Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:47, реферат
Психоанализ – понятие, введенное Зигмундом Фрейдом (1856–1939) для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств.
Зигмунд Фрейд австрийский невролог, основатель психоаналитической школы, о которой она начал упоминать с 1896 года. В 1897 он начал проводить самонаблюдения, вел дневники и записывал туда результаты. Вскоре появились его книги «Толкование сновидений» и «Психопатология обыденной жизни
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Психоанализ З.Фрейда…………………………………………4
1.1.Истоки психоанализа…………………………………………………………
1.2.Теория психоанализа……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Философия »
Психоанализ З. Фрейда
(тема работы)
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Философия»
(название дисциплины)
Руководитель
Доцент к.ф-с.н.
________________ __________________Шабанова К.М.
(подпись) (подпись)
_____________
(дата проверки)
Краткая рецензия:
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
(запись о допуске к защите)
______________________________
(оценка по
результатам защиты)
2012 год
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Психоанализ З.Фрейда…………………………………………4
1.1.Истоки психоанализа………………………………………………
1.2.Теория психоанализа………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………
Введение
Психоанализ – понятие, введенное Зигмундом Фрейдом (1856–1939) для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств.
Зигмунд Фрейд австрийский невролог, основатель психоаналитической школы, о которой она начал упоминать с 1896 года. В 1897 он начал проводить самонаблюдения, вел дневники и записывал туда результаты. Вскоре появились его книги «Толкование сновидений» и «Психопатология обыденной жизни. В 1910 году его теория приобретает популярность в Асерике. Его работы переводятся на многие языки. Популярность его взглядов растет. В то же время Фрейд становится не терпим к малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки его учеников, что заставляет многих его последователей отказаться от его теории. В этом общем прогрессе научного познания психики важная роль наряду с Дарвином, Сеченовым принадлежит Фрейду.
В своих исследованиях Фрейд разработал ряд понятий о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и др.
Фрейд выдвинул на первый план
жизненные вопросы, которые никогда
не переставали волновать людей,
- о сложности внутреннего мира
человека, об испытываемых им душевных
конфликтах, о последствиях неудовлетворенных
влечений, о противоречиях между
«желаемым» и «должным». Зигмунд
Фрейд очень повлиял на все
дальнейшее развитие современной психологии.
Глава 1.Психоанализ З.Фрейда
1.1 Истоки психоанализа
Термин «психоанализ» имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; наконец, метод изучения неосознанных мыслей и чувств каждого человека.
В самом общем смысле психоанализ – это стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не ее большая часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, сформированный в течение многих тысячелетий и деятельность его скрыта. Именно эта скрытая, бессознательная часть психики - источник многих наших чувств и мыслей.
Задача психоанализа – это истолкование, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим.
Выделение психоанализа в виде терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке – вероятно потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.
Необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым направлением. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.
Существуют два направления в психоанализе. Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами: свободных ассоциаций, толкований сновидений, группового тренинга и др. Цель практического психоанализа – это коррекция психики, переработка болезненных комплексов. В процессе психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на основе взаимодействия между врачом и пациентом как между уникальными личностями.
Встреченный насмешками академических
кругов, он со временем завоевал популярность,
сравнимую разве что с
Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. Ряд работ Фрейда и его учеников был издан в 20-30 годы на русском языке в основанной проф. Д.А. Ермаковым «психоаналитической библиотечке».
В течение нескольких десятилетий
психоанализ находился под
1.2 Теория психоанализа З.Фрейда
Психоанализ – первая современная
система психологии, предметом которой
является не какой-то отдельно часть проблемы
человека, а человека как целого. В противоположность
методу традиционной психологии Фрейд
выдвинул новый метод, давший ему возможность
изучать личность в целом, а также понять,
что вынуждает человека поступать так,
а не иначе. Это метод – анализ свободных
ассоциаций, снов, оговорок, перенесений
– позволяет понять скрытые проблемы,
известные только самому индивиду. Тем
самым психоаналитический метод сделал
доступными для наблюдения и изучения
такие явления, которые иным путем не наблюдаются.
Стало возможным выявление даже тех эмоциональных
переживаний, которые не были доступны
даже для самоанализа.
В начале исследований Фрейда
интересовали главным образом невротические
симптомы. Но, чем дальше продвигался психоанализ,
тем более явным становилось, что полное
понимание симптомов невроза возможно
только при понимании типа характера человека.
Теперь уже не отдельные симптомы, а сам
невротический характер стал предметом
психоанализа и психоаналитической терапии.
Предыстория возникновения психоанализа
начиналась с так называемого катартического
метода, использованного австрийским
врачом Й. Брейером (1842–1925) при лечении
случая истории молодой девушки в 1880–1882 гг.
Связанная с катарсисом (очищением души)
терапия основывалась на воспоминаниях
о переживаниях, вызванных к жизни душевными
травмами, их воспроизведением в состоянии
гипноза и соответствующим «отреагированием»
больного, которое ведет к исчезновению
симптомов заболевания.
История возникновения психоанализа
началась с отказа З. Фрейда от гипноза
и использования им техники свободных
ассоциаций. На смену гипноза приходит
новая техника, основанная на том, что
пациенту предлагается свободное высказывание
всех мыслей, возникших у него в
процессе обсуждения с врачом тех
или иных вопросов, рассмотрения сновидений,
построения гипотез, связанных с
поиском истоков заболевания.
Переход от катартического метода к психоанализу сопровождался разработкой техники свободных ассоциаций, обоснованием теории вытеснения и сопротивления, восстановлением в правах детской сексуальности и толкованием сновидений в процессе изучения бессознательного. По словам З. Фрейда, учение о вытеснении и сопротивлении, о бессознательном, об этиологическом (связанном с происхождением) значении сексуальной жизни и важности детских переживаний являются «главными составными частями учения о психоанализе».
Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в разнообразные сферы знания, включая науку, религию, философию. По мере его выхода в мир само понятие психоанализа стало столь распространенным и широко используемым в медицинской, психологической и культурологической литературе ХХ столетия, что превратилось в многозначное и неопределенное.
Первоначально данное понятие
означало определенный терапевтический
прием. Затем оно стало названием
науки о бессознательной
Неопределенность в трактовке понятия психоанализа отчасти вызвана неадекватной интерпретацией со стороны многих исследователей тех или иных идей и концепций, которые в свое время были выдвинуты З. Фрейдом. Однако не только этим объясняется многосмысленность данного понятия. Дело в том, что в работах самого З. Фрейда содержатся многочисленные определения психоанализа. Они не только дополняют друг друга, но подчас вступают в противоречие между собой, что затрудняет адекватное понимание психоанализа как такового.
В различных работах З.
Фрейда встречаются следующие
Психоанализ – это орудие, которое дает возможность Я овладеть Оно; любое исследование, признающее факты переноса и сопротивления, как исходные положения работы, можно назвать психоанализом; это вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни; Психоанализ, не научное, свободное от тенденциозности исследование, а терапевтический прием; это один из видом самопознания; Психоанализ – искусство истолкования ошибочных действий, сновидений, симптомов заболеваний; он – нечто среднее между медициной и философией; это работа, при помощи которой в сознание больного вводится вытесненное им в его душевной жизни; и наконец, психоанализ – метод лечения нервнобольных.
Таким образом, диапазон трактовок психоанализа у З. Фрейда довольно широкий. Для большей ясности в этом вопросе ему самому понадобилось уточнение в определении названия психоанализа, что и было сделано им в энциклопедической статье «Психоанализ» и «теория либидо» в 1923 году. В этой статье он подчеркнул, что психоанализом называется: 1) способ исследования психических процессов, иначе недоступных пониманию; 2) основанный на этом исследовании метод лечения невротических расстройств; 3) возникший в результате этого ряд психологических концепций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину.
До сих пор ведутся дискуссии по верности определения психоанализа, но если одно выделить и назвать более правильным и полным невозможно т .к каждое понятие дополняет в какой то степени другое.
Является ли психоанализ наукой, способной к изучению и объяснению бессознательных влечений и желаний человека? Представляет ли он собой искусство толкования сновидений, текстов художественных произведений, явлений культуры? Или психоанализ – это один из методов лечения, используемых в психотерапии?
Ответы на поставленные таким образом вопросы зависят от того, под каким углом зрения рассматривается психоаналитическое учение З. Фрейда о человеке и культуре. Одни исследователи считают, что психоанализ является такой же естественной наукой, как, скажем, химия или физика. Другие заявляют о том, что психоанализ не отвечает требованиям науки и представляет собой не что иное, как миф, интеллектуальное заблуждение одаренного воображением человека, каким был З. Фрейд.
Вопрос об эффективности психоанализа как метода лечения психических расстройств также остается открытым. Его сторонники убеждены, что психоанализ является эффективным средством лечения там, где оказывается бессильной психиатрия, где предполагалось медикаментозное лечение. Его противники считают, что психоанализ – дорогостоящее удовольствие, не приносящее реального выздоровления.
Приходится считаться многозначности определения психоанализа как его сторонниками и противниками, так и самим его основателем.
Прежде всего важно иметь в виду, что основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознание и бессознательное. Психоаналитик считает, что бессознательные влечения и желания предопределяют мышление и поведение человека.
Уходя своими корнями в травмирующие психику ребенка переживания детства, бессознательные влечения и желания сексуального и агрессивного характера приходят в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами, создавая тем самым внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных» влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики и так или иначе, рано или поздно дают знать о себе. Благодаря механизмам сублимации (переключения сексуальной энергии на социально одобренные цели) они могут выливаться в художественное творчество. Однако далеко не все люди обладают подобной способностью. Вытесненные влечения и желания могут подтолкнуть человека к «бегству в болезнь», к возникновению психических расстройств, вызванных как внешними, так и внутренними факторами, предопределившими невротический способ разрешения стоящих перед человеком проблем и противоречий жизни.