Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:29, реферат
Актуальность: на сегодняшний день изучение психических свойств личности очень важно, т.к. личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
Было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями типов холерика, сангвиника, меланхолика или флегматика; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в разных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.
Каждый из темпераментов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика - вот примеры тех ценных свойств личности, наклонность к которым связана с отдельными темпераментами. Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо выработать в себе, а темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу. Холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действия, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.
Чтобы использовать ценные стороны своего темперамента, человек должен научиться владеть им, подчинять его себе. Если же, наоборот, темперамент будет владеть человеком, управлять его поведением, то при любом из темпераментов возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным "взрывам". Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, наклонность целиком погружается в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, зачастую безучастным ко всем впечатлениям жизни.
Вывод: таким образом, осознание положительных и отрицательных сторон своего темперамента и выработка умения владеть и управлять ими составляют одну из важнейших задач воспитания характера человека.
Способности - устойчивые психологические
свойства людей, которыми они отличаются
друг от друга и от которых зависят их
достижения в различных видах деятельности.
Способный человек умеет делать определенное
дело, причем таким образом, что это получает
высокую оценку со стороны окружающих.
Понятие о способностях является относительным
и социально обусловленным.
С древнейших
времен и до XVIII в. способностями назывались
все возможные психологические качества
человека. После доказательства того,
что не все способности врожденные, способностями
стали называть такие психологические
качества, которые приобретаются в процессе
жизни. Современное представление о способностях
сложилось лишь в XX в.
Способности
- это индивидуально-психологические особенности
личности, обеспечивающие успех в деятельности,
в общении и легкость овладения ими. Способности
не могут быть сведены к знаниям, умениям
и навыкам, имеющимся у человека, но способности
обеспечивают их быстрое приобретение,
фиксацию и эффективное практическое
применение. Способности проявляются через
динамику результатов деятельности за
определенный отрезок времени. У разных
людей могут быть по разному выражены
способности со стороны отдельных психических
процессов.
Способности можно классифицировать на:
- природные (или естественные) способности,
в основе своей биологически обусловленные,
связанные с врожденными задатками, формирующиеся
на их базе, при наличии элементарного
жизненного опыта через механизмы научения
типа условно-рефлекторных связей;
-специфические человеческие способности,
имеющие общественно-историческое происхождение
и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной
среде.
Специфические
человеческие способности в свою очередь
подразделяются на:
- общие, которыми определяются успехи
человека в самых различных видах деятельности
и общения (умственные способности, развитые
память и речь, точность и тонкость движений
рук и т.д.);
- специальные, определяющие успехи человека
в отдельных видах деятельности и общения,
где необходимы особого рода задатки и
их развитие (способности математические,
технические, литературно-лингвистические,
художественно-творческие, спортивные
и т.д.);
- теоретические, определяющие склонность человека
к абстрактно-логическому мышлению;
- практические, лежащие в основе склонности
к конкретно-практическим действиям. Сочетание
этих способностей свойственно лишь разносторонне
одаренным людям;
- учебные, которые влияют на успешность
педагогического воздействия, усвоение
человеком знаний, умений, навыков, формирования
качеств личности;
- творческие, связанные с успешностью в создании
произведений материальной и духовной
культуры, новых идей, открытий, изобретений.
Высшая степень творческих проявлений
личности называется гениальностью, а высшая степень способностей
личности в определенной деятельности (общении) – талантом;
-способности к общению, взаимодействию
с людьми;
- предметно - деятельностные способности, связанные со взаимодействием
людей с природой, техникой, знаковой информацией,
художественными образами.
Вывод: человек, способный ко многим и
различным видам деятельности и общения,
обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей,
обусловливающих диапазон его интеллектуальных
возможностей, уровень и своеобразие деятельности
и общения.
Мотив – это побуждение
к совершению поведенческого акта,
порожденное системой потребностей
человека и с разной степенью осознаваемое
либо не осознаваемое им вообще. В процессе
совершения поведенческих актов
мотивы, будучи динамическими образованиями,
могут трансформироваться (изменяться),
что возможно на всех фазах совершения
поступка, и поведенческий акт
нередко завершается не по первоначальной,
а по преобразованной мотивации.
Мотивации - потребности человека, в основе
которых лежат эмоциональные процессы,
в ходе которых происходит положительная
или отрицательная оценка результатов
деятельности.
Мотивация - основа жизни и деятельности
всех живых организмов. Представляет собой
определенную энергетическую систему,
которая стремится к удовлетворению мотивов
и потребностей, составляющих сущность
мотивации.
Известная пирамида или
шкала потребностей по Маслоу имеет в
основании базовые потребности в воздухе,
воде, пище, физическом движении, а на вершине
- потребность человека в самореализации
личности. Знак и величина эмоциональной
оценки зависят от приближения полученного
результата деятельности к ожидаемому
полезному приспособительному результату
(цели, образу, эталону).
Вывод: Проблема мотивации занимает
ведущее место среди других фундаментальных
проблем высшей нервной деятельности.
Если еще в середине нашего столетия мотивации
находились целиком в сфере научных интересов
психологов, то в последние годы мотивации
стали предметом пристального исследования
физиологов. В изучении мотиваций наметился
значительный прогресс. Традиционный
поведенческий и электрофизиологический
подходы все активнее соединяются с изучением
молекулярных механизмов мотиваций. Серьезному
исследованию подверглись социальные
мотивации человека.
2.4 ХАРАКТЕР
Характер - совокупность основных черт
личности, от которых зависят формы социального
поведения, поступки человека, которые
рассчитаны на оказание влияния на окружающих.
Характер проявляется
в человеческих отношениях.Первичные
черты характера появляются раньше
других в процессе развития человека,
и на их основе формируются другие черты
характера.Позднее формируются и развиваются вторичные черты, так как для
их появления нужна определенная основа.
Иногда данные черты называются базисными
и ситуационными.
Характер
– индивидуальное сочетание наиболее
устойчивых, существенных особенностей
личности, проявляющихся в поведении человека,
в определенном отношении:
1) К себе (степень требовательности,
критичности, самооценки);
2) К другим людям (индивидуализм или коллективизм,
эгоизм или альтруизм, жестокость или
доброта, безразличие или чуткость, грубость
или вежливость, лживость или правдивость
и т.п.);
3) К порученному делу (лень или
трудолюбие, аккуратность или неряшливость,
инициативность или пассивность, усидчивость
или нетерпеливость, ответственность
или безответственность, организованность
и т. п.);
4) В характере отражаются волевые качества:
готовность преодолевать препятствия,
душевную и физическую боль, степень настойчивости,
самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Характер
(тип личности или психотип) - это наиболее
общая интегральная оценка системы психических
процессов.
В конце
XX века получила широкое развитие соционика,
которая опирается на изучение характеров
людей. Это наука и технология, позволяющая
прогнозировать поведение и стиль деятельности
человека, коллектива и общества в целом,
определять совместимость людей в семье
и бизнесе и формировать коллективы единомышленников
на основе естественной, психологической,
информационной, идеологической и деловой
совместимости.
Вывод: В настоящее
время специалисты в области соционики,
определяющие специальными методами психотипы
людей, востребованы для выбора спутников
жизни, помощи в вопросах выбора профессии,
проведения конкурсов на рабочие места
и т.п.
3.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Исходя из всего вышесказанного, мы делаем вывод, что личностью человек не рождается, а становится. С этой точкой зрения сегодня согласно большинство психологов. Однако по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, существуют различные точки зрения. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии социализация не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса —индивидуализации.
Процесс социализации, а следовательно и процесс формирования личности, может осуществляться как в рамках специальных социальных институтов, например в школе, так и в различных неформальных объединениях. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Именно в семье, в окружении близких людей, закладываются основы личности человека. Очень часто мы можем встретить мнение, что основы личности закладываются в возрасте до трех лет. В этот возрастной период у человека не только происходит бурное развитие психических процессов, но он также получает первый опыт и навыки социального поведения, которые остаются у него до конца жизни.
В психологии принято подразделять социализацию на первичную и вторичную. Обычно вторичную социализацию связывают с разделением труда и соответствующим ему социальным распределением знаний. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфического ролевого знания, когда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под индивидуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.
При рассмотрении проблемы развития личности соотношение социализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Суть данных споров заключается в том, что одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, другие же полагают, что индивидуализация личности — это негативная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации.
Следует отметить, что процесс социализации
осуществляется постоянно и не прекращается
даже в зрелом возрасте. По характеру
своего протекания социализация личности
относится к процессам с
Одновременно с социализацией протекает еще один процесс — инкультурация. Если социализация — это усвоение социального опыта, то инкультурация — это процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах. Следует отметить, что между данными понятиями нет тождества. Часто мы можем наблюдать отставание одного процесса от другого. Так, успешное усвоение человеком общечеловеческой культуры не означает наличие у него достаточного социального опыта, и наоборот, успешная социализация не всегда свидетельствует о достаточном уровне инкультурации.
Другим вопросом, рассматриваемым
в рамках общих проблем развития
личности, является вопрос о степени
устойчивости личностных свойств. В
основе многих теорий личности лежит
предположение о том, что личность
как социально-психологический
Однако в ряде исследований было обнаружено, что поведение человека довольно изменчиво. Поэтому невольно возникает вопрос о том, насколько и в чем личность и поведение человека действительно устойчивы.
Между тем в ходе исследований было установлено, что наибольшей стабильностью обладают динамические особенности личности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие качества.
Вывод: таким образом, ответ на вопрос об устойчивости свойств личности весьма неоднозначен. У одних свойств, как правило тех, которые были приобретены в более поздние периоды жизни и малосущественны, устойчивости фактически нет; у других личностных качеств, чаще всего приобретенных в ранние годы и так или иначе обусловленных органически, она есть. В большинстве исследований, посвященных данной проблеме, отмечается, что реальное поведение личности, как устойчивое, так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых находится человек. Таким образом, следует говорить не о постоянстве поведения, а о постоянстве черт, определяющих адекватность поведения в тех или иных условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психические свойства личности
- ее способности и
Психические свойства
являются результатом нейрофизиологической
деятельности мозга, однако содержат в
себе характеристики внешних объектов,
а не внутренних физиологических процессов,
при помощи которых психическое возникает.
Говоря о психических
свойствах личности, мы имеем в виду существенные,
более или менее устойчивые, постоянные
особенности её.
Психические
свойства человека - его способности, его
характер, его интересы и склонности -
вырабатываются, формируются в ходе жизни.
Это - особенности более или менее устойчивые,
но не неизменные.
Выделяются
четыре основных психических свойства:
темперамент, способности, мотивации и
характер. Исследование характера и его
формирования, до сих пор мало продвинутое,
должно было бы сосредоточиться в первую
очередь на этой проблеме - проблеме перехода
ситуационно, стечением обстоятельств
порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые
личностные побуждения. Этим в педагогическом
плане определяется и основная линия воспитательной
работы по формированию характера. Исходное
здесь - это отбор и "прививка" надлежащих
моти-вов путем их генерализации и "стереотипизации",
Общая концепция, согласно которой внешние
причины действуют через посредство внутренних
условий, определяющая, в конечном счете,
наш подход к психологическому изучению
человеческой личности, определяет и понимание
путей ее психического развития.
В силу того что внешние причины действуют
лишь через внутренние условия, внешняя
обусловленность развития личности закономерно
сочетается с его "спонтанностью".
Все в психологии формирующейся личности
так или иначе внешне обусловлено, но ничто
в ее развитии не выводимо непосредственно
из внешних воздействий. Законы внешне
обусловленного развития личности - это
внутренние законы. Из этого должно исходить
подлинное решение важнейшей проблемы
развития и обучения, развития и воспитания.