Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 23:38, реферат
Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus отдельный), отделенчество — политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии (индивидуальная свобода действия; самостоятельность). Сепаратизм ведёт к нарушению суверенитета, единства и территориальной целостности государства, принципа нерушимости границ и, как показывает опыт, может явиться источником острейших межгосударственных и межнациональных конфликтов.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Историческая справка о понятии сепаратизм …………………………………4
2. Причины возникновения сепаратизма……………………………..…………….6
3. Роль государства в решении проблем сепаратизма ……………………...…….7
4. Пути решения проблемы сепаратизма …………………………………...........11
Заключение ……………………………………………………………………........13
Список использованной литературы .…………………………………………….14
Качество взрывоопасной агрессивности сепаратизма обусловлено тем, что политические притязания того или иного движения основываются, как правило, на культивировании собственной исключительности с вытекающим из нее высокомерным отношением к интересам других этнических, национальных групп. Подобного рода шовинизм - существенная часть агрессивного этнополитического поведения, заложниками которого становится и само этническое меньшинство, интересами которого якобы руководствуются организаторы и лидеры этносепаратистских движений.
В чем же причины негативной социально-экономической ситуации на отделившихся территориях? Ответ прост: в политической и экономической блокаде этих территорий со стороны мини-империй - Азербайджана, Грузии, Молдавии, чьи суверенитет и территориальная целостность были грубо нарушены. Деструктивные последствия этого обрушились на народы "мини-империй" в виде тяжелейших политических и социально-экономических потрясений.
Совершенно непонятно, что имеется в виду под "политической блокадой". Международное непризнание самопровозглашенных режимов, рассматриваемых на основе существующих общепризнанных международных норм как незаконные, нельзя считать злонамеренной блокадой мятежных территорий. Иначе коррозии подвергнется принципиальная позиция мирового сообщества, не поощряющего сецессию. Снисходительное отношение к режимам, взращенным на почве сецессии в каком-либо государстве, становится сигналом поощрения центробежных тенденций в вашем собственном. Этнический сепаратизм был и остается крайне радикальным, эгоцентрическим способом разрешения проблем, которые так или иначе возникают в многонациональных обществах, во взаимоотношениях этнического меньшинства с этническим большинством, отдельных территорий - с центральной властью (пусть действительно далеко не всегда справедливой и демократичной). Разумная альтернатива всему этому - взаимная ответственность народов за этнополитическую стабильность в регионе на основе конструктивного политического диалога, приоритета демократических принципов, ценностей, процедур. Проблемы национального развития должны решаться при строжайшем соблюдении баланса интересов, суверенитетов и прав взаимодействующих этносов и групп, неустанного согласования их позиций и приоритетов.
4. Пути решения проблемы сепаратизма.
Проблему сепаратизма можно решать по-разному. Для того чтобы выбрать оптимальное решение, необходим анализ ситуации. Необходимо выяснить, сколько вообще есть сепаратистов, чего они в действительности хотят (почему хотят отделения). Также важно знать мнение остальной части общества, чтобы понять, какие компромиссы возможны в конкретной ситуации.
Если сепаратистов мало, требования их совершенно неприемлемы, и ни на какие компромиссы они не согласны, то можно их игнорировать, а любую их антиобщественную деятельность подавлять силовыми методами.
В остальных случаях решение подскажет изучение общественного мнения: открытое обсуждение проблем, голосования-референдумы по разнообразным вариантам. Возможно, большинство граждан согласятся с изменениями в законодательстве, снимающими проблему конкретного случая сепаратизма. Не исключено, что не придется даже менять федеральные законы, и проблемы решатся на уровне местного самоуправления в местах компактного проживания сепаратистов. А может быть, оптимальным решением окажется-таки разделение государства, и демократическим путем будут найдены наиболее приемлемые для большинства граждан условия отделения.
Тщательное изучение мнения сепаратистов может дать и другое решение: может оказаться, что в мире уже есть государства с законами, которые так нравятся сепаратистам, соответственно, возможно, что узнав об этом, многие сепаратисты просто переберутся в другую страну. Как правило, в таком случае нет смысла (не эффективно) создавать еще одно государство со своей бюрократией.
Современная концепция ООН предлагает этническим общностям достаточно широкие возможности для самоопределения без сепаратизма - не через отделение, а в таких политических формах, как автономия - территориальная, а чаще национально-культурная (предполагает предоставление государством гарантии развития национальных языков и культур), через общую демократизацию государства (когда права национальных общностей надежно защищаются законом и судом) и иным образом. Со сходных позиций предполагает решать проблему и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинские соглашения 1975г.).
Общие принципы урегулирования межнациональных конфликтов зафиксированы в Заключительном акте Совещания ("десять европейских заповедей"), которые были единогласно одобрены представителями всех стран - участников совещания в качестве закона, обязательного для исполнения. В соответствии с этими принципами конфликты должны решаться без применения силы со стороны какой-либо страны или группы стран по отношению к другой стране, а также без вмешательства в ее внутренние дела. При этом должны соблюдаться нерушимость границ и территориальная целостность всех стран-участниц Заключительного акта. При этом любой народ имеет право распоряжаться своей судьбой, что означает право на автономию для любого из народов, не имеющих своей государственности, но проживающего компактно на территории, где он составляет большинство. Одновременно, для представительства интересов народов, не имеющих национальной государственности, существует созданная в 1991 г. Организация Непредставленных Народов и Наций (ОННН или UNPO), в работе которой принимают участие представители Абхазии, Грузии, Ингушетии, Чечни, Чувашии, Якутии, крымских татар, ассирийцев, косовских албанцев, и др.
Заключение.
В заключении мне хотелось бы сделать вывод, подвести итоги по проделанной работе. Тема сепаратизма актуальна уже на протяжении многих лет, т.к. многие народы желают стать независимыми от государства, в котором они находятся, и жить по принципу «один народ - одно государство».
Этнический сепаратизм был и остается крайне радикальным, эгоцентрическим способом разрешения проблем, которые так или иначе возникают в многонациональных обществах, во взаимоотношениях этнического меньшинства с этническим большинством, отдельных территорий - с центральной властью (пусть действительно далеко не всегда справедливой и демократичной).
Сепаратизм тесно связан с социальными, политическими и экономическими проблемами общества. Многих людей не устраивает та или иная деятельность государства в различных сферах жизни: экономическая нестабильность, социальная несправедливость, несогласие с законодательной основой государства. Но последствия такого недовольства небольшой части населения могут быть весьма плачевными: организация террористических актов, незаконных митингов и демонстраций, антиобщественных мероприятий, чьими жертвами становятся тысячи людей, не имеющих ни какого отношения к политической деятельности страны. Мною были отображены все поставленные цели и задачи, дана характеристика сепаратизма, представлены различные подходы к пониманию сепаратизма, приведены исторические примеры проявления сепаратизма, их последствия.
Главный путь борьбы с сепаратизмом — это уважение и реальное соблюдение прав и свобод человека и народов, гарантирование им достойных условий жизни и развития. Это, естественно, не исключает возможность правового ограничения и даже подавления незаконных действий воинствующих сил, пытающихся использовать популистские лозунги сепаратизма в своих корыстных, антидемократических целях.
Список использованной литературы.
1. Политология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юнити, 2007.
2. Политология : курс лекций / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002.
3. Политология : хрестоматия / сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин. –М., 1999.
4. Демидов А.И. Политология : учебник – М.: Гардарики, 2006.
5. Кирсанов В.Н. Новейшая политология – М.: Алгоритм,2004.
6. Першин Н. И. Политология: курс лекций для студентов технических вузов/ ВолГТУ. – Волгоград, 2005.