Ранние философско-правовые концепции в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 22:23, доклад

Описание работы

«Историки, философы, культурологи до сих пор спорят о «чуде» Древней Греции, оставившей столь заметный след в истории развития человеческой культуры, давшей человечеству многообразие философских идей, первые примеры демократии и прекрасные произведения искусства» (Философия. Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. Учебник. Москва. Академический проект. 2005. Стр. 65).
На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят мифологический характер, с представлением о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам - правителям.

Файлы: 1 файл

Греция 2.docx

— 25.75 Кб (Скачать файл)

Гераклит придерживался мнения, противоположного пифагорейскому: мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не понимают Логоса, которому надо следовать. Исходя из этого, он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших.

Социально-политическое неравенство оправдывается им как неизбежный, правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших. По его мнению, для формирования и принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение на народном собрании: главное в законе - его соответствие всеобщему Логосу, понимание чего одному (лучшему) более доступно, чем многим.

Провозгласив Логос всеобщим законом природы, Гераклит заметил, что наряду с ним существуют законы, которые вводятся и отменяются смертными законодателями. Проникнуться смыслом требований космического Логоса, считал Гераклит, это значит искать и соблюдать меру во всем, блюсти справедливость в правосудии, чтить законы в общественных делах. Через меру и справедливость человеку открывается путь к космической гармонии и высшему совершенству. В их соблюдении - смысл человеческого бытия.

Гераклит высказал важную для античности идею – стремление определить человека через разум, что роднит его с Логосом, с порядком космоса. С Гераклита ведут свое начало естественно-правовые доктрины античности и Нового времени, подразумевающие под естественным правом некое разумное начало (норму всеобщего разума), которое должно выражаться в позитивном законе. 

 

I.6. Демокрит 

Развитию политико-правовой мысли в V веке в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права..

Демокри́т Абдерский (ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики. Из учеников Демокрита известен Бион из того же города Абдеры. Последователем Демокрита был Эпикур.

Философские воззрения Демокрита характеризуются как созерцательный и метафизический материализм: истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» - неделимой частице вещества, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте) хаотично, сталкиваются и либо сцепляются, либо разлетаются. Движение - свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка их сборки.

В эпоху Демокрита зарождается античная теория естественного права, суть которой заключается в провозглашении необходимости того, чтобы законы государства соответствовали природе людей и вещей. Если же закон противоречит их природе, он несправедлив, недолговечен и подлежит изменению. Именно в незыблемости законов Демокрит усматривал причину анархии и несправедливости. Кроме того, законы, по его убеждению, не должны мешать людям жить, они должны лишь ограничивать пороки - стяжательство, стремление к богатству и др. В итоге законы и правопорядок призваны обеспечить человеку достижение эвтюмии - благостного и спокойного расположения духа, лишенного страстей и крайностей. Демокрит развивает общеэллинское понятие меры, отмечая, что мера - это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям.

В государстве, по Демокриту, должны быть представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Демокрит считал, что все несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия Демокрита не допускала абсолютности зла и считала мудрость средством достижения счастья. Необходимы единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство. Законы призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. Законы нужны только для обычных людей, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. Мудрому человеку подобные законы не нужны.

Демокритовская разработка проблем различия «естественного» и «искусственного», «истины» и «общего мнения», природной справедливости и закона оказали большое влияние на дальнейшую разработку естественно-правовой мысли у софистов, Сократа, Платона и Аристотеля.

 


Информация о работе Ранние философско-правовые концепции в Древней Греции