Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:29, реферат
Актуальность: на сегодняшний день изучение психических свойств личности очень важно, т.к. личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Психология изучает не
только отдельные психические процессы
и те своеобразные сочетания их,
которые наблюдаются в сложной
деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие
каждую человеческую личность: её интересы
и склонности, её способности, её темперамент
и характер.
Актуальность:
на сегодняшний день изучение психических
свойств личности очень важно, т.к. личность
выступает объектом целого ряда наук и,
являясь сложным, многогранным социальным
явлением, требует к себе комплексного
междисциплинарного подхода (философско-социологического,
социально-психологического и т.п.). Психология
изучает человека с точки зрения его психической,
духовной жизнедеятельности.
Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.
Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека "забывчивость" является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но "раздражительность" характерна лишь для некоторых людей.
Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека - его способности, его характер, его интересы и склонности -вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это - особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.
Задачи:
Никакая психическая
особенность не может быть врожденной.
Человек не рождается на свет, уже
имея какие-нибудь определенные способности
или черты характера.
Психические процессы и психические свойства личности фактически неотрывны друг от друга. С одной стороны, все психические процессы в их конкретном протекании зависят от свойств и особенностей личности, начиная с ощущений и восприятий, которые в полноте своего содержания и реального протекания зависят вовсе не только от деятельности будто бы изолированного рецептора, а от свойств самой личности, от ее восприимчивости и впечатлительности и т. д.; с другой - каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в ее свойства. Индивидуально-типологические особенности в восприятии, памяти, мышлении, воображении, внимании, не говоря уже об индивидуально-типологических особенностях в эмоциональной и волевой сфере, - это уже психические свойства и особенности личности в области восприятия, мышления и т. д., как-то: восприимчивость и впечатлительность, наблюдательность, вдумчивость, рассудительность, эмоциональная возбудимость и устойчивость, инициативность, решительность, настойчивость и т. п. Тем самым уже внутри аналитического изучения психических процессов наметился совершающийся с внутренней необходимостью переход к изучению психических свойств личности.
Психика — функция мозга,
заключающаяся в отражении
Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.
Психология изучает то
свойство мозга, которое заключается
в психическом отражении
Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией — регуляция деятельности.
Психическое отражение мира
человеком связано с его
Сознание не фотографически
отражает явления действительности.
Оно вскрывает объективные
Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.
Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика — это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.
Итак, делаю вывод, что психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты — общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.
Психика присуща человеку и животным.
Однако психика человека, как высшая
форма психики, обозначается еще
и понятием "сознание". Но понятие
психики шире, чем понятие сознания,
так как психика включает в
себя сферу подсознания и
Вывод:
итак, психика —это субъективное отражение
объективной действительности в идеальных
образах, на основе которых регулируется
взаимодействие человека с внешней средой.
Содержание психики включает в себя не
только психические образы, но и внеобразные
компоненты —общие ценностные ориентации
личности, смыслы и значения явлений, умственного
действия.
Психические свойства - не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому, как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется, и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. Путь от аналитического изучения психических процессов к изучению психических свойств личности проходит поэтому через изучение психологической стороны ее деятельности. Единство деятельности, объединяющей многообразные действия и поступки, - в единстве ее исходных мотивов и конечных целей, которые являются мотивами и целями личности. Поэтому изучение психологической стороны деятельности является не чем иным, как изучением психологии личности в процессе ее деятельности. В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют, скорее, обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности.
Психические
свойства личности - ее способности и
характерологические черты - формируются в ходе жизни. Психические свойства - это
индивидуальные особенности психической
деятельности конкретного человека, особенности
его психического состояния, его межличностных
и личностно-социальных отношений, которые
позволяют описывать и прогнозировать
его поведение, направление и динамику
психического развития.
Психические
свойства - наиболее общее родовое понятие
для всех более частных психодиагностических
свойств. Врожденные особенности организма
являются лишь задатками, - весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические
свойства человека. На основе одних и тех
же задатков у человека могут выработаться
различные свойства - способности и черты
характера в зависимости от хода его жизни
и деятельности не только проявляются, но сформир
Говоря
о психических свойствах личности, мы
имеем в виду существенные, более или менее
устойчивые, постоянные особенности её.
Всякому человеку случается забыть что-нибудь;
но не для всякого человека «забывчивость»
является характерной чертой. Всякий человек
переживал когда-нибудь раздражённое
настроение, но «раздражительность» характерна
лишь для некоторых людей.
Психические
свойства человека не являются чем-то
таким, что человек получает в готовом
виде и сохраняет неизменным до конца
своих дней. Психические свойства человека
- его способности, его характер, его интересы
и склонности - вырабатываются, формируются
в ходе жизни. Это - особенности более или
менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно
неизменных свойств в человеческой личности
не бывает. Пока человек живет, он развивается
и, следовательно, так или иначе меняется.
Никакая психическая особенность не может
быть врожденной. Человек не рождается
на свет, уже имея какие-нибудь определенные
способности или черты характера. Врожденными
могут быть только некоторые анатомические
и физиологические особенности организма,
некоторые особенности нервной системы,
органов чувств и - что особенно важно
- мозга. Эти анатомо-физиологические особенности,
образующие врожденные различия между
людьми, называются задатками. Задатки
имеют важное значение в процессе формирования
индивидуальности человека, но они никогда
не предопределяют её, т.е. не являются
единственным и главным условием, от которого
эта индивидуальность зависит. Задатки,
с точки зрения развития психических особенностей
человека, многозначны, т.е. на основе каких-либо
определенных задатков могут выработаться
различные психические свойства в зависимости
от того, как будет протекать жизнь человека.
Выделяются четыре основных
психических свойства:
1. Темперамент
2. Способности
3. Мотивации.
4. Характер.
Вывод: подытоживая все сказанное, хочу добавить, что каждый конкретный человек обладает индивидуальными способами отражения действительности, и регулировать свое поведение он может только исходя из личных способностей. Это устойчивое свойство, данное от рождения, и называется психическим свойством личности.
Еще со времен древности
принято различать четыре основных
темперамента: холерический, сангвинический,
меланхолический и
Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся:
1) в эмоциональной возбудимости
(быстрота возникновения
2) в большей или меньшей
тенденции к сильному
3) в быстроте движений, общей подвижности человека.
Типичных представителей каждого из темпераментов можно охарактеризовать следующим образом.
Холерик - человек быстрый, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам.
Сангвиник - человек быстрый, подвижной, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяются.
Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства.
Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне.
Характерные черты темпераментов объясняются теми свойствами высшей нервной деятельности, которые кладутся в основу деления типов высшей нервной деятельности:
1) силой нервных процессов,
2) уравновешенностью или неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения,
3) подвижностью нервных процессов.
Тип нервной системы не является чем-то совершенно неизменным. Не является неизменным и темперамент. Нередко темперамент меняется с возрастом; он может изменятся и "под влиянием жизненного воспитания". Но во всяком случае темперамент - достаточно устойчивое свойство, относящееся к числу характерных психических свойств личности.