Рационально-идеалистическая интерпретация космоса и человека в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 23:08, контрольная работа

Описание работы

Классика в античной философии характеризуется выдвижением на первый план дискурсивного подхода к вещам. Если ранний период мы должны назвать интуитивной философией, то классику, которая трактовала идею в отрыве от материи, мы, очевидно, должны назвать философией рассудочного характера или философией дискурсивной.

Содержание работы

1. Основные характеристики классического периода античной философии. 3
2. Диалектический метод Сократа: новое понимание предмета и задач философии. 4
3. Объективно-идеалистическая модель мира Платона. 9
4. Метафизика Аристотеля: поиск истины и критика Платона 9
Использованная литература: 14

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Имя Аристотеля в мировой  литературе непосредственно связано  с именем Платона. Попробуем рассмотреть философию Аристотеля и соотнести ее с философией Платона. Центральная идея философии Платона - эйдос - перешла к Аристотелю почти целиком. Ни Платон, ни Аристотель не мыслит вещей без их идей, или эйдосов. Вся философия Сократа, а затем и Платона проистекала из практики и жизненной необходимости, выходя в чисто теоретическую область лишь в высшем своем проявлении - в учении об идеях. По Платону, мир вещей, воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно существующего: чувственные вещи непрерывно рождаются и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего постоянного, прочного, совершенного и истинного. И все же вещи не полностью отделены от истинно существующего, они все каким-то образом причастны ему. А именно: всем, что в них есть истинно сущного, утверждает Платон, чувственные вещи обязаны своим причинам. Эти причины - формы вещей, не воспринимаемые чувствами, постигаемые только умом, бестелесные и бесчувственные. Платон называет их "видами" или гораздо реже "идеями". "Виды", "идеи" зримые умом формы вещей.

Аристотель решительно критикует принципиальный отрыв  идеи вещи от самой вещи. Идея вещи, по Аристотелю находится внутри самой  же вещи. Тезис о пребывании идеи вещи внутри самой же вещи есть то основное и принципиальное, в чем заключается основное различие между Платоновской и Аристотелевской школах. Идея вещи, по Аристотелю, обязательно есть некоторого рода общность, т.е. эйдос во всех смыслах. Но эйдос вещи, есть не только обобщенность ее отдельных элементов. Он представляет собой еще и нечто единичное. Этой единичностью данный эйдос вещи отличается от других эйдосов, и, следовательно, от всяких других вещей. Эйдос вещи, будучи некой общностью и некой единичностью, в то же самое время является и определенного рода цельностью.

Аристотель выступает, как принципиальный материалист, т.е. проповедует материю в качестве принципа живой реальности существующего  вокруг нас мира, лишь в своем  учении о материи в виде царства  случайности. По Аристотелю, движение - это вполне специфическая категория и ровно ни на что другое не сводимая. Таким образом, по Аристотелю, движение является такой же основной категорией, как и материя и как форма. Аристотель ставит вопрос о возможности самой категории движения. Он выделил четыре принципа существования всякой вещи как организма: материя, форма, действующая причина. Последним принципом существования всякой вещи по Аристотелю является цель. Цель - специфическая категория, ни на что другое не сводимая.

Никто так остро и  принципиально не противопоставлял материю и Ум, как это сделал Аристотель. Аристотель создал три концепции Ума перводвигателя.

Первая концепция - чисто  платоническая. Она сводится к тому, что Ум является наивысшим и окончательным  бытиём. Ум - есть не что иное, как  царство богов - идей высших, или надкосмических, низших, или звёздных.

Во второй концепции, Ум у Аристотеля есть мышление, и  мышление самого же себя, т.е. "мышление мышления". Ум содержит в себе свою собственную умственную материю, которая  даёт ему возможность быть вечной красотой (т.к. красота есть идеальное совпадение идеи и материи).

Третья концепция Аристотеля сильно отличается от Платоновской. У  Платона космосом управляет Мировая  душа. У Аристотеля же это - Ум, который  движет решительно всем, и поэтому  он есть жизнь как вечная энергия. "Если Ум по Аристотелю, есть всеобщая цель, и поэтому всё его любит, то сам он, будучи целью не то, что вообще никого не любит, но поскольку всё вообще любит его самого, Ум, несомненно, тем более должен любить самого себя."

Аристотель говорил: "Платон мне друг, но истина дороже".

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Платон. Апология Сократа / Платон // Соч. : в 3 т. – М., 1968. – Т. 1. –С. 99.
  2. Платон. Менон / Платон // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 385.
  3. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Соч. : в 4 т. – М., 1975. – Т. 1. – С. 67 – 69.
  4. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М., 1999.
  5. Брамбо, Р. Философия Древней Греции / Р. Брамбо. – М., 2002.
  6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1979.
  7. Дюмон, Ж.-П. Античная философия / Ж.-П. Дюмон. – М., 2006.
  8. Кессиди, Ф. Х. Сократ / Ф. Х. Кессиди. – Ростов н/Д. , 1999

Информация о работе Рационально-идеалистическая интерпретация космоса и человека в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)