Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 00:21, контрольная работа

Описание работы

Одной из важных особенностей этой парадигмы является стремление утвердить новое представление о реальности, бытии. Развитие мануфактурного производства, буржуазный образ жизни ориентировал на познание природы, природного бытия как действительной реальности. Именно природа ("натура"), а не божественный дух является истинной "мировой субстанцией", "действительным бытием" с точки зрения мыслителей этой эпохи. Соответственно этому "главным" знанием становится знание о природе - естествознание.

Содержание работы

1. Развитие естествознания и формирование
научной картины мира в философии Нового времени .--------------------- 2

2. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона
и ее основные характеристики. ----------------------------------------------------6

3. Правила рационалистического метода Р. Декарта.-------------------------11

4. Борьба эмпиризма и рационализма в
гносеологии XVI – XVII вв.---------------------------------------------------------15

5. Литература --------------------------------------------------------------------------17

Файлы: 1 файл

Учреждение образования.docx

— 37.72 Кб (Скачать файл)

Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку индуктивных методов исследования в последующие века, вплоть до XIX в. Однако Бэкон в своих исследованиях  недостаточно подчеркивал роль гипотезы в развитии знания, хотя в его  времена уже зарождался гипотетико-дедуктивный  метод осмысления опыта, когда выдвигается  то или иное предположение, гипотеза и из нее выводятся различные  следствия. При этом дедуктивно осуществляемые выводы постоянно соотносятся с  опытом. В этом случае большая роль принадлежит математике, который  Бэкон не владел в достаточной  степени, да и математическое естествознание в то время только формировалось.

 

 

 

 

 

 

3. Правила рационалистического  метода Р. Декарта.

В то время, когда в Англии закладывались основы эмпирико-индуктивного метода, во Франции начал формироваться  иной, дедуктивно-рационалистический метод научного познания. Крупнейшим представителем рационализма XVII в. был  Р. Декарт (1596-1650). Его основные работы – "Рассуждения о методе", "Начала философии".

Главной целью своей деятельности Декарт считал создание философии нового типа, философии, которая поможет  в практических делах людей, дабы они стали господами природы. Подлинная философия должна быть единой как в своей теоретической  части, так и по методу. Кроме того, она должна стать наукой, основанной на математических методах. Главный  принцип классификации наук состоит  в порядке, которому следуют в  целях лучшего усвоения материала, но этот порядок отображает и этапы  развития природы: физика должна следовать  за логикой и математикой, а после  нее, в свою очередь, идет этика, то есть наука об обществе.

Всю философию Декарта  пронизывает убеждение в беспредельности  человеческого разума и в то же время доверие к чувствам. Поэтому  свой метод научного познания он строит на двух основаниях. Прежде всего, он воспринимает как само собой разумеющееся бэконовский  принцип сомнения в старых авторитетах  в науке. Такими авторитетами в средние  века были схоласты. Декарт подвергает критике схоластические силлогизмы, как неспособные привести к какому-либо качественно новому знанию. Он предлагает заменить логические силлогизмы точными  математическими методами движения от простого к сложному. Систему  сформулированного им математического  метода Декарт излагает в "Рассуждениях о методе".

Первое правило метода гласит, что истинным является все  то, что воспринимается в ясном  и отчетливом виде и не дает повода к сомнениям, то есть самоочевидно. Критерием самоочевидности является разумная интуиция как исходный элемент  познания. Она безошибочна и не нуждается в каком-либо особом напряжении духа. То, что интуитивно, несомненно, а то, что не подпадает под интуицию, подлежит сомнению и не может считаться истинным. Возникает вопрос: что такое интуиция? Декарт поясняет: интуиция есть осознание "всплывших" в разуме первичных истин и их соотношений и высший вид интеллектуальной деятельности. Первичные истины присутствуют в сознании как врожденные. Они не могут быть чувственными истинами, поскольку свободны от созерцания и субъективизма. Интуиция разума признает существование объективных истин (бог, математическая точка, время, движение и пр.) в самом предмете.

Второе правило метода предлагает делить каждую сложную вещь (ради успеха ее изучения) на более простые  составляющие, чтобы затем устремить  внимание на эти простые, то есть не поддающиеся дальнейшему делению  умом части. В ходе деления желательно дойти до самых простых, ясных  и самоочевидных вещей, до тех, что  познаются уже интуицией. Иначе  говоря, "анализ" имеет целью  открыть исходные элементы знания. Сюда входят как элементы самой действительности, так и элементы мышления о ней. В свое время и Ф. Бэкон пытался найти "простые элементы мира". Но он искал эти элементы в природе, а Декарт в мышлении.

Третье правило метода утверждает: в познании мыслью следует  идти от простейших, то есть элементарных и наиболее доступных для нас  вещей, к вещам более сложным  и, соответственно, трудным для понимания. Это выведение есть формально-логическая рационалистическая дедукция."Для человека нет иных путей к достоверному познанию истины, кроме отчетливой интуиции и необходимой дедукции". Отправными пунктами рационалистической дедукции являются результаты рациональной интуиции. От них начинается движение к сложному.

Четвертое правило декартовского  метода ориентирует на достижение полноты  знания. Это означает, что все  предыдущие правила должны действовать  вместе и порознь с полной интенсивностью, в строгом порядке и последовательности.

По замыслу Декарта, его  метод был дедуктивным, и этой его направленности были подчинены  как общее содержание метода, так  и его отдельные правила. Он мечтал реализовать идею "панметрии" (всеизмерения) и построить "всеобщее исчисление", которое, опираясь на построения Евклида, свело бы всю физику к  геометрии, а геометрию к алгебре. Последняя же должна быть сконструирована  строго дедуктивно.

Однако сам Декарт понимал, что "всеобщее исчисление" невозможно. Отсюда возник его интерес к возможностям чувственного познания. Декарт возражает  против преувеличения чувственного опыта, и в некоторой степени  он прав, когда замечает, что сущности вещей мы воспринимаем не посредством  чувств, а посредством разума.

Согласно взглядам Декарта, в познавательном процессе участвуют  идеи трех видов – врожденные, привходящие из чувственного опыта и "изобретенные", то есть произведенные мыслительной деятельностью человека. Идеи чувственного опыта обладают несомненными достоинствами: их наглядность по-своему интуитивна и они убедительны. Но приходится сомневаться в их истолкованиях, поскольку их достоверность все же слабее мыслительной интуиции, а в случае бредовых сновидений, ложных страхов и т.п. и вовсе сходит к нулю. Дезориентация усиливается вследствие того, что от свободной воли человека, не властной над самими ощущениями, могут появиться ложные суждения о последних даже в случае вполне определенного по содержанию чувственного опыта. Поэтому Декарт надеется только на мыслительный "опыт" как на достоверный. Таким образом, "хорошо руководимые" разумом ощущения способствуют познанию, и Декарт пытается уточнить их функцию. Но эта задача так и осталась им нерешенной. Иногда он называет ощущения "помехой познанию", иногда объявляет их "второй ступенью" познания. Он понимает, что без чувственного познания нет полного знания, но решить вопрос о доверии к чувствам он не в состоянии.

Вопрос о связи чувственного и рационального встал перед  Декартом и как вопрос о познавательной оценке разумом цветов, запахов и  вкусов. Он считал, что при исследовании материальных тел можно обнаружить только одно объективное свойство – протяженность. Все, что непротяженно – нереально. Значит, цвет, вкус, запахи чисто субъективны. Эти ощущения смутны, неясны, темны, и им нельзя доверять. Однако вывод Декарта не означает переход к полному субъективизму. Смягчая свое отношение к чувственному опыту, он предлагает рассматривать элементы чувственного познания как особые, непроизвольные знаки. Если мы можем относиться к ощущениям критически, то мы сможем не только избежать ошибок, но и получить с помощью чувств немалые знания. В сочинении "Диоптрика" Декарт пытается объяснить ощущения определенной комбинацией вращательного и поступательного движений наиболее мелких корпускул материи. И если, скажем, зрительные ощущения и не содержат сходства с качествами внешних вещей, они все же им "соответствуют".

4. Борьба эмпиризма и  рационализма в гносеологии XVI – XVII вв.

Рационалистический метод  Декарта, концентрируя внимание на деятельности самого человеческого ума в процессе достижения истины, представляется прямой противоположностью методу эмпиризма Бэкона, основанному на чисто опытном выведении аксиом знания, лишенных математического осмысления. Однако картезианский аналитический и одновременно дедуктивно-синтетический метод, сколь бы ни подчеркивал Декарт его чисто интеллектуальные свойства, утратил бы свою эффективность, если бы он совершенно игнорировал опытный фактор.

Декарт был далек от такого пренебрежения. Уже в «Правилах  для руководства ума» он осудил тех высокомерных «мудрецов», которые, пренебрегая опытом, высокомерно воображают, что истина появится из их головы, как Минерва из головы Юпитера. В «Рассуждении о методе» автор еще более категорически заявил: «Что касается опытов, то я заметил, что они тем более необходимы, чем дальше мы продвигаемся в познании». Своими экспериментами Декарт сам великолепно это показал. Тем самым он доказал, что рационалистический метод, если он не хочет выродиться в умозрительно-схоластическое рассуждательство, обязан контролировать свои положения и выводы опытом, уточнять их экспериментом (ибо дедуктивный вывод не однозначен). К тому же хотя великий рационалист, вдохновленный своими математическими прозрениями, и был убежден в безошибочности и эвристической силе правильно рассуждающего ума, но он явно сам недооценивал того обстоятельства, что успешные эксперименты тоже играли не последнюю роль в выведении тех истин, которые потом он воспринимал как интуитивные.

В целом же Декарт односторонне, метафизически (в смысле антидиалектически) подчеркнул значение собственно интеллектуального фактора методологии за счет опытного, который в основном был все же сведен к роли практического индикатора, выявляющего эффективность фактора собственно умственного, рационального. Чувственное познание совершенно необходимо в повседневной практической жизни. Для теории же много важнее знание интеллектуальное, прямо пропорциональное степени его математизированной достоверности.

Для философии нового времени  принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Бэкон, Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Соч. : в 2 т. – М., 1978.
  2. Декарт, Р. Избранные произведения / Р. Декарт // Антология мировой философии : в 4 т. – Т. 2. – М., 1971.
  3. Декарт, Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. – М., 1989.

4. Михаленко, Ю. П. Фрэнсис  Бэкон и его учение / Ю. П.  Михаленко. –

М., 1975.

 


Информация о работе Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени