Психика животных и разум человека (сходство и различие)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 05:25, контрольная работа

Описание работы

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так-что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.

Содержание работы

Введение 3
Понятие психики, истоки психики у живых существ 4
Сравнение психики животных и человека 8
Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, речь) 10
Научение, мышление, интеллект 12
Мотивация и эмоции 16
Заключение 18
Библиографический список 19

Файлы: 1 файл

Контрольная Психика животных и разум человека (мыслят ли животные)..docx

— 38.50 Кб (Скачать файл)

2.1. Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, речь)

Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными  способностями познавательного  характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных — и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. —  с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.

Но восприятие и память развитого  человека отличаются от аналогичных  функций у животных и новорожденных  младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.

Во-первых, у человека по сравнению  с животными соответствующие  познавательные процессы обладают особыми  качествами: восприятие — предметностью, константностью, осмысленностью, а  память — произвольностью и опосредствованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств  запоминания, хранения и воспроизведения  информации). Именно эти качества приобретаются  человеком при жизни и развиваются  далее благодаря обучению.

Во-вторых, память животных по сравнению  с человеком ограничена. Они могут  пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают  сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что  как-то закрепилось наследственно  и отразилось в генотипе. Остальной  благоприобретенный опыт при уходе  животного из жизни оказывается  безвозвратно утраченным для будущих  поколений.

Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и  воспроизводить теоретически бесконечное  количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости  всю эту информацию постоянно  помнить и держать в своей  голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.

Любая группа, для того чтобы выжить, должна обладать средством, которое  позволяло бы ее членам общаться между  собой, направлять и координировать действия каждого из них.

Почти у всех видов животных имеются  способы передачи информации, с помощью  которых каждая особь может сообщать другим представителям своего вида об опасности, привлекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать  проникновение на свою территорию. Эти сигналы, однако, всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией. По-видимому, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к данному моменту. Только человеческие существа могут при помощи слов возвращаться в прошлое, делая доступным познание давних событий, а также сообщать заранее о некоторых событиях или действиях, предстоящих в будущем, или необходимых шагах для их осуществления.

Исследователи еще не пришли к единому  мнению о том, в какой именно момент возник язык. Некоторые авторы считают, что это произошло очень давно, возможно 2 млн. лет назад, в эпоху, когда Нотo habilis изготовлял свои первые орудия. Разнообразие этих орудий и передача соответствующих навыков были бы невозможны без языка.

Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют и особенности  их “речи”. Как известно, общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков. Имеем ли мы в этом случае процесс, похожий на речевое общение человека? Некоторое внешнее сходство между ними несомненно существует. Внутренне же эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, а как на отраженную в речи реальность. Голосовое общение животных в корне отличается от нее. Легко доказать, что животное отвечает на голос сородича вне зависимости от того, что отражает данный ключевой сигнал: он имеет для него лишь определенный биологический смысл. Или, например, у птиц, живущих стаями, существуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана. При этом совершенно безразлично, что действует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного и просто о каком-нибудь необычном шуме. Следовательно, эти крики связаны с теми или иными явлениями действительности, сходством объективного отношения к ним животного. Иначе говоря, упомянутые крики животных лишены устойчивого объективного предметного значения. То есть общение животных и по своему содержанию и по характеру осуществляющих его конкретных процессов также полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности.

2.2. Научение, мышление, интеллект

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ  чуть ли не с рождения обладают потенциальной  способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном  плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта — в  наглядно-образном и словесно-логическом мышлении — между ними обнаруживаются разительные различия.

Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность  проявляется с двух- и трехлетнего  возраста. Что же касается словесно-логического  мышления, то у животных нет и  малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.

Ученых также давно волновал вопрос, способны ли животные чему-нибудь научиться. В 1912 году Йеркс пытался  выяснить, на какой ступени эволюции животного мира появляется эта способность  чему-то научаться. Ее зачатки с несомненностью обнаруживались уже у дождевого  червя. Действительно, Йеркс сумел  научить некоторых особей поворачивать направо в Т-образном лабиринте. Чтобы достичь такого результата, потребовалось больше 150 проб, в которых  червь, если он поворачивал налево, натыкался на сетку, находившуюся под  током. Тем не менее, было доказано, что простая нервная система  этих животных может накапливать  информацию, способную изменять их поведение.

У высших млекопитающих, главным образом  у обезьян в человека, благодаря  высокому уровню развития головного  мозга появляются новые способности, позволяющие решать задачи без предварительных  пробных манипуляций.

Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны и, разумеется, человек смогли выработать эту способность  улавливать связь между различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение путем  умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым наудачу,

Умозаключения используются в самых  разнообразных ситуациях повседневной жизни, идет ли речь о выполнении какой-нибудь задачи, о перемещении из одного места в другое или о получении  и осмысливании информации, исходящей  от среды, в которой живет индивидуум.

У позвоночных, стоящих на вершине  эволюционной лестницы, в частности  у приматов, возникают новые формы  индивидуально-изменчивого поведения, которые с полным основанием могут  быть обозначены как“интеллектуальное”  поведение.

Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные  виды поведения со сложной структурой, включающей:

— ориентировочно исследовательскую  деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи;

— формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к  достижению цели;

— сличение выполненных действий с исходным намерением. Характерным  для такого строения сложной деятельности является ее саморегулирующийся характер: если действие приводит к нужному эффекту, оно прекращается, если оно не приводит к нужному эффекту — в мозг животного поступают соответствующие сигналы и попытки решить задачу начинаются снова.

Систематические исследования интеллектуального  поведения высших животных (обезьян) были начаты известным немецким психологом В.Келлером. Для изучения этой формы поведения Келлер ставил обезьян в сложные условия, когда непосредственное достижение цели было невозможно.

Обезьяна должна была либо использовать обходной путь, чтобы получить приманку, либо использовать для этой цели специальные орудия. Так, например, обезьяну помещали в большую клетку, рядом с которой клали приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее дотянуться. Достать ее она могла, лишь использовав обходной путь через дверь, расположенную в задней стене клетки.

Исследования, проведенные Келлером, позволяли наблюдать следующую  картину. Сначала обезьяна безуспешно пыталась непосредственно достать  приманку: тянулась к ней или прыгала. Затем она бросала эти безуспешные  попытки, и наступал период, когда  обезьяна неподвижно сидела и лишь рассматривала ситуацию, что сопровождалось соответствующими движениями глаз, до тех пор, пока не приходила к правильному  решению задачи. Характерно, что  решение задачи перемещалось из периода непосредственных проб в период предшествующего попытке наблюдения, и движение обезьяны становилось лишь исполнением ранее выработанного “плана решения”.

Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному решению  задачи, и процесс этот трактуется различными исследователями по-разному. Одни считают возможным сблизить эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и  рассматривают их как проявление творческого озарения. Австрийский  психолог К. Вюлер полагает, что использование орудий обезьянами следует рассматривать как результат переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви). С точки зрения современных исследователей, основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами. Животные способны уловить отношения между предметами и предвосхитить результат данной ситуации. И.П. Павлов, проводивший наблюдения над поведением обезьян, называл интеллектуальное поведение обезьян “ручным мышлением”.

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития психики, за которой начинается история развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственной только человеку, — история развития человеческого сознания. Предысторию человеческого сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развития психики животных. Если окинуть единым взглядом этот путь, то отчетливо выступают его основные стадии и управляющие им закономерности. Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым внешним условиям существования животных и новым шагом в усложнении их физической организации.

2.3. Мотивация  и эмоции.

Более сложным является вопрос о  сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения  состоит в том, что первичные  эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Вот один довольно забавный пример. Демонстрация оскала - широчайше распространенная у позвоночных инстинктивная  программа. Ее цель - предупредить при  встрече с кем-либо, что вы вооружены  и готовы за себя постоять. Приматы  очень широко пользуются ею при контактах.

Человек тоже скалит зубы при сильном  страхе или гневе. Оказаться адресатом  такой демонстрации неприятно и  совсем не хочется. Но у программы  показа зубов есть еще два куда более мягких варианта. Первый - заискивающая улыбка. Так улыбается человек, вступая  в контакт с тем, кого побаивается. Второй - это широкая улыбка. Так  улыбается другому спокойный, уверенный  в себе человек. В сущности, он тоже показывает вам, что вооружен и готов  за себя постоять и в вашем снисхождении не нуждается. Но эта форма демонстрации настолько мягкая, что не только не вызывает у вас страха, а напротив, действует приветливо и умиротворяюще. Мы чувствуем: "Вот, по-видимому, хороший  человек, ему от меня ничего не надо, мне от него тоже, но если бы он мне  понадобился, мы бы легко вступили в  контакт".

Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

Много усилий и времени ученые затратили  на то, чтобы разобраться в вопросе  об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком.

Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о  принципиальных различиях между  человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это — потребности  в общении (контактах c себе подобными  и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать  у животных, и окончательно до сих  пор неизвестно, передаются они человеку по наследству или приобретаются  им в результате социализации.

Информация о работе Психика животных и разум человека (сходство и различие)