаука и антинаучная деятельность ученых