Псевдонаука и антинаучная деятельность ученых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 06:51, лекция

Описание работы

В последние годы все чаще говорится об «антинауке» как особом явлении духовной жизни, альтернативном научному способу понимания действительности (см. работы А. Мигдала, В.П. Филатова и др. по данной тематике). При этом в данное понятие вкладывается неоднозначный и преимущественно отрицательный смысл: «антинаука» понимается как то, что в конечном счете играет на руку воинствующему невежеству и, таким образом, имеет «злокачественную, разрушительную суть». Задачей данной статьи является критический анализ понятия «антинауки» с целью наметить вехи более адекватной концепции данного феномена и выработать конструктивную стратегию отношения к нему.

Файлы: 1 файл

Тема 7.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

В отношении  альтернативных моделей мира, с нашей  точки зрения, наиболее приемлема  и необходима стратегия «контакта», или диалога. Она основывается на отношении к альтернативному  миропониманию как к потенциально равноценной иной культуре, имеющей право на самобытное существование. Данная тенденция уже существует в отечественной философской и методологической мысли. Суть ее мы склонны понимать как поиски «общего языка» при посредстве всего многообразия современных научных методов исследования, ориентированные на взаимное обогащение арсенала познания, с непременным сохранением критического отношения к конкретным альтернативным системам. Так, сегодня все чаще высказывается мысль, что та же паранаука - не просто «отстойник» или кладбище несостоявшихся научных концепций, но «резервуар» идей, которые наука в данный момент не может воспринять, но которые в принципе небесполезны и могут быть восприняты ею в дальнейшем. Это своего рода «бессознательное науки», куда вытесняются все «научные демоны», научные страхи, научные неуверенности, научные мифологемы. Тем не менее, не следует и идеализировать данную сферу, поскольку ценность она имеет только в связке с собственно научной мыслью, и эта ценность, в конечном итоге, носит «служебный» характер.

Наконец, в отношении различных проявлений псевдонаучности и наукообразия необходима особенно гибкая и тщательно разработанная стратегия. Народная мудрость недаром гласит, что самый опасный враг - не тот, который выступает открыто, а тот, который притворяется «своим». С нашей точки зрения, главная угроза культуре научного мышления, а, следовательно, и науке как таковой существует именно здесь. И в этой связи чрезмерно «охранительные» течения в науке могут оказаться не менее опасными, чем авантюрные притязания отдельных авторов, и гораздо серьезнее по своим последствиям, нежели самые экстравагантные системы альтернативных мировоззрений. Стратегия отношения науки к «антинауке третьего типа» представляется нами в самом общем виде следующим образом:

1. Формулировка четких критериев «псевдонаучности» применительно к конкретным сферам научной деятельности, их теоретическая и эмпирическая интерпретация;

2. Разработка  и проведение специальных социологических  исследований на предмет выяснения  реальной картины псевдонаучных тенденций и способствующих им факторов в различных специальных областях научного знания;

3. Теоретическая  и прикладная разработка и  практическое осуществление комплекса  мероприятий, направленных на  профилактику псевдонаучных тенденций  в сфере высшего и среднего образования, деятельности СМИ и культурно-просветительских учреждений.

 


Информация о работе Псевдонаука и антинаучная деятельность ученых