Психологические воззрения в античную эпоху

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Хронологические рамки античной психологии - XVI в. до н.э. - IV в. н.э. Это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации.
Именно в этот период зарождаются и оформляются рациональные научные знания о психике, ростки которых появляются уже в рамках древневосточной культуры. Труды греческих мыслителей знаменуют подлинную революцию в научном мировоззрении: была опровергнута мифологическая картина мира и ей противопоставлен рационалистический, научный взгляд на окружающую действительность - природу, человека, его внутренний психический мир. И хотя основным понятием, отражающим психические явления, остается понятие "душа", зародившееся в глубокой древности и уходящее своими корнями к самым истокам человеческой цивилизации, но существенно преобразуется его содержание, предпринимаются попытку его рационалистического объяснения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Причины зарождения рациональных научных идей о психике в период античности.
1.1. Особенности мифологического мышления………………………………..3
Особенности философского рационального мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике в период античности………………………………………………………………….4

2. Основные этапы развития античной психологической мысли.
2.1. "Протофилософский" этап развития античной психологии……………..6
2.2. Античная натурфилософская психологическая мысль.………………….12 2.3. Учение Сократа - поворотный пункт в развитии античной психологической мысли…………………………………………………………16
2.4. Учение Платона - истоки объективно-идеалистического подхода в психологии………………………………………………………………………………17
2.5. Монистическое учение о душе Аристотеля……………………………….21
2.6. Эллинистическая психологическая мысль…………………….………….23
Заключение………………………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Истоия и философия наук 2.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

2.6. Эллинистическая  психологическая мысль 

В ходе завоевательных походов Александра Македонского возникла крупнейшая мировая монархия древности. Ее последующий распад открыл новый период в истории древнего мира - эллинистический - с характерным для него синтезом элементов культур Греции и стран Востока. 
          Положение личности в обществе коренным образом изменилось. Утрачивается связь человека с городом-полисом, исчезает понятие "гражданин", фиксировавшее позицию человека как активного социального существа, "политического субъекта"; оно заменяется понятием "подданный". Исчезает ощущение стабильности социальной жизни; человек оказывался перед лицом непредсказуемых грядущих катастроф. С огромной остротой человек осознает зыбкость своего существования в изменившемся мире. Эти сдвиги в реальном положении и в самоощущении личности наложили отпечаток на представления о ее душевной жизни. 
          Вера в могущество разума и в великие интеллектуальные достижения прежней эпохи ставились под сомнение. Возникает и становится популярной философия скептицизма, призывающая отказаться от суждений, касающихся окружающего мира в силу их недоказуемости, относительности. Подвергается сомнению значение интеллектуальных ценностей (Пиррон, конец IV в. до н.э.). Данная концепция отражала новое мироощущение человека кризисного общества и базировалась на представлении о том, что отказ от поисков истины позволит человеку обрести душевный покой, достичь состояния атараксии (от греческого слова, означающего отсутствие волнений).

         В период эллинизма психологическая мысль развивается в русле следующих направлений:

    • перипатетики (развитие идей Аристотеля);
    • стоицизма (развитие идей Гераклита);
    • эпикуреизма (развитие концепции Демокрита);
    • платонизма (развитие идей Платона);
    • раннехристианской патристики.

Школа стоиков  возникла в IV в. до н, э. Ее основатели - Зенон, Хризипп. Наибольшего развития стоицизм достиг в римский период (Сенека). Стоики рассматривали космос как состоящий из бесчисленных модификаций огненного воздуха - пневмы, разновидностью которой является душа. Согласно стоицизму, мировая пневма тождественна "божественному огню", иначе - Логосу или судьбе. Отсюда вытекает этический постулат стоиков - человек должен жить согласно Логосу, покориться судьбе. 
          Как и их предшественники в классической Греции, стоики возвеличивали разум, утверждали, что человек не достигает счастья из-за того, что не знает, в чем оно состоит. Они категорически отрицали роль и ценность аффективной сферы, видя в ней источник "порчи разума", поскольку аффекты возникают в результате "неправильной" деятельности ума. Удовольствие и страдание оценивались ими как ложные суждения о настоящем; желание и страх - как ложные суждения о будущем. Отсюда вывод: от аффектов следует лечить, как от болезней; от них надо решительно избавляться. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно направлять и регулировать поведение. 
          Огромная популярность стоицизма в эллинистический период объяснялась особенностями времени: предчувствием грядущей гибели греко-римского общества, глубоким кризисом, переживаемым им, нестабильностью, шаткостью общественных основ. В стоицизме, призывавшем смело и мужественно смотреть в лицо судьбе, сколь бы горька и тяжела она ни была, люди обретали моральную поддержку. 
          Лидер другой популярной школы философии периода эллинизма Эпикур (конец IV в. до н.э.) опирался на атомистическое учение Демокрита. Однако в противовес Демокритову утверждению о неотвратимости движения атомов по законам, исключающим всякую случайность, Эпикур высказал идею, что атомы могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Это позволило ему опровергнуть постулат о "жесткой" причинности, царящей в мире и в душе как разновидности атомов, и обосновать идею о самопроизвольности, спонтанности изменений, их случайном характере. Тем самым эпикуреизм отверг строгую предопределенность поступков, признал возможность самопроизвольных отклонений, заложенных в самой природе вещей, свободу выбора. 
          Вслед за Демокритом утверждалось, что живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов, которые в момент смерти рассеиваются; а поэтому "смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет". 
          Как и стоики, эпикурейцы размышляли о путях достижения независимости личности, обеспечения ее спокойствия. Такой путь они видели в самоустранении от всех общественных дел. Это, с их точки зрения, позволяет избежать огорчений, тревог, страхов и дает возможность испытать наслаждение, которое представляет собой отсутствие страдания. 
          Последователем Эпикура в Древнем Риме был Лукреций. Лукреций критиковал пантеистические воззрения стоиков о "разлитом" в природе в форме пневмы разуме. Он считал, что реально существуют лишь атомы, движущиеся по законам механики, что в познании первичными являются ощущения, преобразуемые в более сложные образы, вплоть до разума. 
          В эллинистический период проводились исследования в области анатомии и физиологии. Так, александрийские врачи Герофил и Эразистрат, изучали строение организма, включая головной мозг. Ими было установлено различие между чувствительными и двигательными нервами. 
          Другим великим исследователем душевной жизни в ее связи с телесностью был древнеримский врач Гален. Он доказывает зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. В его работах глубоко рассмотрены вопросы строения и функционирования мозга как центра "высшего сорта" пневмы - субстрата разума. Его учение считается вершиной психофизиологической античной мысли. 
          Вслед за Гиппократом Гален развил гуморальное учение о темпераментах как о пропорциях, в которых смешаны основные "соки" организма. 
          Большое внимание он уделял аффектам, утверждая, что первичным в аффективных состояниях является изменение в организме ("повышение сердечной теплоты"), психическая же составляющая (стремление) является вторичной. 
          Продолжателем учения Платона в период эллинизма был Плотин, доказывающий абсолютную нематериальность души и отвергающий телесность. В основе существования всего сущего он видел эманацию (истечение) божественного, духовного первоначала. 
          Что касается психологии, то в работах Плотина она обрела новое предметное содержание - стала наукой о "самосознании". Продолжая учение Платона, Плотин утверждал, что индивидуальная душа происходит от мировой души, к которой она и устремлена; вторая ее направленность ориентирована на чувственный мир. Эти два вектора активности души Плотин дополняет третьим - обращенностью души на себя, превращение в предмет изучения души ее собственной работы. По сути, Плотин первым приступает к исследованию рефлексии как важнейшего механизма сознательной деятельности человека. Особенность его подхода состоит в рассмотрении рефлексии как самодостаточной, не из чего не выводимой сущности. Такое понимание рефлексии стало впоследствии почвой формирования интроспективной психологии сознания. 
          Представителем раннехристианских учений, развивающихся в русле античного мира, был Августин (IV-V вв.). Он подчеркивал главенствующую роль души, которая, по его мнению, управляет телом. Особую роль в психическом мире человека он отводил воле, возвышая ее над разумом, став, таким образом, одним из основоположников античного волюнтаризма (от лат. "волюнтас" - воля). 
          Августин считал, что знания априорны, заложены в душе. Соответственно они не приобретаются в ходе опытного познания, а извлекается из души благодаря направленности воли. Основанием истинности знания служит внутренний опыт: душа устремляется в себя, стремясь познать собственную деятельность и заложенные в душе Божественные идеи.

 

Заключение

 

Подводя итог, необходимо отметить, что труды древнегреческих мыслителей актуальны и значимы для современной психологической науки. В них определены основные линии, по которым осуществлялось последующее развитие психологии, ставятся и рассматриваются многие проблемы, составляющие и поныне предмет серьезных психологических исследований: психофизиологическая и психофизическая проблемы, вопросы индивидуальных различий, соотношение чувственного и рационального познания, структуры психики, ее функций, проблема характера (первый трактат на эту тему принадлежит греческому мыслителю Теофрасту).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

      1. Чанышев А.Н. «Курс лекций по древней философии». М., 1981. С. 17
      2. Ясперс К., «Смысл и значение истории», издательство Прогресс, 1987.
      3. Чанышев А.Н. «Курс лекций по древней философии». М., 1981. С. 125.
      4. Платон, «Миф о пещере в Диалоге "Государство"». 

Информация о работе Психологические воззрения в античную эпоху