Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 07:30, контрольная работа
Картина мира — сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. Необходимость установления картины мира связана со стремлением иметь синтетическое, целостное представление о мире, преодолеть последствия дифференциации философии, науки и религии. С этой точки зрения мир философии, мир науки и мир религии выступают соответственно как философская, научная и религиозная картины мира. В своем единстве они образуют целостную картину мира. Взаимоотношения между философией, наукой и религией всегда были и по настоящее время остаются достаточно напряженными, часто достигающими стадии конфликта, что придает спорам вокруг рассматриваемой темы своеобразное обаяние.
Введение …………………………………………………………………………...3
1. 1.1 Религиозные версии мироздания………………………………..................6
1.2 Философская картина мира……………………………………..................15
1.3 Научная картина мира……………………………………………………..27
2. Заключение ……………………………………………………………………..36
3. Список литературы……………………………………………………………..39
Иногда буддизм называют "религией без бога", но это не вполне справедливо. Здесь присутствует большое количество богов-Будд, которых насчитывается, как было сказано выше, не менее 987 тысяч. Боги в буддизме не бессмертны. Каждый из них многократно рождается, вертится в "колесе сансары", чтобы, в конце концов, прекратить перерождения и впасть в блаженное состояние, называемое "нирваной". Главным богом над другими богами и над человеческим миром является Гаутама, Будда, Однако он не творец мира и не его управитель. Он — советчик, наставник для низших богов и Будд.
По буддистскому учению, мир сложен в пространственном отношении, он насчитывает 31 сферу; здесь имеется ад, в котором виновные отбывают соответствующие наказания. Мир подвержен цикличности — действию закона времени. Он постоянно проходит крупные качественные периоды, называемые "кальпами". Каждая кальпа длится 4 млрд. 320 млн. лет. Периодически Вселенная сгорает в великом мировом пожаре по причине грехов живых существ.
В буддийском представлении мир для всех живых существ являет собой
страдание. Человек в этом мире страдает
всегда: когда он рождается; когда он желает,
но не может получить желаемое; когда имеет
желаемое, но теряет его; когда умирает.
Согласно этому учению, для человека главным является осознанно четырех возвышенных истин" и готовность следовать "восьмеричному" пути спасения, или достижения просветления.
Суть "четырех истин" сводится к следующему. Центральная идея содержится в первой истине — "Истине страдания", по которой страдание является фундаментальным свойством человеческого существования. Процесс: "Жить — значит страдать" происходит в результате отсутствия постоянства в жизни и вечной ее изменчивости.
Вторая истина получила название "Истина причины". Причиной страданий является жажда жизни, желания, страсти, влечения. Иначе говоря, человеческое "я" стремится бесконечно удовлетворять свои желания, все время, будучи привязанным, к людям, вещам и обстоятельствам.
Третья — "Истина освобождения" рекомендует освободиться от страданий путем отказа от желаний и подавив в себе все страсти.
Четвертая истина — "Истина пути" указывает пути уничтожения страданий, достижения состояния нирваны, то есть угасания или исчезновения.
Достижение нирваны является высшей целью буддистской личности. Почему люди должны стремиться к ней? Какими свойствами она обладает? По учению буддизма, нирвана — это блаженное состояние, в котором исчезает, размывается человеческое беспокойное "эго", вечно терзаемое страхом и пребывающее в страданиях. С исчезновением "я" мы растворяемся во Вселенной и больше не ведаем никаких болей и надежд, наступает желанное освобождение, бесстрастность и покой. Нирвана — это высшее блаженство спокойствия и невозмутительности, по сравнению с которыми любые эмоциональные радости оказываются низкими и несовершенными. Нирваны можно удостоиться, если следовать восьмеричному пути спасения: праведная вера в Будду, его учение, праведный образ жизни и созерцание. Весь путь требует также освобождения от 10 цепей: от любви к земной жизни, от чувственных страстей, от желаний, от ненависти, от гордости и т.д. Следуя подобным путем, человек достигает совершенства, становится архатом, то есть святым. Другими словами, он достигает нирваны (по существу небытия), которая кладет конец всем желаниям, а, следовательно, и страданиям.
В буддизме большое значение имеют правила поведения человека. Они требуют от него любви и милосердия ко всему живому: нельзя убивать никакое живое существо. Нужно доброжелательно относиться ко всем — и к добрым, и к злым. Нельзя платить злом за зло, ибо это влечет за собой новое зло и страдание. Абсолютным правилом буддизма является непротивление злу, прощение всех обид (нельзя даже наказывать за убийство). Чтобы в полной мере выполнить предписания буддизма, нужно уйти из мира и вести монашеский образ жизни. 11оскольку отрешение от жизни не может быть общим правилом, выявляется пять обязательных для всех заповедей: не убивать живого, не брать чужого, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить и вина. Человек должен надеяться не на богов, но лишь на себя самого: никто не спасет его и не избавит от мучений сансары, если он не добьется этого сам, ведя праведный образ жизни. Боги, как и люди, сами не избавлены от страданий. Будда никого не может спасти, он только постигает истину и указывает правильный путь, по которому каждый должен идти самостоятельно. Такова кратко версия мироздания буддизма.4
Итак, религиозный взгляд на мир продолжает оставаться в сознании у большинства людей и играет значительную роль в жизни народов,
здравомыслящих людей возникает вопрос, почему религиозные версии мироздания существуют и сейчас, в начале XXI столетия несмотря на великие достижения человечества в познании мира и противоречивость, иллюзорность самих религиозных учений? В дополнение к этому из истории религии напомним следующие антигуманные факты: религиозная инквизиция в средние века уничтожила сотни тысяч человек, в том числе великих философов и ученых; церковь организовывала крестовые походы, вдохновляла на захватнические, разрушительные и несправедливые войны; религиозные культы требуют жертвоприношений; религия и сейчас находится в конфликте с наукой.
Укорененность религии среди людей объясняет ряд фундаментальных причин.
Первая причина связана с несовершенством внутреннего мира человека, его мышления. Так, не сбылось ожидание близкого конца религии в результате прогресса науки. Наука не вытеснила религию, у нее имеется немало еще "белых" пятен в познании мира. Для верующего человека многие явления остаются непонятными и необъяснимыми. К ним, например, можно отнести следующие: в конце XX столетия неизмеримо выросло созданное человеком богатство, но в то же время остается огромное количество людей, обреченных на безработицу, нищету и голод. Покорение природы человеком обернулось экологической катастрофой. Техника, основанная на науке, призванная облегчить и улучшить жизнь людей, сделать ее достойной человека, грозит уничтожить всякую жизнь на Земле.
Вторая причина. Немалую роль в сохранении религии играют непрерывные войны в истории человечества (особенно две последние мировые войны), которые противопоставляют людей друг другу и несут горе, страдания, гибель, громадные разрушения материальных и духовных ценностей. Их систематическая повторяемость включает в себя что-то стихийно-бесчеловечное, неуправляемое человеческим разумом. У людей складывается впечатление бессмысленности жизни, "сизифова" труда и даже своего существования. Поэтому мистическое сознание устремляет свой взгляд с надеждой на Мировой Разум — Бога, который должен навести на земле мудрый порядок, коль сами люди не могут этого сделать.
Третья причина. Распространению религиозной версии мироздания способствует не столько учение о мире, сколько учение о нравственности человека, праведной его жизни: о добре и зле, справедливости, совести. Верующие люди высоко чтят именно гуманно ориентированную часть учения. Христианские заповеди "не убий", "не укради", "не прелюбодействуй" и т.д. , по их мнению, — это главные законы нравственной жизни человека, своего рода скрепы, объединяющие людей в общество. Нельзя забывать о претензиях религии на выполнение таких функций, как социальная интеграция и регуляция в обществе; о её стремлении к объединению общих интересов противоположных классов и социальных групп, общих ценностей и нравственных принципов.
Правящая, государственная власть крайне заинтересована в сохранении религии.
Имеется, безусловно, немало и других причин существования религиозных верований.
В настоящее время высказываются различные предположения относительно будущего религии. Крайние из них сводятся к следующему. Первое: религии принадлежит будущее и её роль в жизни общества возрастает. Второе: религия не имеет будущего, постепенно она будет вытеснена научным мышлением, гуманистической светской этикой — этикой без Бога. Ряд мыслителей высказывают и такую идею: в будущем люди будут иметь единую, универсальную, всечеловеческую религию.5
Чтобы понять философскую картину мира, отличающуюся от других взглядов на мироздание, следует предварительно рассмотреть ряд конкретных методологических проблем ее создания.
Прежде всего, что такое философия?
Философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, отношение человека к миру. В философии органически соединены два начала — научно-теоретическое и практически-духовное, что определяет её как уникальную форму общественного сознания. Иначе говоря, на современном этапе философия выступает одновременно и как специфическая наука, и как мировоззрение, обусловленное существованием человека. Философы рассматривают свою сферу знания с двух противоположных углов зрения: сознание, направленное "вовне", способствует формированию той или иной картины мира, с другой стороны, обращение сознания "вовнутрь" позволяет обратиться к самому человеку, осмыслить его место в природном и социальном мире. Причем человек здесь выступает не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода. От всего остального его отличает способность мыслить, познавать, трудиться, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться и т.д.
Философская картина мира может быть создана только профессиональными философами. Её невозможно создать на основе обобщения эмпирических фактов, они не могут служить базой для предельно широких философских обобщений. Знание о всеобщем не дает эмпирический опыт, ибо сбор и накопление фактов оставляет в стороне обобщение всеобщих сущностей. Она не может сформироваться и на основе научных обобщений, ибо предметное знание составляет только часть всеобщего мироздания. Отдельные науки отражают только конкретные законы, грани, стороны мира, а не мир в целом. Даже естественные науки в своей совокупности только частично отражают мир (до сих пор мы ограничены в знаниях, например, о человеке). Создание философской картины мира возможно только на основе признания: а) диалектического развития мира, развития от простого к сложному, от низшего к высшему; б) высшей в мире реальности.— человека и мира человека — социального и духовного. Законы окружающего мира дают ключ к осмыслению всей диалектики действительности, и это дает право философии быть методологическим орудием познания, освоения всей бесконечности Вселенной.6
Какими же чертами обладает философ?
Теоретик-мыслитель безразличен к мелочам жизни, к быту, не считается с общепринятыми мнениями и решениями, господствующей в обществе идеологией. Он, как правило, мыслит мировыми проблемами. Главной чертой его является критичность. Объектом критики выступает наличное бытие и неэтичное сознание. Его девиз — подвергать все сомнению. Кроме того, философ в обществе — возмутитель спокойствия. Власть предержащие не всегда довольны критическими идеями философов, они для них "неудобны". Настоящий философ — любомудр, талантлив, гениален, он и в других людях ценит мудрость, ум.
Так, Платон считал, что во главе государства должны стоять философы — мудрые люди. А Аристотель говорил: мудрый должен быть руководителем, а менее мудрый должен ему подчиняться. Но в жизни не всегда так получается. Исторический опыт свидетельствует порой о другом — о том, что власть (особенно тирана, деспота) сильнее аргументов и разума.
В истории философии не было единой картины мира. Мир и человек рассматривались по-разному в зависимости от времени, той или иной эпохи, научных достижений, талантливости философов. Недаром говорится: сколько было философов, философских направлений, столько существовало и точек зрения.
Смысловым центром философской картины мира выступают мир и человек, их отношение между собой; точнее: отношение человека к миру. Как складываются отношения между ними? Ответить на этот вопрос не так просто. Он требует предварительного рассмотрения его слагаемых.
Понятие "мир" применяется людьми, как в обыденной речи, так и в научных, философских исследованиях. В философском аспекте под миром понимается действительность, взятая как целое, качественное единство. Однако "мир как целое" никогда не бывает непосредственно нам дан, ибо каждый конкретный человек ограничен, он видит только небольшой сегмент реальности. Люда воспринимают мир как совокупность убегающих вдаль горизонтов, и границы "мира как целого" всегда теряются в тумане (Э.Гуссерль). "Мир в целом" мы можем понять только на рациональном уровне сознания. Рассуждения о мире включают еще ряд других важных вопросов. Первый из них: мир один или миров много? Если миров много, то необходимо применить философскую категорию Универсум, которая означает единство многообразия.
Человекоразмерен ли мир (или Универсум)? — это тоже один из вопросов названной проблемы. Проще говоря, соответствует ли он способу человеческой жизни, людским потребностям и интересам, целям и идеалам человека? Или он бесчеловечен, бессмысленен, бездушен? Разные картины мира дают на него и разные ответы.7
Философский взгляд на мир зависит и от того, с каких онтологических позиций он рассматривается; В философии существуют монистические, дуалистические и плюралистические направления. Монистические взгляды берут за основу единые основания (материальные или духовные). Например, с точки зрения материализма, мир един, он материален и первичен по отношению к сознанию, которое является его свойством. Дуализм полагает, что в рамках Универсума имеются два начала: материя и дух, которые существуют вечно и развиваются параллельно друг другу. Это течение признает существование двух миров — материального и духовного. Плюрализм же полагает, что существует несколько онтологических начал, а следовательно, и несколько миров.
С точки зрения современной философии, последовательный монизм затруднителен. С позиции жесткого материалистического монизма необъяснимо существование сознания (особенно его возникновение), а идеалистический монизм делает непонятным существование материально-вещественного мира. В свою очередь абсолютизация дуализма и плюрализма приводит к рассыпанию Универсума на различные части, не связанные друг с другом. Из истории философии известно более двух тысяч лет ведут полемику материалисты и идеалисты по проблеме соотношения между материей и сознанием, но до сих пор отсутствуют какие-либо позитивные результаты. Для создания предельно совершенной философии не хватает конкретных научных данных, логических аргументов. По мнению некоторых современных философов, проблема лежит в области объединения монистических и плюралистических идей, Универсум сочетает в себе единое и многое. Что представляет собой мир с современных позиций? С точки зрения диалектико-материалистической парадигмы, мир признается как единственный и материальный. Его бытие имеет вечные параметры — он был, есть и будет всегда. Его никто не создавал — причина существования и его развития заключена в нем самом. Здесь возникает одна из важнейших философских проблем: мир существует вечно, а проявляется он через отдельные предметы, явления, процессы, которые конечны, преходящи в своем бытии.