Развитие арабской языковедческой традиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 21:15, реферат

Описание работы

Арабская языковедческая традиция, наряду с индийской и греко-латинской, составляет одну из трёх главных языковедческих традиций в мире. Вместе с тем, по словам Рыбалкина В.С., в крупнейших трудах по истории лингвистики ей незаслуженно отводится мало места, которое не соответствует реальной важности этой традиции в общем языкознании.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Развитие арабской языковедческой традиции………………………….4
Теория арабского языкознания………………………………………….6
Влияние арабского языкознания на наследие других культур………..8
Арабское языкознание в арабских странах…………………………….11
Диалекты…………………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

Арабское языкознание.docx

— 41.28 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Развитие арабской языковедческой традиции………………………….4

Теория арабского языкознания………………………………………….6

Влияние арабского языкознания на наследие других культур………..8

Арабское языкознание в арабских странах…………………………….11

Диалекты…………………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Арабская  языковедческая  традиция,  наряду  с  индийской  и  греко-латинской,  составляет  одну  из  трёх главных  языковедческих  традиций  в  мире.  Вместе  с  тем,  по  словам  Рыбалкина  В.С.,  в  крупнейших  трудах по истории лингвистики ей незаслуженно отводится мало места, которое не соответствует реальной важности этой традиции в общем языкознании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование арабского языкознания и достижению им за относительно короткое время высокого уровня развития способствовали исторические условия, приведшие к быстрому возвышению арабского народа. В 632 году было основано военно-теократическое государство - Арабский халифат, границы которого быстро расширились в результате победоносного шествия арабов, завоевавших обширные территории на Ближнем и Среднем Востоке, включая значительную часть Индии, Закавказья, Северной Африки, Испании. В процесс развития арабоязычной культуры включилось множество разных этносов. Вместе с исламом получил распространение арабский язык, принявший на себя роль языка религии, государственного управления, образования и науки.

Арабский мир переживал в тот период бурное развитие естественных и гуманитарных наук. Занятию языком здесь отводилось почетное место. Сами правители Халифата проявляли живой интерес к лингвистическим студиям (так, в арабских преданиях инициатива создания грамматики приписывается халифу Али, 656-661 годы).

Было распространено убеждение, что Коран продиктовал пророку сам Аллах на арабском языке, превосходящем по своим достоинствам все другие языки. Запрещалось переводить Коран на другие языки и совершать на них религиозные обряды. Забота о чистоте арабского языка возводилась в разряд важнейшей общегосударственной задачи.

Арабское письмо возникло ещё до принятия ислама. Оно имеет консонантно-буквенный характер, строки записываются справа налево (в соответствии с основными принципами западно-семитского письма). Его прототипом явилось набатейское письмо (IV в. до н. э.), восходящее, в свою очередь, к арамейскому письму (и через него к финикийскому). Набатейское письмо использовалось арабоязычными жителями Синайского полуострова и Северной Аравии вплоть до 6 в. Собственно арабское письмо складывается в начале VI века в городе Хира, столице арабского Лахмидского княжества. Дальнейшее развитие оно получает в середине VII века, при первой записи Корана (651 год). Во второй половине VII века вводятся дополнительные строчные, надстрочные и подстрочные знаки для различения сходных начертаний, для обозначения долгих и кратких гласных, удвоения согласных и отсутствия гласных. В средние века арабское письмо использовалось многими мусульманскими народами (в том числе и для записи текстов на своих языках), что приводило к возникновению новых графических систем. Впоследствии, уже в ХХ веке, границы распространения существенно

 

сократились. Так, например, турки перевели свою систему письма на латинскую графику. То же происходило в 20-е годы во многих союзных и автономных республиках бывшего СССР.

Одну из первых попыток составить арабскую грамматику, по преданиям, предпринял Абу л-Асуад ад-Дуали, современник халифа Али. Он выделил три части речи: имя, глагол и частицы, ввел знаки для кратких гласных, затрагивал вопросы словоизменения и пр. Его учениками были Яхия ибн Ялмар, `Анбаса ибн Мадан ал-Фихри и самый выдающийся из них Абу `Амр `Иса ибн Умар ас-Сакафи.

Все самое лучшее и оригинальное создается в средневековом арабском языкознании в VIII-XIII веках, то есть до монгольских завоеваний. Существуют документальные свидетельства, что активная деятельность арабских языковедов продолжалась и позже, до завоевания турками Константинополя (1453 год).

Совершенство и четкая методологическая направленность созданной арабами за короткое время системы языковедческих знаний объясняется тем, что арабы сумели освоить всё накопленное в течение предыдущих веков как в эллинистической науке, так и в индийской науке, и тем, что они смогли глубоко проникнуть в структуру своего языка, серьезно обогатив науку о языке многими важными положениями.

Арабская наука о языке существенно повлияла на разработку грамматик и словарей родных языков и общелингвистической теории во всем мусульманском мире, на становление еврейской лингвистической традиции, на становление и развитие в Европе арабистики, на появление тюркологии в рамках арабской традиции.

Арабское языкознание выступило посредником между античной наукой, некоторые достижения которой (в частности, многие труды Аристотеля) оставались неизвестными в средневековой Европе до XI-XII веков, и европейской схоластической логикой. Под влиянием арабской гуманитарной и естественной науки в западноевропейских университетах получил распространение аверроизм как арабская версия аристотелизма.

 

 

Традиционная теория арабского языкознания разрабатывается и развивается в басрийской (города Басра), куфийской (г. Куф), багдадской (г. Багдад), андалусской (Испания) и египетско-сирийской филологической школах. Между школами Басры и Куфы постоянно велась острая полемика по вопросам грамматики арабского языка. Басрийцы выступали как аналогисты, носители пуристских тенденций, строгие ревнители классических норм языка Корана и поэзии. Куфийцы же были аналитиками, допускавшими возможность целого ряда отклонений, особенно в области синтаксиса, ориентировавшимися на разговорную речь и считавшими эталоном арабской орфоэпии хиджазский диалект. Басрийцами в качестве исходной единицы для словообразования и формообразования была выбрана единица действия - масдар, а куфийцами - глагольная форма прошедшего времени. Позже центр административной, политической, культурной жизни переместился в новую столицу халифата - Багдад, основанный в 762 году. На первом этапе деятельности багдадских грамматиков господствовали куфийские принципы, затем утвердилась басрийская концепция; в итоге сложилось эклектичное направление. Обширная преподавательская деятельность багдадских грамматиков отразилась на их стремлении к краткому и логичному изложению.

В первой половине VIII века басрийские филологи Ибн Аби Исхак аль Хадрами, Иса ибн Умар ас-Сакафи и Абу Амр ибн аль-Алла разрабатывают основы описательного анализа норм классического арабского языка. Вторая половина VIII века характеризуется становлением теории арабского языка как самостоятельного раздела филологической науки. Важную роль в формировании проблематики и методики традиционного арабского языкознания сыграл басриец аль-Халиль ибн Ахмед, основоположник теории аруда - учения о системе метрического стихосложения, в свете которого моделируются не только просодические явления собственно поэтической речи, но и факты, относящиеся к ритмическому и морфологическому построению арабского слова, где минимальной единицей анализа служит харф - речевой сегмент, состоящий из согласного и гласного компонентов. Аль-Халилю принадлежит словарь «Kitab al-ajn», начинающийся с графемы «айн», поскольку слова в нем расположены по артикуляционным характеристикам содержащихся в них корневых согласных в последовательности: гортанные, язычные, зубные и губные. Подобный принцип классификации звуков дал основание предположить возможность влияния индийской языковедческой традиции. Аль-Халиль различал 3 аспекта анализа и описания фонетического явления: исходные характеристики, позиционные варианты и изменения звуков, происходящие в процессе образования грамматических конструкций. Ученый усовершенствовал знаковую систему обозначения гласных фонем, введя в арабское письмо так называемые огласовки, сохранившие употребление и поныне при записи Корана, поэтических и учебных текстов. Метод, который был использован в составлении этого словаря, использовался на протяжении трех веков. К усовершенствованию словарей в дальнейшем привели новые достижения фонетики. Они отразились в словаре ибн Манзура «Lisan ai-arab», который явился вершиной арабской средневековой лексикографии.

К этому же времени относится возникновение куфийской школы, основоположником которой считается Абу Джафар Мухаммед ар-Руаси, создавший, по свидетельству арабских филологов и библиографов, первую куфийскую грамматику арабского языка. Ему же приписывают трактат «Книга о единственном и множественном числе».

Басрийский грамматист второй половины VIII века. Сибавейхи создал трактат «Al-Kitab» («Книга») - первую дошедшую до нас грамматику арабского языка, которая дает систематическое изложение норм языка и отражает концепцию и результаты исследовательской работы предыдущих поколений филологов, в первую очередь аль-Халиля ибн Ахмеда. Это сочинение стало объектом многочисленных и обширных комментариев и обеспечило незыблемость авторитета Сибавайхи до наших дней. В арабской языковедческой традиции вырисовываются основные аспекты грамматического анализа языка: ан-нахв - учение о словоизменении имени и глагола, ас-сарф - учение о словообразовании и фонетических изменениях, происходящих в процессе образования грамматических конструкций, или махаридж аль-хуруф - учение об артикуляции звуков и их позиционных вариантах. При анализе и описании словообразовательных процессов широко применяется метод моделирования, разработанный в теории аруда; отсюда построение системы словообразовательных моделей, известных арабистической литературе под названием породы. Словоизменительные явления изучаются с точки зрения, как формы, так и значения, установление словоформ сопровождается выявлением их собственно языковой (функциональной) семантики.

Арабские ученые обычно делили грамматику на синтаксис, морфологию и фонетику и уделяли значительное внимание вопросам словообразования, а в связи с этим этимологии, благодаря которой в XI веке высокого уровня достигла теория корня.

Синтаксис и морфология представляют собой наиболее оригинальные части арабской грамматики, не имеющие источников ни в греческих, ни в индийских трудах и ориентированные на специфику именно арабского языка. Задача синтаксиса состояла в структурно семантическом анализе предложения. В нем постулировались субъектно-предикатные отношения между двумя именами или между именем и глаголом. Различались предложения малые элементарные и большие, образующие иерархию; предложения именные, глагольные и обстоятельственные - в зависимости от того, какое слово стоит в начале предложения, а соответственно разные виды подлежащих и сказуемых. Выделялись и детально классифицировались второстепенные члены предложения (до пяти видов дополнений, обстоятельства разных видов, приложения). Различались случаи формальной и виртуальной реализации флексий. Было введено понятие подразумеваемого члена для объяснения конструкции. Анализу подвергались также отношения согласования, управления и примыкания. В морфологии рассматривались части речи особенности их формообразования, не обусловленные синтаксически. Сюда относились такие вопросы, как части речи (имя, глагол и до 27 видов частиц), структура корня, имена и их многоаспектная классификация по разным основаниям (имена явные - существительные, прилагательные, имена скрытые - личные местоимения, имена общие - указательные и относительные и т. д.), глаголы (с детальной классификацией их форм и значений), двухпадежные и трехпадежные имена, образование форм числа и рода, образование деминутивов, изменения формы слова в связи с наличием слабых корневых согласных, паузальные формы и т. п. В фонетических разделах грамматических трудов описывались артикуляция арабских звуков, комбинаторные изменения. Существенное влияние на арабов оказала индийская система классификации звуков, основанная на учете места артикуляции и других артикуляторных признаков.

Использовался прием сравнения звуков в артикуляторном и функциональном отношениях. Абу Али ибн Сина (Авиценна) ввел понятие корреляции для установления отношений между звуками. Описывалась ассимиляция частичная и дистантная. Исследовались вопросы о взаимодействии согласных и гласных, о замене согласных, о метатезе, об утрате хамзы, об элизии, о возникновении связывающего гласного, о палатализации, веляризации, о звуковом символизме.

К концу VIII века относится деятельность филолога аль-Кисаи, который в значительной степени определил исследовательские принципы куфийской школы. Из его работ до нас дошел «Трактат о грамматических ошибках в речи простого народа», содержащий важные диалектологические сведения. В конце VIII - начале IX веков басрийские филологи аль-Ахфаш аль-Асуат, Абу Усман, аль-Мазини, аль-Мубаррад, куфийские филологи Абу Закария Яхья ибн Зияд аль-Фарра, Ибн ас-Сиккит, Ас-Салаб и др. занимались комментированием «Книги» Сибавейхи. Зарождается арабская лексикография, появляются «Классифицированная устарелая лексика» Абу Убейда, словари диалектной лексики, в том числе и древнеарабской. Составляются словари толковые, предметные, синонимов, редких слов, заимствований, переводные, рифм. Слова в словарях располагаются как по месту образования согласных, так и по алфавиту с учетом последнего корневого согласного либо первого корневого согласного. Оживленно обсуждаются вопросы грамматики, о чем свидетельствуют споры, возникавшие между представителями басрийской и куфийской школ, отразившиеся, в частности, в работе багдадского филолога Ибн аль-Анбари «Беспристрастное освещение вопросов разногласия между басрийцами и куфийцами», где автор рассматривает 121 проблему.

Споры эти, однако, не затрагивают концептуальных основ арабской языковедческой традиции. Общими остаются основные принципы анализа языка: объектом исследования является арабская поэтическая и прозаическая речь в устной и письменной формах, а предметом - нормативность языковых выражений (аль-фасаха).

Различаются неизменяемые и изменяемые формы, соответственно описываемые в терминах аль-бина (основообразование) и аль-`ираб (словоизменение). Изменяемые слова подвергаются формальному анализу, в процессе которого выявляются факторы, обусловливающие функционирование словоформ. Нормативность языковых форм и их употребления определяется на основе ас-сама (отмеченности в арабской речи) и алкийас (закона аналогии). Часть споров между басрийцами и куфийцами относится к оценке степени правомерности применения метода аналогии для выведения грамматического правила.

К началу Х века окончательно устанавливаются понятийный аппарат и терминология грамматического анализа, основные положения грамматической теории приводятся в систему. Этап формирования арабских грамматических учений как самостоятельного раздела арабской языковедческой традиции завершается.

Это способствует выделению лексикологических исследований в особую научную дисциплину (илм ал-луга).

В первой половине Х века в багдадской школе развивается третье направление арабской языковедческой традиции, связанное с развитием грамматический учений в трудах Ибн Джинни, который в книге «Особенности арабского языка» освещает наряду с грамматическими собственно лексикологические вопросы связи слова и значения, словообразовательной структуры слова, значения слова и его употребления. Ибн Джинни экспериментально определил, в каком количественном отношении реализован в лексике арабского языка весь состав теоретически возможных сочетаний харфов. Значительный круг языковедческих вопросов освещен в работах Ибн Фариса («Книга о лексических нормах», «Предания арабов о своей речи», «Краткий очерк о лексике»), среди них вопросы об объеме словарного состава арабского языка, о классификации лексики по употреблению, об исконной и заимствованной лексике, о связи обозначающего и обозначаемого, о прямом и переносном употреблении слова, об однозначности, многозначности, омонимии и синонимии.

В XI веке вычленяются дисциплины, изучающие нормы выразительной речи. Различаются два аспекта речеобразовательного процесса: соблюдение правильности языковых выражений (аль-фасаха) и достижение совершенства речевых образований (аль-балага). Первое изучается науками о грамматике и лексике, второе - науками о смысле (илм аль-маани), о тропе (илм аль байан) и о красноречии (илм аль-бади). Предметом науки о смысле (её основоположник - аль-Джурджани) становятся высказываемое и средства адекватного (с точки зрения речевой ситуации и речевого намерения) выражения смыслового содержания.

Информация о работе Развитие арабской языковедческой традиции