Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:59, контрольная работа
Развитие естествознания в эпоху античности…………………….4 стр.
Наука «о природе» в Древней Греции включила три
кардинальных направления………………………………………..5 стр.
Эпоха античности…………………………………………………..7 стр.
Эпоха атомистики…………………………………………………..8 стр.
Эпоха средневековья……………………………………………….9 стр.
Эпоха возрождения…………………………………………………10 стр.
Введение……………………………………………………………..3 стр.
Развитие естествознания в эпоху античности…………………….4 стр.
Наука «о природе» в Древней Греции включила три
кардинальных направления………………………………………..5 стр.
Эпоха античности…………………………………………………..7 стр.
Эпоха атомистики…………………………………………………..8 стр.
Эпоха средневековья……………………………………………….9 стр.
Эпоха возрождения…………………………………………………10 стр.
Заключение……………………………………………………….....12стр.
Список литературы…………………………………………………13 стр.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ В Г. СУРГУТЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Современная научная карта мира»
На тему: «Развитие естествознания в эпоху античности»
Специальность: «Экономика»,
1 группы Грач М.К.
Проверила: Рощина А.А.
Сургут 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Развитие естествознания в эпоху античности…………………….4 стр.
Наука «о природе» в Древней Греции включила три
кардинальных направления………………
Эпоха античности………………………………………………….
Эпоха атомистики………………………………………………….
Эпоха средневековья……………………………………………
Эпоха возрождения…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………………
Введение
«История естествознания» - актуальная тема в современном мире, поскольку, изучение современной науки необходимо начинать с изучения истоков, потому что именно там закладывались ее основы. Цель работы - ознакомиться с историей развития естествознания, в соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть каким образом происходило зарождение научного мышления в Древней Греции, выделить особенности неклассического естествознания. Кроме того, необходимо рассмотреть классическую эпоху в естествознании.
Развитие естествознания в эпоху античности:
Некоторые историки науки считают, что естествознание возникло примерно в V веке до н. э. в Древней Греции, где на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Если науку трактовать как знания с его обоснованием, то вполне справедливо считать, что она возникла примерно в V веке до н. э. в городах-полисах Греции – очаге будущей европейской культуры.
Греция VI—IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней Греции в развитии культуры. Энгельс писал, что мы вынуждены «снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое в истории развития человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ» .
Своеобразие географических и экономических условий. Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл крупную роль в развитии культуры. Греция была посредником между более древними странами Азии и Африки и позднее развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое развитие ремесла и торговля. Местоположение страны способствовало развитию морской торговли и колонизации греков. Греки жили не только в Малой Азии, но имели многочисленные колонии на берегах Черного моря, в Южной Италии, в Африке. За время своего существования и развития Греция пережила глубокий социальный переворот, переход от первобытнообщинного к классовому, рабовладельческому строю. Победа в длительной борьбе древних греков за свободу и независимость против персидских завоевателей, поражение рабовладельческой аристократии и успехи рабовладельческой демократии вызвали в V веке до н. э. в Греции расцвет искусства, науки, философии и культуры.
Знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия.
Наука «о природе» в Древней Греции включила три кардинальных направления:
- изучение «природы» живого (и прежде всего человеческого) организма;
- изучение «природы» космоса в целом;
- изучение «природы» (в смысле внутренней структуры) вещей окружающего мира.
Первое из этих направлений явилось основанием для дальнейшего развития медицины, а также содержало в себе зачатки будущей биологии и всех её разделов; второе явилось исходным пунктом для развития научной астрономии; третье же, в то время бывшее наиболее спекулятивным, предвосхитило появление физико-химических наук, поскольку их теоретической базой стали, в конечном счёте, молекулярно-атомистические представления.
Философские течения Древней Греции — материализм и идеализм — отражали острую классовую борьбу. Борьба материалистической «линии Демокрита» с идеалистической «линией Платона» в Древней Греции была борьбой прогрессивной рабовладельческой демократии с реакционной земельной рабовладельческой аристократией.
Одним из выразителей
материалистического
Идеалистические течения
были представлены школой Пифагора (конец
VI века до н. э.), а позднее, с IV века, философией
Платона. Эти философы-идеалисты
были представителями
На примере многогранного
творчества Аристотеля можно отчетливо
увидеть каким образом единая
нерасчлененная наука «о природе» распадалась на самостоятельные
научные дисци
плины, различавшиеся как по своему содержанию,
так и по методам исследования. В досократовскую
эпоху лишь одна математика начала становиться
такой самостоятельной дисциплиной, раньше
всех утвердившей свою независимость.
Что же касается прочих естественнонаучных
дисциплин, то они вплоть до Аристотеля
имели характер единой синкретичной науки,
методологически слабо выраженной и неотделимой
от натурфилософских спекуляций. Контуры
наук нового типа наметились лишь в биологических
трудах Стагирита. В «Истории животных»
– это описательная зоология, в трактате
«О частях животных» – сравнительная
анатомия, а в трактате «О возникновении
животных» – эмбриология.
Конец IV в. до н. э. ознаменовался началом новой эпохи в истории народов средиземноморского ареала – эпохи эллинизма. Одной из важнейших особенностей, характеризовавших эту эпоху, была потеря старой Грецией ее прежней культурной гегемонии. Прежде всего это относилось к науке. Если Афины еще продолжали оставаться местом пребывания важнейших философских школ, то оформившиеся к этому времени специальные науки нашли более благоприятную почву для своего развития в столицах новых государств, на которые распалась империя Александра Македонского после смерти своего создателя.
1 эпоха: эпоха античности.
1 период: натур.философия (Др. Греция). В это время господствовала идея, о некоторых исходных первоначал, лежащих в основе мировоззрения.(Земля, огонь, воздух, вода).
Греческие ученые внесли свой вклад не только в осмысление законов Вселенной, но и ушли далеко вперед в области знания человеческого тела. Догреческая медицина полностью базировалась на религиозных воззрениях и ритуальных действиях. Болезнь рассматривалась как результат гнева богов и человеческого греха, лечили ее заклинаниями, молитвами и иными подобными средствами. В V в. до н.э. в медицине произошли грандиозные изменения, связанные с именем Гиппократа. Именно Гиппократ и его ученики, вооруженные постулатами натурфилософии, стали настаивать на том, что болезнь это естественное, а не сверхъестественное явление. Даже такие болезни как припадки эпилепсии, которые посылались, якобы, богами, имели естественное происхождение для человеческого организма.
2 эпоха: атомистика.
2 период: Древняя Греция, представитель Демокрит. Представитель: Аристотель.
Основные принципы атомистики:
3 период: эллинестический.
Развиваются античная математика и античная механика.
Представители: Эвклид, Архимед.
Философы Левкипп и его ученик Демокрит (460-370 до н. э.) стали основателями атомистической теории. По учению Левкиппа материя состоит из отдельных частиц – атомов, находящихся в пустом пространстве, и слишком мелких, чтобы их можно было увидеть в отдельности. Атомы непрерывно движутся в пространстве и воздействуют друг на друга при помощи толчков и давления.
Более полно и стройно атомистическая теория была изложена великим древнегреческим философом-материалистом Демокритом. Хотя им было написано много сочинений по математике, физике, астрономии, медицине, филологии, теории музыки и др., но из многочисленных его сочинений до нас дошло только около 300 фрагментов.
В сочинениях Демокрита много сказано о душе, о человеческих отношениях, о мышлении, об этике и другом, но нас в данном случае интересуют только атомы, только материалистическое воззрение Демокрита.
Гениальные догадки философов-материалистов, атомистов Древней Греции и Рима предопределили рождение современной атомистической теории – физики атома, ядерной физики. Мы и сегодня поражаемся изумительным научным догадкам и идеям древних философов, основанным только на чисто умозрительных предположениях почти без всяких экспериментальных подтверждений. Это лишний раз доказывает, что возможностям человеческого разума нет пределов. Экскурсом в древность мы хотели подчеркнуть, что толчком к поискам энергии атомного ядра явился вывод древнегреческих и других древних философов о том, что материя состоит из бесконечного числа мельчайших неделимых частиц – атомов. Наука XIX и XX вв., непрерывно обогащаясь новыми знаниями и идеями, подтверждаемыми научными экспериментами и теориями, продвигалась вперед к познанию атома. Движение к высвобождению внутриядерной энергии сопровождалось длительным, многовековым накоплением знаний во многих отраслях науки.
3 эпоха: эпоха средневековья.
Эта эпоха характеризовалась для Европы закатом классической культуры и науки и усилением влияния церкви.
На Востоке наоборот наблюдается расцвет науки.
Начинается под эпохой средних веков принято понимать довольно длительный исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление европейской средневековой цивилизации и продолжительный процесс ее трансформации - перехода к Новому времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты - с падения Западной Римской империи в 476 г.. Однако, по мнению современных медиевистов, более справедливо проводить границу где-то в к. VI - нач.VII столетия, после вторжения в Италию лангобардов. Окончанием периода средних веков в отечественной историографии традиционно принято считать Английскую буржуазную революцию середины XVII в., хотя последние века перед ней имеют особые, далеко не средневековые черты. Поэтому современные исследователи склонны выделять период сер. XVI - нач. XVII вв. как самостоятельную эпоху раннего Нового времени и ограничивать его кануном историю собственно средних веков. Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.
4 эпоха: Возрождения.
Начинается с образования первых классических университетов (Сарбон). Характерна наличие научных революций.
Основные научные революции:
Эпоха возрождения, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. Строительным материалом для оригинального здания новой культуры послужила античность, к которой обратились через голову Средневековья и которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение», или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии. Родившись в Италии, новая культура в конце 15 в. переходит через Альпы, где в результате синтеза итальянской и местных национальных традиций рождается культура Северного Возрождения. В эпоху Возрождения новая ренессансная культура сосуществовала с культурой позднего Средневековья, что особенно характерно для стран, лежавших севернее Италии.
Информация о работе Развитие естествознания в эпоху античности