Развитие философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:06, реферат

Описание работы

В развитии можно выделить три определяющих направления: классическая немецкая философия, диалектико-материалистическая философия, философия позитивизма.
Немецкая классическая философия представляет собой важнейшее достижение буржуазной философской мысли. Будучи идеологией исторически прогрессивной для своего времени немецкой буржуазии, она отражала как своеобразные условия развития капитализма в Германии конца XVIII — начала XIX вв., так и крупнейшие социально-экономические изменения, происходившие в более развитых странах Европы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Позитивизм 5
1.1 Стадии истории человечества с позиции позитивизма 5
1.2 Этапы развития позитивизма 6
2 Импрессионизм 8
2.1 Истоки (живопись) 8
2.2 История 9
3 натурализм 11
3.1 В литературе и искусстве 11
4 романтизм 14
4.1 Романтизм в русской литературе 15
4.2 Музыка периода романтизма 16
5 реализм 17
5.1 Напраление в живописи XIX-XX в. 18
12 вывод 19
13 СПИсок источников информации 21

Файлы: 1 файл

чуш.docx

— 308.29 Кб (Скачать файл)

Порожденные буржуазной культурой  идеологические и стилевые тенденции  и противостоящий реализму художественный метод, выражающиеся в воспроизведении  явлений жизни вне их идейного социально-философского осмысления, художественные обобщения, критичность отбора и  оценки. Одной из тенденций в теории и практике натуралистического направления была замена социальной типизации и общественной оценки жизненных явлений "беспристрастным" изображением фактов и событий; поэтому натурализм был со временем рядом художественных теоретиков и критиков противопоставлен критическому реализму как искусство, якобы стоящее вне общественных, эстетических и этических норм и воспринимающее жизнь без её переработки в свете социальных, философских и иных концепций. Апология "беспристрастности", подвергнутая критике П. Лафаргом во Франции, Ф. Мерингом в Германии, Л. Н. Толстым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, В. Г. Короленко в России, оказалась как бы идеологическим оправданием поверхностного, бескрылого изобразительства и пассивного копирования второстепенных подробностей, которые давно уже стали своего рода традицией в буржуазном искусстве 19 в. С 1820—30-х гг. эти черты проявились в европейском, а позже в американском искусстве (программный характер они приобрели во французской живописи — у П. Делароша, О. Берне); легко сочетаясь с академической идеализацией, они породили многочисленные разновидности салонного искусства. Такого рода плоское, безыдейное искусство, позднее, в свою очередь, названное натуралистическим, широко распространилось с середины 19 в. Характерным явлением стало "снижение" исторических, религиозных и аллегорических жанров, в которых традиционные возвышенные представления намеренно сводились к прозаической повседневности, констатируемому бытовому факту (Э. Месонье во Франции, Ф. Уде в Германии, Л. Фредерик в Бельгии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Романтизм

Романтизм — явление, порожденное  буржуазным строем. Как мировоззрение  и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом  и действительностью. Осознание  нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой — презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй — признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.

Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как  находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий.

Романтическое миропонимание  охватило все сферы духовной жизни  — науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:

Первый — в нем мир  представал бесконечной, безликой, космической  субъективностью. Творческая энергия  духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.

Второй — в нем человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру. Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм.

Романтический символизм  представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что  проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь  с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм  объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

Возникновение романтизма было обусловлено рядом факторов. Во-первых, социально-политическими: Французская  революция 1769— 1793 гг., наполеоновские войны, война за независимость Латинской  Америки. Во-вторых, экономическими: промышленный переворот, развитие капитализма. В-третьих, он формировался под влиянием классической немецкой философии. В-четвертых, сложился на основе и в рамках существующих литературных стилей: просвещения, сентиментализма.

Расцвет романтизма приходится на период 1795— 1830 гг. — период европейских  революций и национально-освободительных  движений, и особенно ярко романтизм  проявился в культуре Германии, Англии, России, Италии, Франции, Испании.

Романтическая тенденция  оказала большое влияние в  гуманитарной области, а позитивистская — в естественно-научной, технической  и практической.

 

4.1 Романтизм в русской литературе

Обычно считается, что  в России романтизм появляется в  поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина  также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно  считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского  Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева  является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

4.2 Музыка периода романтизма

Это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800—1910 годы.

Музыка этого периода  развилась из форм, жанров и музыкальных  идей, установившихся в ранние периоды, такие как классический период. Хотя романтизм не всегда подразумевает  романтические отношения, тем не менее, этот сюжет был основным во многих работах по литературе, живописи и музыке, созданных в эпоху  романтизма.

Идеи, структура произведений, которые установились или только наметились в более ранние периоды, были развиты при романтизме. В  итоге произведения, относящиеся  к Романтизму, воспринимаются слушателями (как в 19 в., так и сегодня) как  более пылкие и эмоционально выразительные. Композиторы-романтики старались  с помощью музыкальных средств  выразить глубину и богатство  внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в  том числе баллада.

Принято считать, что началу становления романтизма в музыке положил Людвиг ван Бетховен. Период перехода от классицизма к романтизму считается предромантическим периодом — сравнительно короткий период в истории музыки и искусства.

 

5 Реализм 

Термин «реализм» следует  понимать двояко: как исторически  определенное направление, тип художественного  мышления и как правдивое, объективное  отражение действительности (на языке  того или иного искусства). Реализм  эволюционировал, начиная с первобытных  форм культуры. Как художественный метод реализм возник в недрах романтизма в первой трети XIX в., когда  в Европе утверждается принцип правдивого изображения как оппонент романтизму.

Поэтому в реализме предметом  изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность. Значение реализма в культуре трудно переоценить.

Реализм — эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен.

Различные грани реализма в живописи представляют собой барочный иллюзионизм Караваджо, Вермеера и  Веласкеса, импрессионизм Мане и  Дега, нюненские работы Ван Гога, прецизионизм Эдварда Хоппера.

5.1 Направление в живописи XIX-XX веков

Под реализмом в узком  смысле понимают позитивизм как направление  в изобразительном искусстве 2-й  половины XIX века. Термин «реализм»  впервые употребил французский  литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х гг. XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму.

Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством  французского художника Гюстава  Курбе (1819—1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон  реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы (Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон). В 1870-е гг. реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм.

Реалистическая живопись получила большое распространение  и за пределами Франции. В разных странах она была известна под  разными названиями:

в России — передвижничество

в Италии — веризм маккьяйоли

в Австралии — гейдельбергская школа (Т. Робертс, Ф. Маккаббин)

в США — школа мусорного  ведра (Э. Хоппер)

 

(Рис. 2) Э. Мане. «Бар в «Фоли-Бержер»» (1885)

 

 

ВЫВОД

Для культуры характерны многостильность, борьба различных направлений, начало кризисных явлений. Принципиально меняется характер взаимодействия человека с окружающей действительностью: появляется созерцательное мироощущение, стремление к чувственному контакту с миром, причем в разных течениях это осуществляется по-разному. В натурализме — через фиксацию мимолетного, через индивидуальное впечатление. В импрессионизме — через передачу динамически наполненной жизни. В символизме — благодаря одушевлению внешнего мира, а в модернизме — благодаря созданию образов духа.

Необходимо отметить две важные черты культуры:

1. Утверждение ценностей  буржуазного образа жизни, что  проявлялось в ориентации на  потребление и комфорт, а в  искусстве привело к появлению  новых художественных стилей (ампир, академизм, псевдоромантизм и т. п.)

2. Совершенствование институционных  форм культуры, т. е., объединение  разрозненных прежде академических  учреждений культуры: музеев, библиотек,  театров, художественных выставок. Появилась художественная промышленность. Искусство превратилось в товар  и структуру буржуазных экономических  отношений. 

Важнейшим достижением культуры является появление искусства фотографии и дизайна. Развитие фотографии привело  к пересмотру художественных принципов  графики, живописи, скульптуры, соединило  художественность и документальность, что не достижимо в других видах  искусства. Основу дизайну положила Международная промышленная выставка в Лондоне в 1850 г. Ее оформление знаменовало  сближение искусства и техники  и положило начало новому виду творчества.

Очень важным фактом в культуре явилась дифференциация художественной культуры на эстетику, художественную критику, историю искусств как отдельных  областей гуманитарного знания.

XIX в. – является наиболее важный веком, это век взлетов и упадка, веком многостильности и противоречий, но он подготовил тот перелом в сознании и культуре человечества, который разделил традиции классической и современной эпох.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Михаленко Ю. П. Философия Давида Юма — теоретическая основа английского позитивизма XX века. — М., 1962.

2. Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. — М., 1980. — 416 с.

3. Русский позитивизм. / В. В. Лесевич, П. С. Юшкевич, А. А. Богданов.

4. Составитель, автор предисловия, обзорной статьи и указателей С. С. Гусев. — СПб., 1995. — 362 с.

5.  Морис Серрюлль и Арлетт Серюлль. Энциклопедия импрессионизма, Москва «Республика», 2005

6. Б. Р. Виппер, «Введение в историческое изучение искусства», «Издательство В. Шевчук», 2008

7. Натурализм (Британская энциклопедия)

8. Натурализм (Литературная энциклопедия)

9. Натурализм в литературе и искусстве (БСЭ)

10. Махов А. Е. Звукомузыкальная эротика романтиков // Апокриф. № 1. C. 35–46.

11. Мейнеке Фр. Английский преромантизм, Фергюсон и Бёрк // Мейнеке Фридрих. 12. Возникновение историзма / Пер. с нем. — М., 2004. C. 191–203.

13. Рапацкая Л. А. Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека» // Мировая художественная культура. 11 класс. В 2 частях. 14. М. : Владос, 2008.

15. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков — М.: Педагогика, 1983. — С. 150, 288—289. — 416 с. — 500000 экз.

16. Материалы, опубликованные на сайте: http://ru.wikipedia.org

 

17. Материалы, опубликованные на сайте: http://countries.ru/


Информация о работе Развитие философии