Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 07:30, контрольная работа
Картина мира — сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. Необходимость установления картины мира связана со стремлением иметь синтетическое, целостное представление о мире, преодолеть последствия дифференциации философии, науки и религии. С этой точки зрения мир философии, мир науки и мир религии выступают соответственно как философская, научная и религиозная картины мира. В своем единстве они образуют целостную картину мира. Взаимоотношения между философией, наукой и религией всегда были и по настоящее время остаются достаточно напряженными, часто достигающими стадии конфликта, что придает спорам вокруг рассматриваемой темы своеобразное обаяние.
Введение …………………………………………………………………………...3
1. 1.1 Религиозные версии мироздания………………………………..................6
1.2 Философская картина мира……………………………………..................15
1.3 Научная картина мира……………………………………………………..27
2. Заключение ……………………………………………………………………..36
3. Список литературы……………………………………………………………..39
Материальный мир является совокупной реальностью, это сложнейшая система, включающая в себя неорганическую и органическую природу, естественную и "очеловеченную". В своей данности природа предстает необходимым и естественным условием существования человека и функционирования общества — другой, более высокой и сложной системы.8
Мир проявляется через свои бесчисленные свойства. Основными его атрибутами являются движение, пространство, время.
Движение — это один из способов существования мира (материи), его изменение вообще. Проще говоря, мир не стоит на "одном месте", а находится в постоянном движении, изменении, развитии. Формы движения мира разнообразны, но основными являются — механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Каждая из них имеет свои особенности, свойства, закономерности и структуру. Самой простой из них является механическая, самой сложной — социальная, олицетворяющая собой человека и общество.
В мире в целом, с одной стороны, происходит усложнение, развитие систем по восходящей линии; с другой, распад систем, их упрощение.
Пространство — форма бытия мира, выражающая протяженность составляющих его систем, объектов, частей. Оно не существует само по себе, отдельно от мира, не в связи с ним. Пространство нашего мира имеет три измерения — длину, ширину, высоту. В связи с этим любое тело может двигаться в пространстве из одной точки в трех взаимоперпендикулярных направлениях. Одним из главных свойств пространства является его бесконечность, что означает неограниченную протяженность мира во всех направлениях. Иначе говоря, у него нет границ. Пространству присуща и внутренняя противоречивость: с одной стороны, пространство в целом бесконечно; с другой, оно складывается из конечных материальных объектов, каждый из которых занимает определенное, ограниченное в нем место.
Время — форма бытия мира, выражающая длительность существования предметов, явлений и протекающих процессов. Как известно, в материальном мире отсутствует "чистое", "абсолютное" время. В виде абстракции, в форме теории оно может существовать и находить применение в научных целях. Время обладает важными чертами: оно является неотъемлемым свойством мира, неразрывно связано с движением и пространством, обладает объективностью, то есть оно существует и как материя, независимо от нашего сознания. Время вечно, это утверждение находит выражение в том, что никогда не было начала мира и никогда не будет ему конца. Время, как и пространство, противоречиво. С одной стороны, оно вечно; с другой, каждый предмет и явление имеют конечную длительность своего существования.
В отличие от пространства время одномерно, как принято считать, оно течет в одном направлении: от прошлого к настоящему и от него в будущее. Теория относительности Эйнштейна вносит новые данные о времени. Согласно ее положениям, во Вселенной нет единого времени; течение времени находится в зависимости от скорости движения тел. Чем быстрее движется в пространстве какое-либо тело, тем медленнее течет для него время. Однако необходимо иметь ввиду, что замедление времени заметно только при скоростях, близких к скорости света.9
Составной частью философской картины мира является совокупность отношений человека к миру. Все отношения исключительно сложны и многообразны, из них мы выделим три "основных" типа: познавательные, практические и ценностные. Прежде всего, важно вычленить исходные методологические предпосылки этих отношений. С одной стороны, наличие отношений определяется существованием окружающего мира (природы); с другой — человека. Иначе говоря, следует, прежде всего, признать реальность бытия мира и человека, что их существование — не иллюзия и не фантазия.
Познавательный тип отношений. Познание мира представляет
собой исключительно сложный и противоречивый
процесс. Недаром из века в век философы
совершенствуют и создают теории познания.
Одни философы (скептик Пиррон) сомневались
в возможности познания мира, считали,
что наши ощущения обманчивы и не дают
истинной его картины. Другие — агностики
- отрицали даже роль объективной реальности
и ее законов; каков мир "сам по себе"
— совершенно неизвестно, — утверждал
Кант. Третьи — иррационалисты (Шопенгауэр,
Ницше) считали, что мир не доступен для
нашего разума, потому что в нем нет объективных
законов, а действуют стихийные, слепые
силы. Философы диалектико-материалистического
направления убеждены в том, что человек
при помощи своих ощущений и рационального
мышления постепенно познает мир, что
подтверждает сама жизнь и практика. Причем
человечество при помощи философов и ученых
познает мир и его объективные законы
и вглубь и вширь. Наши знания об объективной
реальности зафиксированы в философских
истинах и категориях, научных законах
и закономерностях, что способствует их
применению в практической деятельности
людей.
Итак, мир и его законы познаваемы, действительны. В принципе нет непознаваемых вещей, есть предметы и явления, которые еще не познаны, но с развитием общества, философии и науки они будут постепенно познаваться. Эта реальная уверенность основана на двух фундаментальных факторах: на всеобщем свойстве материи и на свойстве отражения и на безграничных познавательных возможностях самого человеческого сознания.
Практическое отношение к миру. В соотношении "мир — человек" первичным выступает природный мир. Он "предлагает" человеку все необходимое для существования и развития — и вещество, и источники энергии, и воду, и воздух и т.д. Но естественный мир не в состоянии непосредственно удовлетворять материальные, духовные потребности человека, его следует преобразовать, изменить, улучшить. Поэтому практическое освоение мира — это первая и главная форма отношений человека к объективной реальности.
Результатом активно-преобразующей деятельности человека является вторая, "очеловеченная" природа, различные здания, машины, города, дороги, искусственный свет и т.д. "Очеловеченная" природа включает в себя, с одной стороны, вещество природы (металлы, дерево и т.д.); с другой, человеческие знания и труд. Она значительно улучшает условия жизни человека и повышает ее комфортность. Практическая деятельность человека и отношения между людьми породили социальный мир — человеческое общество, материально-духовную систему. Кроме того, в мире возникла духовная сфера — философия, наука, этика, политика, религия и т.д.
В то же время материально-производственная деятельность человека породила и негативную, экологическую проблему, ставшую в XX веке угрозой жизни человека. Из истории философии известно, что
XIX век выдвинул идею изменения мира, прежде всего социального, а
XX век — идею сохранения мира как природного, так и социального. При реализации идеи сохранения мира возможна дальнейшая практическая деятельность человека, а следовательно, существование и самого человечества.
Оценочные отношения. Мир — это и объект оценки. На протяжении истории общества взгляды людей на мир постоянно менялись, ему давались различные оценки (с точки зрения, потребностей и интересов человека, добра и зла, блага, справедливости, человечности). Диаметрально противоположно, например, оценивался мир немецкими философами Лейбницем и Шопенгауэром. Лейбниц оптимистически смотрел на мир, считал его лучшим из возможных миров, пессимист Шопенгауэр, наоборот, оценивал его как худший из возможных миров. По мнению последнего, мир (природа) несет человеку различного рода болезни, рабство, страдания, несчастья, смерть. Даже атрибуты мира — пространство, время, причинность — враждебны человеку. Так, о времени Шопенгауэр говорил: "время — это оценка, которую делает природа всем своим существам: оно обращает их в ничто".
В философии имеется множество оценок
мира (природы). С одной стороны, природный
мир воспринимается как нечто неоформленное,
неорганизованное, неразумное, как царство
слепых, стихийных сил, как хаос, неподконтрольный
человеку. С другой, характеризуется в возвышенных
тонах, как образец совершенства, где господствуют
объективные законы и порядок. В данном
случае смысл рассуждений таков, что человеку
следует учиться у природы, подчиняться
ей.
Таким образом, все то, что в мире способствует существованию и развитию человека, является источником его жизни, радости и счастья, положительной оценкой. Отрицательная оценка дается таким явлениям объективной реальности, как землетрясения, наводнения, ураганы, засухи и другие стихийные факторы. Они, как известно, несут человеку страдания, разрушение материальных и духовных ценностей и даже его гибель.
В конечном итоге философская картина мира дает возможность понять одну из главных ее проблем: что в мире исходит от людей, их сознания, человечности и деятельности (субъективности), а что — от самого материального, объективного, бесконечного мира (объективности). Поэтому о мире, в котором протекает жизнь человека, можно сказать, что он являет собой переплетение, сплав, единство материального и духовного, объективного и субъективного, закономерного и случайного, необходимого и целесообразного, бесконечного и конечного, вечного и мгновенного.
Одним из важнейших достоинств философской картины мира является то, что она, по сравнению с другими картинами, способствует восприятию мира людьми в самом широком, всестороннем виде. Всеобъемлющий характер философской картины мира вытекает из самого содержания философии, включающей в себя историю философии, онтологию (учение о бытии), учение о сознании, теорию познания (гносеологию), аксиологию (учение о ценностях и оценках), экзистенциальные проблемы, антропологию (учение о человеке), социальную философию, диалектику, логику, этику, эстетику, философию науки и т.д.
Поэтому в мире нет ни одной его сферы, грани, явления, процесса, которые бы не анализировались и не освещались с философской точки зрения.
Так, в истории философии мир освещается и интерпретируется разными философскими направлениями, в зависимости от временных интервалов и общественных эпох. Онтология как учение о бытии предоставляет возможность осмыслить материальные проблемы в таких важнейших ее проявлениях, как пространство, время, причинность; XX век развивает идею о том, что мировое бытие может быть понято, прежде всего, через бытие человека. Учение о сознании способствует анализу идеального, присущего только человеку, отличающегося своими специфическими свойствами от материального мира. Гносеология обосновывает безграничные возможности познания действительности (макромира, микромира, мегамира), добивается истинных знаний о ней. Она устанавливает критерии, позволяющие отличать истину от различного рода заблуждений и иллюзий, искажающих объективную и субъективную реальность. Аксиология дает оценку многочисленным материальным и духовным ценностям. Главной ценностью философия считает саму человеческую жизнь, а для других людей — свойство человечности. К великим ценностям она относит истину, правду, добро, справедливость, свободу, любовь, красоту. Экзистенциальная теория анализирует и оценивает проблемы повседневного существования человека и смысл его жизни. Антропология выясняет место человека в мире, его сущность и основные атрибуты. Антропология рассматривает человека как биосоциальное существо, с многочисленными свойствами, основными из которых являются сознание, язык, трудовая деятельность и подсознание. Выступая как методология, философия формулирует принципы, на которые опирается ученый при исследовании конкретных законов природы, общества и человека. Философия выясняет роль науки в жизни человека и общества. С одной стороны, она дает ей высокую оценку; а с другой, высказывает опасение, что антигуманное развитие науки может привести человечество к гибели. Социальная философия исследует взаимосвязь общества и природы, структуру общества (классы, социальные слои и группы, нации, государства, семью и т.д.), роль общества в жизни человека. Философия истории занимается проблемами движущих сил, соотношением и ролью объективных закономерностей (объективных условий) и сознательной деятельности людей, прогрессом и регрессом, смыслом истории. Диалектика осмысливает мир (природу, общество, человека) в вечном движении, изменении и развитии, признавая при этом относительный покой. Логика изучает формы и законы мышления человека. Этика как философская теория исследует нравственность людей, их отношения между собой. Эстетика — теория прекрасного, рассматривает проблемы прекрасного в жизни и в искусстве; задает вопросы, где находится красота — в самом объективном мире, или сознании человека.
Философская картина мира и научная имеют как общие черты, так и различия.
Философская картина мира стремится к доказательности, аргументации, логической последовательности; она включает в себя обязательность выводов, принципиальную их проверку (верификацию) — всё это сближает ее с научной картиной мира. Недаром некоторые философы (Спиноза, Фихте, Гуссерль и др.) сводят ее к науке. А знаменитый немецкий философ Гегель называл философию даже "Наукой наук".
В то же время она имеет свои особенности, отличительные черты от научной картины мира.
Философская картина мира стала возникать значительно раньше, чем научная. Есть различия и в истории их развития. Научное освоение мира идет от низших, простейших форм материального мира к формам все более сложным и высшим (от неживой природы к живой и от нее к человеку). История науки такова: сначала возникает механика, затем физика, за ними — химия, биология, позднее других — социология. Путь философии — диаметрально противоположный. Она начинает с познания человека. "Человек, познай самого себя", — эти слова были сказаны еще на заре философии. Если в центре научной картины мира находится "мир", то в философской — "человек", его отношение к миру, как колыбели его жизни. Поэтому о философской картине мира можно сказать, что она "человеческая, слишком человеческая". В современную эпоху, эпоху войн, революций, национально-освободительных движений, противостояния капитализма и социализма — она играет исключительную роль в гуманизации мира, его "очеловечивании".
Философская картина мира отличается и от религиозной версии мироздания, причем отличия носят принципиальный, сущностный характер. Философская картина строится на объективных законах, религиозная — на вере. Недаром говорят: философия познается умом, религия воспринимается чувствами. С точки зрения диалектического материализма, мир является единым и материальным, религия же удваивает его, признает, кроме материального, еще и духовный, сверхъестественный, потусторонний. Философская картина мира позволяет людям правильно, истинно отражать мир, религиозная — иллюзорно. Даже объективный идеалист Гегель (как известно, он не был атеистом) в своей философии духа поставил философию выше религиозного сознания.
Некоторые современные философы России, ссылаясь на высказывания знаменитых ученых, мыслителей (Эйнштейн, Швейцер), и считая, что человеку нужны знания и вера, ратуют за установление согласия между философией и религией. На современном этапе развития философии и науки этого не может произойти, ибо нет еще достоверных знаний о том, что, кроме материального мира, существует еще и божественный мир.