Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 15:00, реферат
Хронологические рамки античной психологии - XVI в. до н.э. - IV в. н.э. Это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации.
Именно в этот период зарождаются и оформляются рациональные научные знания о психике, ростки которых появляются уже в рамках древневосточной культуры. Труды греческих мыслителей знаменуют подлинную революцию в научном мировоззрении: была опровергнута мифологическая картина мира и ей противопоставлен рационалистический, научный взгляд на окружающую действительность - природу, человека, его внутренний психический мир. И хотя основным понятием, отражающим психические явления, остается понятие "душа", зародившееся в глубокой древности и уходящее своими корнями к самым истокам человеческой цивилизации, но существенно преобразуется его содержание, предпринимаются попытку его рационалистического объяснения.
Введение………………………………………………………………………………….3
Причины зарождения рациональных научных идей о психике в период античности.
1.1. Особенности мифологического мышления………………………………..3
Особенности философского рационального мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике в период античности………………………………………………………………….4
2. Основные этапы развития античной психологической мысли.
2.1. "Протофилософский" этап развития античной психологии……………..6
2.2. Античная натурфилософская психологическая мысль.………………….12 2.3. Учение Сократа - поворотный пункт в развитии античной психологической мысли…………………………………………………………16
2.4. Учение Платона - истоки объективно-идеалистического подхода в психологии………………………………………………………………………………17
2.5. Монистическое учение о душе Аристотеля……………………………….21
2.6. Эллинистическая психологическая мысль…………………….………….23
Заключение………………………………………………………………………………27
2.6. Эллинистическая психологическая мысль
В ходе завоевательных
походов Александра Македонского возникла крупнейшая мировая
монархия древности. Ее последующий распад
открыл новый период в истории древнего
мира - эллинистический - с характерным
для него синтезом элементов культур Греции
и стран Востока.
Положение личности в обществе коренным
образом изменилось. Утрачивается связь
человека с городом-полисом, исчезает
понятие "гражданин", фиксировавшее
позицию человека как активного социального
существа, "политического субъекта";
оно заменяется понятием "подданный".
Исчезает ощущение стабильности социальной
жизни; человек оказывался перед лицом
непредсказуемых грядущих катастроф.
С огромной остротой человек осознает
зыбкость своего существования в изменившемся
мире. Эти сдвиги в реальном положении
и в самоощущении личности наложили отпечаток
на представления о ее душевной жизни.
Вера в могущество разума и в великие интеллектуальные
достижения прежней эпохи ставились под
сомнение. Возникает и становится популярной
философия скептицизма, призывающая отказаться
от суждений, касающихся окружающего мира
в силу их недоказуемости, относительности.
Подвергается сомнению значение интеллектуальных
ценностей (Пиррон, конец IV в. до н.э.). Данная
концепция отражала новое мироощущение
человека кризисного общества и базировалась
на представлении о том, что отказ от поисков
истины позволит человеку обрести душевный
покой, достичь состояния атараксии (от
греческого слова, означающего отсутствие
волнений).
В период эллинизма психологическая мысль развивается в русле следующих направлений:
Школа стоиков
возникла в IV в. до н, э. Ее основатели -
Зенон, Хризипп. Наибольшего развития стоицизм достиг
в римский период (Сенека). Стоики рассматривали
космос как состоящий из бесчисленных
модификаций огненного воздуха - пневмы,
разновидностью которой является душа.
Согласно стоицизму, мировая пневма тождественна
"божественному огню", иначе - Логосу
или судьбе. Отсюда вытекает этический
постулат стоиков - человек должен жить
согласно Логосу, покориться судьбе.
Как и их предшественники в классической
Греции, стоики возвеличивали разум, утверждали,
что человек не достигает счастья из-за
того, что не знает, в чем оно состоит. Они
категорически отрицали роль и ценность
аффективной сферы, видя в ней источник
"порчи разума", поскольку аффекты
возникают в результате "неправильной"
деятельности ума. Удовольствие и страдание
оценивались ими как ложные суждения о
настоящем; желание и страх - как ложные
суждения о будущем. Отсюда вывод: от аффектов
следует лечить, как от болезней; от них
надо решительно избавляться. Только разум,
свободный от любых эмоциональных потрясений,
способен правильно направлять и регулировать
поведение.
Огромная популярность стоицизма в эллинистический
период объяснялась особенностями времени:
предчувствием грядущей гибели греко-римского
общества, глубоким кризисом, переживаемым
им, нестабильностью, шаткостью общественных
основ. В стоицизме, призывавшем смело
и мужественно смотреть в лицо судьбе,
сколь бы горька и тяжела она ни была, люди
обретали моральную поддержку.
Лидер другой популярной школы
философии периода эллинизма Эпикур (конец
IV в. до н.э.) опирался на атомистическое
учение Демокрита. Однако в противовес
Демокритову утверждению о неотвратимости
движения атомов по законам, исключающим
всякую случайность, Эпикур высказал идею,
что атомы могут отклоняться от своих
закономерных траекторий. Это позволило
ему опровергнуть постулат о "жесткой"
причинности, царящей в мире и в душе как
разновидности атомов, и обосновать идею
о самопроизвольности, спонтанности изменений,
их случайном характере. Тем самым эпикуреизм
отверг строгую предопределенность поступков,
признал возможность самопроизвольных
отклонений, заложенных в самой природе
вещей, свободу выбора.
Вслед за Демокритом утверждалось, что
живое тело, как и душа, состоит из движущихся
в пустоте атомов, которые в момент смерти
рассеиваются; а поэтому "смерть не
имеет к нам никакого отношения; когда
мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть
наступает, то нас уже нет".
Как и стоики, эпикурейцы размышляли о
путях достижения независимости личности,
обеспечения ее спокойствия. Такой путь
они видели в самоустранении от всех общественных
дел. Это, с их точки зрения, позволяет
избежать огорчений, тревог, страхов и
дает возможность испытать наслаждение,
которое представляет собой отсутствие
страдания.
Последователем Эпикура в Древнем Риме
был Лукреций. Лукреций критиковал пантеистические
воззрения стоиков о "разлитом" в
природе в форме пневмы разуме. Он считал,
что реально существуют лишь атомы, движущиеся
по законам механики, что в познании первичными
являются ощущения, преобразуемые в более
сложные образы, вплоть до разума.
В эллинистический период проводились
исследования в области анатомии и физиологии.
Так, александрийские врачи Герофил и
Эразистрат, изучали строение организма,
включая головной мозг. Ими было установлено
различие между чувствительными и двигательными
нервами.
Другим великим исследователем
душевной жизни в ее связи с телесностью
был древнеримский врач Гален. Он доказывает
зависимость жизнедеятельности целостного
организма от нервной системы. В его работах
глубоко рассмотрены вопросы строения
и функционирования мозга как центра "высшего
сорта" пневмы - субстрата разума. Его
учение считается вершиной психофизиологической
античной мысли.
Вслед за Гиппократом Гален развил
гуморальное учение о темпераментах как
о пропорциях, в которых смешаны основные
"соки" организма.
Большое внимание он уделял аффектам,
утверждая, что первичным в аффективных
состояниях является изменение в организме
("повышение сердечной теплоты"),
психическая же составляющая (стремление)
является вторичной.
Продолжателем учения Платона в период
эллинизма был Плотин, доказывающий абсолютную
нематериальность души и отвергающий
телесность. В основе существования всего
сущего он видел эманацию (истечение) божественного,
духовного первоначала.
Что касается психологии, то в работах
Плотина она обрела новое предметное содержание
- стала наукой о "самосознании". Продолжая
учение Платона, Плотин утверждал, что
индивидуальная душа происходит от мировой
души, к которой она и устремлена; вторая
ее направленность ориентирована на чувственный
мир. Эти два вектора активности души Плотин
дополняет третьим - обращенностью души
на себя, превращение в предмет изучения
души ее собственной работы. По сути, Плотин
первым приступает к исследованию рефлексии
как важнейшего механизма сознательной
деятельности человека. Особенность его
подхода состоит в рассмотрении рефлексии
как самодостаточной, не из чего не выводимой
сущности. Такое понимание рефлексии стало
впоследствии почвой формирования интроспективной
психологии сознания.
Представителем раннехристианских учений,
развивающихся в русле античного мира,
был Августин (IV-V вв.). Он подчеркивал главенствующую
роль души, которая, по его мнению, управляет
телом. Особую роль в психическом мире
человека он отводил воле, возвышая ее
над разумом, став, таким образом, одним
из основоположников античного волюнтаризма
(от лат. "волюнтас" - воля).
Августин считал, что знания априорны,
заложены в душе. Соответственно они не
приобретаются в ходе опытного познания,
а извлекается из души благодаря направленности
воли. Основанием истинности знания служит
внутренний опыт: душа устремляется в
себя, стремясь познать собственную деятельность
и заложенные в душе Божественные идеи.
Заключение
Подводя итог, необходимо отметить, что труды древнегреческих мыслителей актуальны и значимы для современной психологической науки. В них определены основные линии, по которым осуществлялось последующее развитие психологии, ставятся и рассматриваются многие проблемы, составляющие и поныне предмет серьезных психологических исследований: психофизиологическая и психофизическая проблемы, вопросы индивидуальных различий, соотношение чувственного и рационального познания, структуры психики, ее функций, проблема характера (первый трактат на эту тему принадлежит греческому мыслителю Теофрасту).
Литература:
Информация о работе Психологические воззрения в античную эпоху