Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 06:51, лекция
В последние годы все чаще говорится об «антинауке» как особом явлении духовной жизни, альтернативном научному способу понимания действительности (см. работы А. Мигдала, В.П. Филатова и др. по данной тематике). При этом в данное понятие вкладывается неоднозначный и преимущественно отрицательный смысл: «антинаука» понимается как то, что в конечном счете играет на руку воинствующему невежеству и, таким образом, имеет «злокачественную, разрушительную суть». Задачей данной статьи является критический анализ понятия «антинауки» с целью наметить вехи более адекватной концепции данного феномена и выработать конструктивную стратегию отношения к нему.
В отношении
альтернативных моделей мира, с нашей
точки зрения, наиболее приемлема
и необходима стратегия «контакта»,
или диалога. Она основывается на
отношении к альтернативному
миропониманию как к
Наконец, в отношении различных проявлений псевдонаучности и наукообразия необходима особенно гибкая и тщательно разработанная стратегия. Народная мудрость недаром гласит, что самый опасный враг - не тот, который выступает открыто, а тот, который притворяется «своим». С нашей точки зрения, главная угроза культуре научного мышления, а, следовательно, и науке как таковой существует именно здесь. И в этой связи чрезмерно «охранительные» течения в науке могут оказаться не менее опасными, чем авантюрные притязания отдельных авторов, и гораздо серьезнее по своим последствиям, нежели самые экстравагантные системы альтернативных мировоззрений. Стратегия отношения науки к «антинауке третьего типа» представляется нами в самом общем виде следующим образом:
1. Формулировка четких критериев «псевдонаучности» применительно к конкретным сферам научной деятельности, их теоретическая и эмпирическая интерпретация;
2. Разработка
и проведение специальных
3. Теоретическая
и прикладная разработка и
практическое осуществление
Информация о работе Псевдонаука и антинаучная деятельность ученых