Развитие общества как цивилизационный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 09:20, реферат

Описание работы

Сколь ни ограничены наши сведения о конкретных исторических процессах, приведших к возникновению архаических и исторических цивилизаций, можно отметить некоторые общие черты.
Характер формирования этих цивилизаций предопределили:
1) технические нововведения, сделавшие возможным производство и накопление прибавочного продукта;
2) пространственные и демографические изменения, приводившие к возникновению плотно населенных районов и центров - будь то экономические (города), ритуальные (храмы) или политические;

Содержание работы

1. Архаические и исторические общества (сравнительный анализ)
2. Цивилизационные аспекты развития общества
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Переходящее общество. Растет сельскохозяйственное производство, появляется новый вид  деятельности - предпринимательство  и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.

Стадия  “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.

Стадия  “зрелости”. Идет научно-техническая  революция, растет значение городов  и численность городского населения.

Эра “высокого  массового потребления”. Наблюдается  значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.

Теории  локальных (локальный с лат. - “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие  исторические общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

Локальные цивилизации - это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несет на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остается некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация все равно отличается от другой.

Один  из основоположников теории локальных  цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.

Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная  агрессия); ответ цивилизации в  целом на этот вызов; деятельность великих  людей, талантливых, “богоизбранных” личностей.

Существует  творческое меньшинство, которое ведет  за собой инертное большинство, чтобы  дать ответ на вызовы, брошенные  цивилизации. В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведет к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определенные этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Обе теории - стадиальная и локальная - дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее - единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций - индивидуальное, разнообразие исторического процесса.

В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.

 

Список использованных источников

1.  Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. Под ред. В.И.Добренькова. М., 2001.

2.  Момджян К. Х. Социум. Общество. История. М., Наука, 1994.

3.  Семенов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М., 2003.

4.  Философия: Учеб. пособие/ Берков В.Ф., Водопьянов П.А., Волчек Е.З. и др.; под. ред. Ю.А. Харина. - Мн.: Вышэйшая школа, 1993. - 275 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие общества как цивилизационный процесс