Психоанализ З.Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:47, реферат

Описание работы

Психоанализ – понятие, введенное Зигмундом Фрейдом (1856–1939) для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств.
Зигмунд Фрейд австрийский невролог, основатель психоаналитической школы, о которой она начал упоминать с 1896 года. В 1897 он начал проводить самонаблюдения, вел дневники и записывал туда результаты. Вскоре появились его книги «Толкование сновидений» и «Психопатология обыденной жизни

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Психоанализ З.Фрейда…………………………………………4
1.1.Истоки психоанализа…………………………………………………………
1.2.Теория психоанализа……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 42.03 Кб (Скачать файл)

Фрейд приводит образное сравнение для лучшего понимания сути того способа разрешения внутренних конфликтов, который характеризуется "бегством в болезнь". Представим себе, что по узкой тропинке, проложенной на крутом склоне скалы, едет на осле человек. Неожиданно на повороте появляется лев. Положение безвыходное: тропинка настолько узкая, а лев столь близко, что повернуть назад и убежать уже невозможно. Человек считает себя обреченным на неминуемую гибель. Ему не остается ничего другого, как пассивно ожидать своей смерти или, собравшись с силами, вступить в схватку со львом, хотя шансы на выживание ничтожны. Иначе ведет себя осел. Столкнувшись с опасностью, он вместе с сидящим на нем человеком бросается в пропасть. Лев остается, что называется, с носом. Но и для человека исход оказывается губительным, так как он даже не успевает вступить в борьбу за свою жизнь.

Приводя это сравнение, Фрейд  подчеркивает, что помощь, оказываемая  неврозом, дает ничуть не лучшие результаты для человека, чем попытки осла избежать гибели от разъяренного льва. Так что подобное разрешение внутриличностных конфликтов нельзя признать эффективным.    

В теории психоанализ нацелен  на выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, на понимание  как функционирует человеческая психика.

 Этому способствуют различные психоаналитические предположения, гипотезы, идеи, согласно которым: в психике нет ничего случайного; ранние стадии психосексуального развития ребенка заметно сказываются на мышлении и поведении взрослого человека; события первых лет имеют первостепенное значение для всей дальнейшей жизни; эдипов комплекс является не только ядром неврозов, но и источником возникновения нравственности, морали, религии, общества, культуры; психический аппарат состоит из трех сфер или областей – бессознательного Оно (включающего в себя все то, что наследуется, присутствует при рождении и заложено в конституции, то есть прежде всего влечения и инстинкты, берущие свое начало в соматической структуре и находящие свое психическое проявления в неосознаваемых формах), сознательного Я (наделенного функцией самосохранения и контроля над требованиями Оно, стремящегося к избежанию неудовольствия и получению удовольствия) и гиперморального Сверх-Я, олицетворяющего собой авторитет родителей, социальные идеалы, совесть; основополагающие влечения человека – влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти, включающее в себя инстинкт разрушения; мышление и поведение человека осуществляется под воздействием различных психических механизмов и процессов, среди которых наиболее значимыми представляются такие, как вытеснение, подавление, регрессия, проекция, интроекция, идентификация, сублимация и некоторые другие.   

В клинической практике психоанализ  направлен на устранение неврозов, включающее в себя осознание пациентом бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения психических конфликтов, что предполагает терпеливую работу аналитика по выявлению различных видов подавления, вытеснения, сопротивления, переноса, «потребности быть больным и страдающим», возникающих как в повседневной жизни анализируемого, так и в процессе психоаналитической терапии. Используя различные аналогии, З. Фрейд сравнивал психоаналитическую терапевтическую работу с работой химика (химический анализ), археолога (раскопки древних слоев), вмешательством хирурга, воздействием ортопеда или влиянием воспитателя.   

В понимании З. Фрейда в  своей терапевтической деятельности психоаналитик по-разному служит пациенту: в качестве авторитета и  заместителей его родителей; в качестве учителя и воспитателя; и если ему удается поднять психические процессы в Я больного до нормального уровня, преобразовать бессознательное и подавленное в предсознательный материал и таким образом вернуть его во власть Я пациента, то в качестве аналитика он сделает для него все возможное. Стратегия психоаналитического лечения такова : по выражению З. Фрейда, «врач-аналитик и ослабленное Я его пациента, основываясь на реальном внешнем мире, должны объединиться против неприятеля – инстинктивных требований Оно и сознательных требований Сверх-Я».    

В традиционных философских  и психологических учениях разрешение конфликтов между человеком и  окружающим его миром не представлялось чем-то проблемно-неразрешимым. Считалось, что в ходе эволюционного развития у человека вырабатываются и формируются  защитные механизмы, позволяющие ему  приспосабливаться к внешнему миру. Фрейд не отрицает таких возможностей разрешения конфликтов. В этой связи он выдвигает представления о принципе удовольствия и принципе реальности в жизнедеятельности человека.   

"Принцип удовольствия" - программа психических процессов человека, где бессознательные влечения автоматически направляются на получения максимального удовольствия. "Принцип реальности" –внешний психологический процесс, где необходимостью считаться с требованиями окружения и задающий ориентиры на поиск таких путей достижения первоначальной цели, которые бы застраховывали человека от различных потрясений и перегрузок, связанных с невозможностью сиюминутного удовлетворения желаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На этом можно закончить  рассмотрение вопросов психоаналитической теории. Узнав, как появился и развивался психоанализ, как рассматривается  З. Фрейдом структура личности и  связи между элементами, как оцениваются  фрейдистами социокультурные явления. Как относиться к этой теории - дело каждого, как и обращаться или нет к психоаналитику. Важны и философские аспекты психоанализа. По словам В. Лейбина, можно с "полным основанием говорить о том, что в ближайшем будущем психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре не только утратит своего влияния на развитие  философской мысли, но, напротив, сохранит свою значимость в условиях сближения между собой различных философских школ". Если сейчас, в условиях разъединенённости мира и споров о том, что и кто лучше, теория действительно послужит делу создания общих знаменателей, то только за это можно будет благодарить З. Фрейда и сказать, что он работал не зря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1.З. Фрейд О психоанализе. Пять лекций. Методика и техника  психоанализа

2. "Я" и "Оно". В двух томах. Том 1

3. Лосев А. Ф. Философия  / А. Ф. Лосев. – М., 1991. – 525 с.

 


Информация о работе Психоанализ З.Фрейда