И он стремится
одушевить, очеловечить природу,
с тем чтобы потом использовать
против нее те же самые приемы, которыми
пользуется в повседневной жизни: он может
попытаться задобрить одушевленные природные
объекты, сделать их предметом своего
поклонения, чтобы тем самым или ослабить
их могущество, или причислить к своим
союзникам. Так возникают первые религиозные
представления, которые служат своеобразной
компенсацией врожденной слабости и беспомощности
человека. Выведение религиозных представлений
из факта беспомощности человека, как
и другие фрейдовские версии о происхождении
религии, совершенно не противоречит его
психоаналитическим концепциям. Можно
установить непосредственную связь между
психоаналитическим "эдиповым комплексом"
и фрейдовским пониманием потребности
человека в защите от противостоящих ему
сил природы. Эта связь обнаруживается,
например, в аналогичной трактовке Фрейдом
чувства беспомощности, испытываемого
детьми и взрослыми: подобно тому как ребенок
в отце ищет поддержку и придает, сверхъестественным
силам свойства личности отца, точно так
же и взрослый человек приписывает силам
природы характерные особенности отца,
придавая им божественный смысл. Другой
аспект религиозной проблематики, рассматриваемый
Фрейдом, касался вопроса о психологической
значимости религиозных представлений
и целесообразности поддержания или устранения
религиозных иллюзий. При обсуждении этих
проблем Фрейд недвусмысленно заявил
о своей антирелигиозной позиции, подвергнув
критике не только отдельные религиозные
учения, но и сам институт религии. Взгляды
Фрейда на религию вполне укладываются
в рамки атеистической традиции, которая
имеет богатую историю. Вера в религиозные
догматы была подорвана работами Коперника,
Бруно и Галилея, философией английских
и французских материалистов, установлением
взаимосвязи между религией и идеализмом
в работах Фейербаха, теорией эволюции
Дарвина и, наконец, наиболее глубоко -
диалектико-материалистическим учением.
В этом смысле критические соображения
Фрейда в адрес религии нельзя считать
оригинальными. Но одно обстоятельство
придавало критическому отношению Фрейда
к религии особое звучание: критика религиозных
представлений осуществлялась им с психологической
точки зрения. Рассмотрение значимости
религиозных верований для человека и
критика психологических оснований религии
представляют несомненный интерес и являются
собственным вкладом Фрейда в атеистическую
традицию. Фрейд подметил, что, несмотря
на противоречивость и необоснованность
многих религиозных догматов, они обладают
какой-то завораживающей силой, способны
оказывать сильное воздействие на людей.
Чем можно объяснить этот факт? Тайну притягательной
силы религиозных иллюзий Фрейд усматривает
в бессознательных влечениях человека.
Для того чтобы успешно противостоять
религии, необходимо, как считает Фрейд,
раскрыть психологическую природу религиозных
иллюзий. Поскольку религия для Фрейда
является общечеловеческим неврозом навязчивости,
а религиозные учения - невротическим
наследием прошлого, постольку возможность
устранения религиозных представлений
из сознания человека связывается с психоаналитической
процедурой, аналогичной той, которая
применяется им и его единомышленниками
при лечении индивидуальных неврозов.
Как в том, так и в другом случае предполагается
постепенное вытеснение бессознательного
и замена его рациональной умственной
деятельностью человека. Это, по мнению
Фрейда, может способствовать сознательному
отношению как отдельной личности, так
и всего человечества к пересмотренным
и рационально обоснованным предписаниям
культуры. Но в этом направлении предстоит
долгая и кропотливая работа. Ведь религиозные
представления веками фиксировались в
сознании человека, и их невозможно ликвидировать
насильственным путем. Подобная попытка,
по убеждению Фрейда, заранее обречена
на неудачу точно так же, как психоаналитик
потерпел бы поражение, если бы попытался
насильственным путем перевести бессознательное
невротика в его сознание.
Если
отвлечься от чисто психоаналитических
методов Фрейда, то его размышления
об устранении религиозных иллюзий
с помощью научных знаний и
разума человека представляются
во многом справедливыми. Как для
Маркса "религия есть опиум народа",
так и для Фрейда религия - это "сладкий
или горько-сладкий яд отравы". Однако,
ограниченный рамками буржуазного мировоззрения,
Фрейд предлагает избавление от религиозных
представлений путем " общечеловеческой
терапии", с помощью которой, как и при
лечении индивидуального невроза, можно
будто бы перевести религиозные продукты
бессознательного в сферу сознания, понять
их иллюзорность и бесполезность для жизнедеятельности
человека и при содействии научных знаний
и аргументов логического мышления отказаться
от религиозных учений, религиозных представлений
и религии вообще. Стремление Фрейда вскрыть
бесполезность для человечества религиозных
иллюзий, проходящее красной нитью через
все его творчество, является наглядным
свидетельством того, что проводимые им
психоаналитические исследования, связанные
с осмыслением бессознательной деятельности
личности, при всей ошибочности их исходных
постулатов и неправомерно широких обобщениях
преследовали одну цель - помочь человеку
справиться со своими внутренними страстями,
увеличить его могущество над силами природы,
направить использование культурных,
научно-технических и социальных достижений
человечества на благо развития индивида.
Психоанализ, по словам самого Фрейда,
никогда не замолвил ни одного слова в
пользу раскрепощения общественно вредных
влечений личности, наоборот, он всегда
призывал к сознательному овладению страстями
человека, разоблачая всевозможные иллюзии,
будь то сексуальные или религиозные:
"Мы можем, - писал он, - без конца подчеркивать,
что человеческий разум бессилен в сравнении
с человеческими влечениями... Но в этой
слабости есть странная особенность: голос
разума не громкий, но он не умолкает до
тех пор, пока его не услышат. В конце концов
после бесчисленных и повторных протестов
он добивается своего. Вот один из немногих
фактов, позволяющих оптимистически смотреть
на будущее человечества". Психоанализ
и художественное творчество, Психоаналитический
метод используется Фрейдом и при анализе
специфических особенностей художественного
творчества и проблематики искусства.
Здесь он также отталкивается от первоначально
выдвинутых им постулатов, и прежде всего
от идеи "эдипова комплекса", в котором,
по Фрейду, исторически "совпадает начало
религии, нравственности, общественности
и, искусства". Истоки искусства усматриваются
им в фантазии, при помощи которой сыновья,
отказавшиеся от своих намерений стать
заместителями отца в реальной жизни,
ставят себя на его место в воображении,
пытаясь таким образом удовлетворить
свои бессознательные влечения. Тот, у
кого особенно сильно было развито воображение,
стал первым поэтом, сумевшим свои бессознательные
влечения облечь в такую мифическую форму,
благодаря которой они перестали быть
асоциальными и превратились в средство
самоудовлетворения как в воображении
самого поэта, так и в фантастических картинах
других людей, внимающих его поэтическому
голосу. Сила поэтического воображения,
способная захватить и увлечь за собой
массы в фантастический, воображаемый
мир, приобретает, как утверждает Фрейд,
большое значение потому, что в основе
ее лежит всеобщее чувство аффективной
привязанности к первобытному отцу. Итак,
фантазия и мифотворчество наделяются
в учении Фрейда функцией сублимирования
бессознательных влечений человека. Такое
понимание причин возникновения искусства
накладывает отпечаток и на фрейдовскую
психоаналитическую концепцию.
Как в том, так и в другом
случае предлагается психоаналитическая
процедура по расшифровке "языка"
бессознательного, который в символической
форме обретает будто бы свою самостоятельность
в фантазиях, мифах, сказках, снах, произведениях
искусства. Искусство, таким образом, рассматривается
Фрейдом как своеобразный способ примирения
оппозиционных принципов "реальности"
и "удовольствия" путем вытеснения
из сознания человека социально неприемлемых
импульсов. Оно способствует устранению
реальных конфликтов в жизни человека
и поддержанию психического равновесия,
то есть выступает в роли своеобразной
терапии, ведущей к устранению болезненных
симптомов. В психике художника это достигается
путем его творческого самоочищения и
растворения бессознательных влечений
в социально приемлемой художественной
деятельности. По своему смыслу такая
терапия напоминает "катарсис" Аристотеля.
Но если у последнего средством духовного
очищения выступает только трагедия, то
основатель психоанализа видит в этом
специфику всего искусства. Основной функцией
искусства он ошибочно считает компенсацию
неудовлетворенности художника реальным
положением вещей. Да не только художника,
но и воспринимающих искусство людей,
поскольку в процессе приобщения к красоте
художественных произведений они оказываются
вовлеченными в иллюзорное удовлетворение
своих бессознательных желаний, тщательно
скрываемых и от окружающих, и от самих
себя. Искусство несомненно включает функцию
компенсации. Компенсирующая функция
искусства в определенных условиях может
даже выдвинуться на передний план, как
это нередко случается в современной буржуазной
культуре, духовные продукты которой предназначены
для примирения человека с социальной
действительностью, что достигается путем
отвлечения его от повседневных забот,
реальных проблем жизни. И все же компенсация
- не основная и тем более не единственная
функция искусства. Компенсирующая функция
искусства становится основной лишь тогда,
когда художественное творчество превращается
в ремесло по выполнению социального заказа,
не отвечающего внутренним потребностям
художника, а произведения искусства -
в массовую продукцию, рассчитанную на
такого потребителя, который внутренне
настроен на развлечение. Обращаясь к
проблематике искусства, Фрейд стремится
раскрыть сущность художественного, и
прежде всего поэтического, творчества.
Первые следы данного типа духовной деятельности
человека, по мнению Фрейда, следует искать
уже у детей. Как поэт, так и ребенок могут
создавать свой собственный фантастический
мир, который совершенно не укладывается
в рамки обыденных представлений человека,
лишенного поэтического воображения.
Ребенок в процессе игры перестраивает
существующий мир по собственному вкусу,
причем относится к плоду своей фантазии
вполне серьезно. Точно так же и поэт благодаря
способности творческого воображения
не только создает в искусстве новый прекрасный
мир, но нередко верит в его существование.
Фрейд подмечает этот факт. Но, пройдя
сквозь призму его психоаналитического
мышления, он получает ложное толкование,
будто в основе как детских игр и фантазий,
так и поэтического творчества лежат скрытые
бессознательные желания, преимущественно
сексуального характера. Отсюда столь
же ложный вывод, что побудительными мотивами,
стимулами фантазий людей, в том числе
и поэтического творчества, являются или
честолюбивые желания, или эротические
влечения.
Эти же бессознательные влечения,
по Фрейду, составляют скрытое содержание
самих художественных произведений. Фрейд
не рассматривает взаимоотношения между
сознанием и бессознательным в процессе
творческого акта. Быть может, он считает
это излишним, поскольку при анализе психической
структуры личности и принципов функционирования
ее разноплановых пластов им уже была
предпринята попытка осмысления взаимодействий
между сознательным "Я" и бессознательным
"Оно". Однако тогда речь шла о принципах
функционирования человеческой психики
в целом, безотносительно к конкретным
проявлениям жизнедеятельности человека.
Созданную им абстрактную схему отношений
между сознанием и бессознательным Фрейд
автоматически переносит на конкретные
виды человеческой деятельности - на научную,
художественную, сексуальную, повседневную
поведенческую деятельность. При этом
специфические особенности каждого из
этих видов человеческой деятельности
остаются невыявленными. Не удалось Фрейду
определить и специфику поэтического
творчества. И это далеко не случайно.
Дело в том, что в рамках психоанализа
с его акцентом на бессознательной мотивации
человеческой деятельности данная проблема
представляется принципиально неразрешимой.
Впрочем, сам Фрейд вынужден признать,
что психоанализ далеко не всегда может
проникнуть в механизмы творческой работы
личности. По его словам, способность к
сублимации, лежащая в основе образования
фантазий, в том числе и художественных,
не поддается глубинному психоаналитическому
расчленению. А это значит, что "психоанализу
недоступна и сущность художественного
творчества". Рассматривая мотивы поэтического
творчества, Фрейд одновременно ставит
вопрос о психологическом воздействии
произведений искусства на человека. Он
верно подмечает тот факт, что подлинное
наслаждение от восприятия произведений
искусства, в частности от поэзии, человек
получает независимо от того, являются
ли источником этого наслаждения приятные
или неприятные впечатления. Фрейд полагает,
что такого результата поэт достигает
посредством перевода своих бессознательных
желаний в символические формы, которые
уже не вызывают возмущения моральной
личности, как это могло бы иметь место
при открытом изображении бессознательного:
поэт смягчает характер эгоистических
и сексуальных влечений, затушевывает
их и преподносит в форме поэтических
фантазий, вызывая у людей эстетическое
наслаждение. В психоаналитическом понимании,
настоящее наслаждение от поэтического
произведения достигается потому, что
в душе каждого человека содержатся бессознательные
влечения, аналогичные тем, которые свойственны
поэту. Постижение скрытого смысла и содержания
художественных произведений Фрейд связывает
с "расшифровкой" бессознательных
мотивов и инцестуозных желаний, которые
предопределяют, по его мнению, замыслы
художника. Психоанализ с его расчленением
духовной жизни человека, выявлением внутрипсихических
конфликтов личности и "расшифровкой"
языка бессознательного представляется
Фрейду если не единственным, то по крайней
мере наиболее подходящим методом исследования
художественных произведений, истинный
смысл которых определяется на основе
анализа психологической динамики индивидуально-личностной
деятельности творцов и героев этих произведений.
Если учесть, что в шедеврах мирового искусства
Фрейд ищет только подтверждение допущениям
и гипотезам, положенным в основу его психоаналитического
учения, то нетрудно предугадать направленность
его мышления при конкретном анализе художественного
творчества. Наряду с широкой популярностью
идей Фрейда на Западе, его психоаналитические
взгляды на сущность художественного
творчества вызвали внутренний протест
и критические возражения у реалистически
настроенной интеллигенции. Многим из
них претила не только та сексуальная
подоплека, которую основатель психоанализа
всегда пытался отыскать в творчестве
художника, но и та тенденция исследования
художественного творчества, согласно
которой исключительная роль в этом процессе
отводится бессознательным влечениям
человека, а сознательные мотивы в творчестве
не учитываются. С этих позиций фрейдовские
взгляды на искусство были подвергнуты
справедливой критике не только в марксистской,
но и в прогрессивной буржуазной эстетической
и искусствоведческой мысли. Вместе с
тем некоторые общетеоретические идеи
Фрейда, и прежде всего те, которые касаются
психологического воздействия произведений
искусства на человека, индивидуально-личностной
стороны художественной деятельности,
психологии художника, зрителя и искусства
в целом, были восприняты многими представителями
художественной интеллигенции Запада.
Если учесть, что основатель психоанализа
в своих теоретических работах выступал
в роли непримиримого критика лицемерия
буржуазной морали, религиозных иллюзий,
буржуазных общественных устоев и капиталистической
цивилизации в целом, то становится понятным,
почему некоторые его психоаналитические
концепции, включая и теоретические положения
о психологии искусства, оказали столь
большое влияние на формирование духовной
и интеллектуальной атмосферы в определенных
кругах буржуазного общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. Учеб. Пособие. – М., 1996
- М.Г. Ярошевский. Неофрейдизм.
- Браун Дж. Психология Фрейда и неофрейдисты. М., 1997
- Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. – М., 1995