Религиозная картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:36, контрольная работа

Описание работы

Одной из характерных особенностей современной мировой ситуации является активизация религий. Этот вывод, который в свое время сделали социологи, сегодня, думаю, ни у кого уже не вызывает серьезных возражений. Другое дело, что эта активизация религии (иногда говорят о «возродившейся религии») происходит в разных формах в зависимости от специфики самой религии и региона ее распространения. Активизация религии, в частности, проявляется в ее возрастающем участии в общественной жизни, в том числе и в политике. Носители и выразители религиозного сознания становятся участниками публичной дискуссии и политического процесса, что не было характерно для еще совсем недавнего прошлого, если иметь в виду европейское культурное пространство. Эта тенденция требует обратить самое пристальное внимание на внутреннюю логику религиозного сознания, религиозного представления как такового.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Религиозная картина мира…………………………………………………4

§ 1. Понятие «картина мира». ………………………………………………………4

§ 2. Религиозная картина мира……………………………………………………...5
Глава II.Основные особенности современной религиозной картины миры…….7
Заключение………………………………………………………………………….12
Список использованной литератур

Файлы: 1 файл

1.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)


11

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

 

Глава I. Религиозная картина мира…………………………………………………4

 

§ 1. Понятие «картина мира». ………………………………………………………4

 

§ 2. Религиозная картина мира……………………………………………………...5

Глава II.Основные особенности современной религиозной картины миры…….7

Заключение………………………………………………………………………….12

Список использованной литературы……………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Одной из характерных особенностей современной мировой ситуации является активизация религий. Этот вывод, который в свое время сделали социологи, сегодня, думаю, ни у кого уже не вызывает серьезных возражений. Другое дело, что эта активизация религии (иногда говорят о «возродившейся религии») происходит в разных формах в зависимости от специфики самой религии и региона ее распространения. Активизация религии, в частности, проявляется в ее возрастающем участии в общественной жизни, в том числе и в политике. Носители и выразители религиозного сознания становятся участниками публичной дискуссии и политического процесса, что не было характерно для еще совсем недавнего прошлого, если иметь в виду европейское культурное пространство. Эта тенденция требует обратить самое пристальное внимание на внутреннюю логику религиозного сознания, религиозного представления как такового.

     В своей работе мне бы хотелось рассмотреть  понятие «религиозной картины мира», подчеркнуть особую значимость и необходимость религиозного мировоззрения в  соотношении с сознанием безрелигиозным или секулярным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Религиозная картина мира.

§ 1. Понятие «картина мира».

      Анализ сущности философского знания в разные исторические эпохи и содержания таких его функций, как обобщающая, синтезирующая и интегрирующая — приводит к выводу, что одной из важнейших задач философии является постижение онтологического отношения человека к миру, формирование целостного представления о нем, в совокупности всех его элементов и проявлений. Такое представление в современной культуре обозначается понятием «картина мира» (КМ). В ее построении существенную роль играет онтология – учение о бытии, раздел философии, в котором создается картина мира на основе выработанных в конкретной философской системе общих принципов познания мира.

   «Картиной мира» называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

   В силу исторического характера знаний и опыта людей на каждом этапе развития человечества КМ различаются, сменяя и дополняя друг друга. Эти различия определяются не только уровнем развития общества и его культуры, науки, производства, но и мировоззренческими установками людей. Каждый человек, стремясь определиться в мире, выбирает такой вселенский образ, который в наибольшей степени соответствует потребностям его духа. Кто я – творец или творение мира? Что я могу в этом мире? Каков смысл моего существования? Каково мое предназначение в мире? Следует особо подчеркнуть, что картины мира формируются в мыслях человека, но, сложившись в определенный образ, они являются средством онтологизации наших представлений, а следовательно, детерминируют ориентации человека в мире, направленность и характер его целесообразной деятельности.

Картина мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах.

§ 2. Религиозная картина мира.

     Для многих людей религиозное мировоззрение выступает своего рода альтернативой по отношению к нерелигиозной философской и естественно­научной картинам мира. При этом с точки зрения веры бывает сложно раз­делить религиозное мировоззрение и религиозную картину мира. Прежде чем наиболее обстоятельно рассмотреть понятие «религиозная картина мира» необходимо определиться с  сущностью понятия «религия»:что под ним понимается? Какова роль религиозного мировоззрения в системе жизненных ценностей?

  Религия есть система норм и ценностей, регулирующих общественные отношения. Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств. В религии постигалось единство между разными родами и племенами, на основе которых создавались новые общности — народности и нации. Мировые религии, например христианство, поднимались даже до осознания общности и провозглашения равенства перед Богом всех людей. В то же время каждая из них подчеркивала особое положение своих последователей. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее. С точки зрения религиозного мировоззрения все существующее и происходящее в мире зависит от воли и желания бога. Всем в мире правит божественное провидение или устанавливаемый и контролируемый высшим существом моральный закон.

    Соответственно, религиозная картина мира выполняет мировоззренческую функцию, т. е. объясняет мир с точки зрения современных знаний человека, но основывается не на научном знании, а на признании иной действительности, лежащей за чертой чувственно познаваемой реальности. Религиозная картина мира исторична как все иные формы общественного сознания.
В истории европейской цивилизации прослеживается конфронтация религии и науки, которая обусловлена наличием двух различных функций культуры: познавательной и регулятивной. Религия стремится обрести истину, но вкладывает в это понятие иное, нежели наука содержание. Ученый стремится к новому знанию. Верующему человеку истина уже открыта. И, например, естественнонаучные открытия церковь оценивала с точки зрения не их истинности, а с точки зрения возможности вписать их в существующую религиозную картину мира.

    Религиозная картина мира не существует как целостная система знаний, так как действуют десятки и сотни различных религий и концессий. В каж­дой религии сформирована своя картина мира, основанная на символах ве­ры, религиозной догматике и культах. Но общим положением для всех рели­гиозных картин мира является то, что они основаны не на совокупности истинных знаний, а на знаниях-заблуждениях и религиозной вере.

Таким образом, религиозная картина мира есть совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем, важный элемент религиозного мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

Глава II.Основные особенности современной религиозной картины миры.

  Можно назвать некоторые особенности обобщенной современной рели­гиозной картины мира применительно к основным мировым религиям: буд­дизму, христианству и исламу.

1. Религиозные знания представляют собой знания - веру или знания-заблуждения в том, что существует сверхъестественное. Если к нему относить­ся с уважением, почитать его, то человек может получить блага и милости.
Центральный пункт любой религиозной картины мира - сверхъестествен­ный символ Бога (богов). Бог видится как «истинная» реальность и источник
благ для человека.

В религиозных картинах мира Бог представляет собой вечный и неразви­вающийся абсолют Истины, Добра и Красоты. Он властвует над всем миром. Однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так чем-либо ограничиваться. Абсолютным всесилием и бессмертием обладают боги в христианстве и исламе. В буддизме Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он проповедует божественную истину (веры).

2. В учении о мире как второй после бога реальности важное место в раз­
личных религиях занимает вопрос о его создании и устройстве. Сторонники
религии верят, что материальное создано богом, а мир существует как посюсторонний эмпирический, в котором временно живет человек, так и мир по­тусторонний, где вечно обитают души людей. Потусторонний мир разделяется в некоторых религиях на три уровня существования: мир богов, мир рая и мир ада.

Небо, как обиталище богов, например, в буддизме и христианстве устро­ено весьма сложно. Христианство выстраивает свою иерархию высшего мира, куда входят сонмы ангелов (вестников богов) разных рангов. Признается три

иерархии ангелов, в каждой из которых по три «чина». Так первая иерархия ангелов состоит из трех «чинов» - серафимов, херувимов и престолов.

Часть сакрального (священного) пространства присутствует и в земном мире. Это пространство храмов, которое становится особенно близким к Бо­гу во время богослужений.

3. Важное место в религиозных картинах мира занимают представления
о времени, которые в разных конфессиях трактуются по-разному.

Для христианства социальное время выстроено линейно. История лю­дей - это путь, который имеет свое божественное начало, а затем - жизнь «во грехе» и молениях Богу во спасение, затем - конец света и возрождение человечества в результате второго, спасительного пришествия Христа. Исто­рия не циклична, не бессмысленна, она следует в определенном направле­нии, и направление это предопределено Богом.

Буддизм оперирует периодами «космического времени», которые носят название «кальпы». Каждая кальпа длится 4 миллиарда 320 миллионов лет, после чего происходит «сгорание» Вселенной. Причиной гибели мира вся­кий раз становятся накопленные грехи людей.

Во многих религиях имеются «судьбоносные» дни и часы, которые нахо­дят выражение в религиозных праздниках, воспроизводящих священные со­бытия. Верующие выступают в этом случае, как считается, лично причаст­ными к великому и прекрасному событию, к самому Богу.

4. Все конфессии рассматривают бытие человека обращенным к Богу, но по-разному определяют его. Буддизм видит бытие человека как судьбу чрезвычайно трагическую, наполненную страданиями. Христианство на первое место ставит греховность человека и важность ее искупления перед Богом. Ислам требует беспрекословного подчинения воле Аллаха уже при земной жизни. Человек в религиозных объяснениях принадлежит к низшим ступе­ням сотворенного богом мира. Он подчинен закону кармы – взаимосвязи причин и следствий (буддизм), божественному предопределению (христианство), воле Аллаха (ислам). В момент смерти человеческая форма распадает­ся на тело и душу. Тело умирает, но характером своей земной жизни оно оп­ределят место и роль души в загробном мире. Поскольку в буддизме земная жизнь — это страдание, постольку высшая цель для человека — «остановить колесо сансары», прекратить цепь страданий и перерождений. Буддизм ори­ентирует человека на избавление от страстей, если следовать «срединному» восьмеричному пути, который означает переход от жизни среди страданий к состоянию нирваны - вечного внутреннего покоя, отвлеченного от земной жизни.

Христианство рассматривает земное бытие человека, созданного бо­гом по его образу и подобию, греховным из-за несоблюдения божественных заповедей. Драгоценный подарок Бога - жизнь - человек все время употребляет не по назначению: для удовлетворения плотских желаний, жажды власти, самоутверждения. Поэтому всех людей впереди ждет страшный суд за грехи. Бог определит судьбу каждого: одни обретут вечное блаженство, другие ~ вечные муки. Тот, кто хочет получить бессмертие в раю, должен строго следовать всем нравственным поучениям христианской церкви, твердо верить в основные положения христианства, молиться Христу, вести пра­ведный и добродетельный образ жизни, не поддаваясь искушениям плоти и гордыни.

Содержание религиозных концепций мира составляет основу обыденного или теоретического (теолого-догматического) мировоззрения. Знания о сверхъ­естественном в религиозных картинах мира эмпирически и научно-теоретиче­ски недоказуемы и неопровержимы. Это знания-иллюзии, знания-заблужде­ния, знания - вера. Они могут толерантно существовать с житейскими и научно-теоретическими светскими знаниями, а могут и конфликтовать с ними.

Рассмотренные картины мира имеют общие признаки: во-первых, все они своей основой имеют обобщенные знания о бытии, хотя и различного характера; во-вторых, выстраивая зримый портрет мироздания, его образно-понятийную копию, все картины мира не выносят за свои рамки самого че­ловека. Он оказывается внутри ее. Проблемы мира и проблемы самого чело­века всегда тесно переплетены.

К существенным различиям данных картин мира можно отнести следу­ющее:

Каждая из картин мира носит конкретно-исторический характер. Она
всегда исторически обусловлена временем появления (оформления), своими
неповторимыми представлениями, характеризующими уровень познания и
освоения мира человеком. Так, философская картина мира, оформленная в
эпоху античности, существенно отличается от современной философской
картины мира.

Важным моментом, который делает картины мира принципиально
разными, является характер самого знания. Философское знание имеет все­
общий и общий сущностной характер. Естественнонаучное знание носит
преимущественно конкретно-частный, предметно-материальный характер и
отвечает современным критериям научности; оно экспериментально проверяемо, нацелено на воспроизведение сущности, предметности, используется для воспроизводства материальной и духовно-светской культуры. Для ре­лигиозного знания характерны вера в сверхъестественное, сверхприродное, тайное, определенная догматичность и символичность. Религиозное знание воспроизводит соответствующий аспект в духовности человека и общества.

Информация о работе Религиозная картина мира