Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 00:21, контрольная работа

Описание работы

Одной из важных особенностей этой парадигмы является стремление утвердить новое представление о реальности, бытии. Развитие мануфактурного производства, буржуазный образ жизни ориентировал на познание природы, природного бытия как действительной реальности. Именно природа ("натура"), а не божественный дух является истинной "мировой субстанцией", "действительным бытием" с точки зрения мыслителей этой эпохи. Соответственно этому "главным" знанием становится знание о природе - естествознание.

Содержание работы

1. Развитие естествознания и формирование
научной картины мира в философии Нового времени .--------------------- 2

2. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона
и ее основные характеристики. ----------------------------------------------------6

3. Правила рационалистического метода Р. Декарта.-------------------------11

4. Борьба эмпиризма и рационализма в
гносеологии XVI – XVII вв.---------------------------------------------------------15

5. Литература --------------------------------------------------------------------------17

Файлы: 1 файл

Учреждение образования.docx

— 37.72 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Белорусский государственный  университет

информатики и радиоэлектроники»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по философии

Тема контрольной работы №11:

Развитие естествознания и проблема метода в философии  Нового времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

Содержание

 

1. Развитие естествознания  и формирование 

научной картины мира в  философии Нового времени .---------------------  2

 

2. Опытно-индуктивная методология  Ф. Бэкона 

и ее основные характеристики. ----------------------------------------------------6

 

3. Правила рационалистического  метода Р. Декарта.-------------------------11

 

4. Борьба эмпиризма и рационализма  в 

гносеологии XVI – XVII вв.---------------------------------------------------------15

 

5. Литература --------------------------------------------------------------------------17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие естествознания  и формирование научной картины  мира в

философии Нового времени.

17 век открывает особый период в развитии философской мысли, который принято называть классической философией. В развитии европейской духовной культуры этот век определяют как век "разума": ему поклоняются, обращаются к нему как к "высшему судье" в делах человеческих; утверждается идея "разумности" мира. Формируется новая, так называемая просветительско-модернистская философская парадигма.

В эту эпоху формируется вера в безграничные возможности разума - неограниченный рационализм. Нет ничего, что человек не мог бы исследовать  и понять. Наука не знает границ. Новое время утверждало отличную от античных и средневековых ценностей  роль науки. Наука не самоцель, ею нужно  заниматься не ради забавного времяпровождения, не ради любви к дискуссиям и не ради того, чтобы прославить свое имя. Она должна нести пользу человеческому  роду, увеличивать его власть над  природой.

Одной из важных особенностей этой парадигмы  является стремление утвердить новое  представление о реальности, бытии. Развитие мануфактурного производства, буржуазный образ жизни ориентировал на познание природы, природного бытия  как действительной реальности. Именно природа ("натура"), а не божественный дух является истинной "мировой  субстанцией", "действительным бытием" с точки зрения мыслителей этой эпохи. Соответственно этому "главным" знанием  становится знание о природе - естествознание. При этом происходит "очищение" философии от гуманистической ориентации, направление ее на "чистую" (без  специфически человеческого, социального  аспекта), объективную природу.

Стремление философов 17 в. к совершенствованию  философского знания, преодолению схоластических установок и предрассудков средневековой  философии, опиралось на осмысление и обобщение результатов и методов новой науки, науки, направленной на познание природы, а не божественного духа. Это создало предпосылки для утверждения философского материализма в собственном смысле слова.

Особенностью науки нового времени  является, с одной стороны, опора  на опытно-экспериментальное знание как главное средство достижения новых, практически действенных  истин, на знание свободное от какой-либо ориентации на любые авторитеты. С  другой стороны, в развитии науки  этого времени значительную роль сыграли успехи математики, приведшие  к возникновению алгебры, аналитической  геометрии, к созданию дифференциального  и интегрального исчислений и  др.

Лидером естествознания в Новое  время, благодаря научной революции 16 - 17 вв., стала механика - наука о  движении тел, наблюдаемых непосредственно  или с помощью инструментов. Эта  наука, основанная на экспериментально-математическом исследовании природы, оказала существенное влияние на формирование новой картины  мира и новой парадигмы философствования. Под ее влиянием формируется механистическая  и метафизическая картина мира. Все  явления природы трактуются как  машины (machina mundi) или системы машин, созданные бесконечным творцом. Правда, творчество бога сведено в  этой картине к минимуму - созданию материи и сообщению ей некоего  первоначального толчка, в результате которого вся она приходит в хаотическое  движение. Распутывание этого хаоса  и его трансформация в космос происходит уже спонтанно в соответствии с закономерностями механического  движения и подчинено жесткой  однозначной детерминации. Бог становится внешним "щелчком" по отношению  к созданному им миру. Такое понимание  мира отличает естествознание нового времени не только от античной и  средневековой науки, но и от натурфилософии ХУ-ХУ1 вв., рассматривавших понятие "природа" и "жизнь" как тождественные (эту позицию можно назвать  органицизмом).

Развитие науки, и прежде всего  нового естествознания, утверждение  ее особой роли в развитии человечества, побуждает философов постоянно  согласовывать свои представления  и умозрения с данными и  методами, принятыми в точном естествознании. Философско-методологические работы принадлежат  к числу главных трудов, в которых  сформулированы многие принципы новой, антисхоластической философии .

И если в средние века философия  выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то в 17 в. философия  выступает в союзе с наукой о природе. Она стала уподобляться естествознанию, переняв у него и  стиль мышления, и принципы, и  методы, и идеалы, и ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Опытно-индуктивная  методология Ф. Бэкона и ее  основные

характеристики.

Критерий успехов наук - те практические результаты, к которым они приводят. "Плоды и практические изобретения  суть как бы поручители и свидетели  истинности философии". Знание - сила, но только такое знание, которое  истинно. Поэтому Бэкон приводит различение двух видов опыта: плодоносных  и светоносных.

Первые - это такие опыты, которые  приносят непосредственную пользу человеку, светоносные - те, цель которых состоит  в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более  ценным, так как без их результатов  невозможно осуществить плодоносные  опыты. Недостоверность получаемого  нами знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства, которая опирается на силлогистическую форму обоснования идей, состоящую  из суждений и понятий. Однако понятия, как правило, образовываются недостаточно обоснованно. В своей критике  теории аристотелевского силлогизма Бэкон  исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие  понятия - результат опытного знания, сделанного исключительно поспешно. Со своей стороны, признавая важность общих понятий, составляющих фундамент  знания, Бэкон считал, что главное - это правильно образовывать эти  понятия, так как если понятия  образовать поспешно, случайно, то нет  прочности и в том, что на них  построено.

Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, должно быть совершенствование  методов обобщения, создание новой  концепции индукции. Опытно-индуктивный  метод Бэкона состоял в постепенном  образовании новых понятий путем  истолкования фактов и явлений природы. Только посредством такого метода, по мнению Бэкона, возможно открыть  новые истины, а не топтаться на месте. Не отвергая дедукцию, Бэкон  так определял различие и особенности  этих двух методов познания: "Два  пути существуют и могут существовать для открытия истины. Один воспаряет  от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам, и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный".

Хотя проблема индукции и раньше ставилась предшествовавшими философами, только у Бэкона она приобретает  главенствующее значение и выступает  первостепенным средством познания природы. В противовес индукции через  простое перечисление, распространенной в то время, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые на основании не столько в результате наблюдения подтверждающих фактов, сколько  в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому положению. Один-единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так  называемым отрицательным инстанциям, по Бэкону, - главная причина ошибок, суеверий, предрассудков.

В индуктивный метод Бэкона необходимыми этапами входит собирание фактов, их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трех таблиц исследования - таблицы присутствия, отсутствия и  промежуточных ступеней. Если, используя  любимый Бэконом пример, кто-то хочет  найти форму тепла, то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, что  не имеет общего, т.е. то, что есть, когда тепло присутствует. Во второй таблице он собирает вместе случаи, которые подобны случаям в  первой, но которые не обладают теплом.

Например, в первой таблице могут  быть перечислены лучи солнца, которые  создают тепло, во вторую -включаться такие вещи, как лучи, исходящие  от луны или звезд, которые не создают  тепла. На этом основании можно отсеять  все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует.

Наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени. Используя  эти три таблицы вместе, мы можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая  лежит в основе тепла, а именно - по мысли Бэкона - движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ.

В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента.

Для проведения эксперимента важно  варьировать его, повторять, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства на обратные, прекращать его, связывать с другими и  изучать в немного измененных обстоятельствах. После этого можно  перейти к решающему эксперименту.

Бэкон выдвинул опытное обобщение  фактов в качестве стержня своего метода, однако не был защитником одностороннего его понимания. Эмпирический метод  Бэкона отличает то, что он в максимальной степени опирался на разум при  анализе фактов. Бэкон сравнивал  свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением. Он осуждал грубых эмпириков, которые  подобно муравью собирают все, что  им попадается на пути (имея в виду алхимиков), а также тех умозрительных  догматиков, которые как паук ткут паутину знания из себя (имея в виду схоластов).

Предпосылкой реформы науки  должно стать, по замыслу Бэкона, и  очищение разума от заблуждений, которых  он насчитывает четыре вида. Эти  препятствия на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади, театра. Идолы рода - это ошибки, обусловленные  наследственной природой человека. Мышление человека имеет свои недостатки, так  как "уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей  свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде". Человек  постоянно истолковывает природу  по аналогии с человеком, что находит  свое выражение в телеологическом  приписывании природе конечных целей, которые ей не свойственны. В этом и проявляется идол рода. Привычку ожидания большего порядка в явлениях природы, чем в действительности, можно найти в них, - это идолы рода. К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям. Он указывал, что часто орбиты вращающихся планет считаются за круговые, что необоснованно.

Идолы пещеры - это ошибки, которые  свойственны отдельному человеку или  некоторым группам людей в  силу субъективных симпатий, предпочтений. Например, одни исследователи верят  в непогрешимый авторитет древности, другие склонны отдавать предпочтение новому.

"Человеческий разум не сухой  свет, его укрепляют воля и  страсти, а это порождает в  науке желательное каждому. Человек  скорее верит в истинность  того, что предпочитает... Бесконечным  числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум".

Идолы площади - это ошибки, порождаемые  речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти  идолы возникают потому, что слова - только имена, знаки для общения  между собой они ничего не говорят  о том, что такое вещи. Поэтому  и возникают бесчисленные споры  о словах, когда люди принимают  слова за вещи.

Идолы театра - это ошибки, связанные  со слепой верой в авторитеты, некритическим  усвоением ложных мнений и воззрений. Здесь Бэкон имел в виду систему  Аристотеля и схоластику, слепая вера в которых оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл истину дочерью времени, а не авторитета.

Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное  влияние на умы людей, - это своего рода "философский театр", по его  мнению.

Разработанный Бэконом индуктивный  метод, лежащий в основе науки, должен, по его мнению, исследовать внутреннее присущие материи формы, являющиеся материальной сущностью принадлежащего предмету свойства - определенного  вида движения. Чтобы выделить форму  свойства, надо отделить от предмета все  случайное. Это исключение случайного, конечно, - мысленный процесс, абстракция. Бэконовские формы - это формы "простых природ", или свойств, которые изучают физики. Простые природы - это такие вещи, как горячее, влажное, холодное, тяжелое и т.д. Они подобны "алфавиту природы", из которого многие вещи могут быть составлены. Бэкон ссылается на формы, как на "законы". Они - детерминанты и элементы фундаментальных структур мира.

Сочетание различных простых форм дает все разнообразие реальных вещей. Развитое Бэконом понимание формы  противопоставлялось им умозрительному толкованию формы у Платона и  Аристотеля, так как для Бэкона форма - своего рода движение материальных частиц, составляющих тело.

В теории познания, для Бэкона, главное - исследовать причины явлений. Причины  могут быть разными - или действующими, которыми занимается физика, или конечными, которыми занимается метафизика.

Информация о работе Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени