Развитие естествознания в эпоху Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 03:24, реферат

Описание работы

Социальной основой развития естественных наук в XV-XVIII вв. вызревание в рамках феодального общества новых капиталистических общественных отношений. Быстрый рост производительных сил, более полное и разностороннее использование природы, открытие новых источников сырья и драгоценных металлов, а также новых рынков в результате много численных путешествий и расширения торговли – всё это изменило экономику Европы и привело к перевороту в общественной жизни европейских стран.

Файлы: 1 файл

рефератец!.docx

— 35.06 Кб (Скачать файл)

 Галилея.

 Естествознание, будучи  сложнейшей совокупностью наук  о природе, выработало в процессе  своей длительной эволюции такие  способы, методы и приёмы познания, которые, несомненно, могут служить  и служат эталонными нормами  не только для всякой науки,  но приобретают общекультурное  значение, ныне рациональная естествонаучная методология познания проникает в социальную и гуманитарную сферы, оказывает заметное воздействие на психологию, философию, искусство.

 Междисциплинарный подход  становится всё более значимым  для нынешнего развития социального  знания. Идёт процесс формирования  единой науки о человеке, обществе, государстве, природе и жизни.  При этом и социальное и  естествонаучное имеют единые исходные цели. С другой стороны, сейчас науковеды насчитывают около двух тысяч научных дисциплин, и формирование всё новых отраслей науки продолжается

(бионика, семиотика, прогностика,  квалиметрия т.д.). Оказывается, что  естественная дифференциация (дробление)  науки необходимо дополняется  противодействующей тенденцией  – её интеграцией, стремлением  к единству научного знания, к  активному взаимодействию различных  наук.

 Объективную основу  интеграции знания составляет  единство материального мира, принципиальная  общность основных свойств материи  и законов её развития на  всех структурных уровнях организации  и во всех формах движения. Интегративные тенденции в науке  начинают проявляться во второй  половине XIX века. Но с особой силой  они обнаруживаются в наше  время, когда могучим стимулятором, своеобразным ускорителем процессов  интеграции в познании становится  научно-технический прогресс.

 Он позволил гораздо  сильнее, чем раньше, ощутить всю  глубину и разносторонность связей  человека и окружающей среды,  общества и природы.

 Среди выделяющихся  в последние десятилетия новых  отраслей знания значительное  число уже по своей природе  носит синтетический, интегративный  характер (астрофизика, математическая  лингвистика, инженерная психология, космическая медицина, техническая  эстетика и др.) Другой чертой  интеграции в современной науке  является изменение самого характера  синтеза научного знания. Можно  обозначить такие варианты синтеза  знания в науке, как интеграция  в рамках одной научной дисциплины; синтез в пределах дисциплины, не входящих в один и тот  же комплекс наук (например, естествознание, обществоведение или технические  науки); наконец, синтез, выходящий  за рамки любого такого комплекса,  объединяющий знания нескольких  или даже многих областей.

 Именно последний вариант  намечает и представляет собой  путь не только к единой  науке, но и путь к другой  культуре.

 Революция в сознании.

 В эпоху Возрождения  была проведена основная мыслительная  работа, подготовившая возникновение  классового естествознания. Это  стало возможным благодаря мировоззренческой  революции, свершившейся в эпоху

 Ренессанса и состоявшей  в изменении системы человек  - мир человека.

 Эта система распалась  на три относительно самостоятельных  отношения: отношение Человека  к Природе, к Богу и к самому  себе.

 В эпоху средневековья  определяющим отношением к миру  было отношение человека к  Богу как высшей ценности. Отношение  человека к природе, которая  рассматривалась как символ Бога, и к самому себе как смиренному  рабу божьему были производными  от этого основного отношения.

 На основе индивидуализации  личности, формирования новых ценностей  и установок в эпоху Ренессанса  происходит мировоззренческая переориентация  субъекта. На первый план постепенно  выдвигается отношение человека  к природе, а отношение же  человека к богу и к самому  себе выступают как производные.  В логике такого идейного движения

 Ренессанс преодолел  дуализм земного и небесного  миров. В ренессансном сознании  эти два мира сближаются вплоть  до пронизывания друг друга, слияния, превращения в некую амбивалентную тотальность. В человеке на первый план выдвигается то, что есть в нём божественного: один человек сам способен превращаться для другого в некоторое божество.

 Поскольку всё связано  со всем и всё взаимно проникает  во всё, поскольку всё (а  не только бог) достойно быть  предметом познания. В этом смысле  предмет познания один – богоприрода и природобог.

 Философско-рационалистическое  преодоление теизма с необходимостью  проходит через стадию пантеизма.  А ренессансный онтологический  пантеизм, в свою очередь, повлёк  за собой гносеологический плюрализм:  не только всё может быть  предметом познания, но и все  точки зрения о предмете имеют  право на существование, каждая  культура имеет право на своё  мировоззрение. В условиях эволюционного  развития познания такой плюрализм  привёл бы к эклектизму. В революционную  ренессансную эпоху гносеологический  плюрализм ведёт к релятивизму,  который воплощает субъективно-творческий  прорыв к будущим целостным  формам теоретического синтеза,  смыслового многообразия и вселенской  гармонии, именно новаторством, переходностью,  сложностью и многообразием эпоха

 Возрождения глубоко  созвучна нашей эпохе.

 Право на существование  имеют все точки зрения, а значит, и те из них, которые содержат  инновации. Более того, именно  содержащая новизну позиция наиболее  предпочтительна. С этого начинается  формирование исторического мышления, ощущение культурно-историческая  дистанции, в этом отношении  состояла в том, что ренессансное  сознание это новое искало  в …античном прошлом.

 Творчески-новаторское  отношение к миру выдвигает  на первый план познавательную  составляющую сознания, разум выходит  «из изгнания», куда он заточён  средневековой установкой на  первенство веры над чувствами,  а чувств над разумом. Уже  у Н. Кузанского познание мира  бесконечно и ведущим средством  познания является разум. Мир  для него – богоприрода и природабог. Мир, вселенная – бесконечны. Бесконечность мира познаётся разумом путём «совпадения противоположностей».

 Николай Кузанский  принадлежит зрелому Возрождению.  А в период позднего Возрождения  Н. Коперник, создавая гелиоцентрическую  систему мира, на деле показывает  творческие возможности разума, позволяющего через выделение  и исследование противоречий  в сфере явления проникать  в сущность вещей, которая может  быть полностью противоположной  явлению.

 Теоретическая мысль  Возрождения ещё не поднялась  до уровня постановки и решения  проблемы метода научного познания  природы, однако предварила её  формулирование ряда принципиальных  идей: гуманизма, рационализма, познаваемости  мира, историзма и социально-исторического  оптимизма. Но в ренессансном  типе познания мыслительное и  образно- чувсвенное не вполне разграничивались, часто выступая в синкретическом единстве, Это не позволяло создать методологический инструментарий для конкретно-научного познания природы. Созданием основ методологии конкретно-научного познания занялись мыслители Нового времени, прежде всего Ф. Бэкон и Р. Декарт.

 Не дала эпоха Возрождения  и сложных, логически непротиворечивых  фундаментальных теорий. Она решила  другую задачу: посредством глубокого  синтеза имевшегося мыслительного  материала, нового способа функционирования  культуры, новой системы ценностей  осуществить объективистскую перестройку  сознания, сформировать его новый  исторический тип, в котором  бы познавательная составляющая  сознания доминировала над ценностной. В культуре Возрождения главной  ценностью становится бескорыстное  объективное познание мира. На  основе этой важнейшей мировоззренческой  ценности складываются непосредственные  предпосылки возникновения классического  естествознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Используемая литература:

 

1. КСЕ, «Феникс», Ростов-на-Дону, 1999;

2. Большая Советская Энциклопедия, т.5

3. История биологии. Институт  истории естествознания и техники.  Под ред.

 С. Р. Микулинского. Москва, 1972г.

 

4. Найдёныш В.М.: Учебное  пособие. – М. : Гардарики,

1999 г.

 


Информация о работе Развитие естествознания в эпоху Возрождения