Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:01, реферат
Каких-нибудь десять лет назад такие специфические институты, как религия и ее организации, переставали быть факторами национальной общественной жизни, утрачивали свое воздействие на мировоззрение людей. Различные публикации на религиозные темы не вызывали особого интереса у основной массы читателей.
Анализ реальности наших дней показал ошибочность и поспешность таких выводов. Сегодня можно заметить, что происходит заметная активизация религиозных учреждений, которые непосредственно участвуют в решении целого ряда актуальных проблем современности. Это можно наблюдать в различных регионах, в странах с различным уровнем экономического развития, где распространены различные вероисповедания.
Введение
Каких-нибудь десять лет
назад такие специфические
Анализ реальности наших
дней показал ошибочность и
Однако в настоящее
время можно также наблюдать
рост атеистических взглядов на жизнь.
В современный век
Тема религии и атеизма всегда вызывала особый интерес у различных мыслителей всех поколений. Огромное количество известных ученых и общественных деятелей, например Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, посвятили свои работы исследованию религии как социального института.
Согласно теории Маркса “религия как социальный феномен представляет собой объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту”. Маркс заложил, таким образом, основу функционального метода исследования религии.
В России отношение к религии не всегда было одинаковым. Во времена, когда во главе государства стояла коммунистическая партия, религия потеряла свой авторитет в обществе. Из российской культуры “вытравлялись” любые одобрительные мнения о религии, будь то творчество известных философов (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев) или деятелей искусства (Андрей Рублев, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, П.И.Чайковский и т.д.). Свободомыслию также посвящены труды разных мыслителей, таких как И. Гёте (1749-1832),Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) и многих других.
Выбор данной темы обусловлен тем, что проблема религиозных и атеистических взглядов на мир до сих пор вызывает интерес. В данной работе мы постараемся проследить влияние религии и атеизма на сознание людей и показать становление и развитие этих двух противоположных взглядов на мир.
Для решения этих задач
мы обратим свое внимание на историю
религиозного и атеистического мировоззрения,
на взгляды известных мыслителей
разных веков относительно данной проблемы.
Далее анализируется
1. Возникновение и эволюция религии
Под временем возникновения
религиозных верований следует
подразумевать период очень большой
временной протяженности, занявший
десятки или, возможно, сотни тысяч
лет. Это был процесс, происходивший
в течение жизни сотен
Само появление религиозных верований и культов, как отмечает И.А. Крывелев[1] , имело объективные и субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в поведении и сознании общественного человека наряду с деятельностью, в основе которой лежат все более осознанные закономерности объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о сверхъестественных существах и явлениях. Религиозная практика сосуществует и переплетается с реальной практикой.
На возникновение в сознании первобытного человека религиозных признаков должны были оказывать влияние, прежде всего отрицательные эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможные варианты развития событий, которые способны дать это утешение. Потребность человека, его желания укрывают и защищают иллюзорное представление, сулящее спасительный выход из кажущегося безвыходным положения или какое-то облегчение этого положения.
Стимулом к возникновению
религиозных представлений
Итак, религия возникла тогда,
когда это стало неизбежным и
возможным. Неизбежность коренилась в
тяжелых условиях жизни человека,
и как следствие этих условий,
постоянном нервно-эмоциональном
Возможность появления религиозных идей и связанных с ними культов появилась тогда, когда человеческое сознание достигло такого уровня развития, при котором воображение было уже в состоянии создавать религиозно-фантастические конструкции.
Религия давала человечеству
иллюзию относительной
В первобытном обществе возникают:
-тотемизм (представление
о родственной связи всех
- магия (совокупность
символических обрядовых
-фетишизм (поклонение предмету,
которому приписывались не
- мифология
-анимизм (вера в духовные существа).
Вместе с появлением представлений о сверхъестественных существах появляются и люди, способные вступать с ними в контакт. Это - маги, колдуны, шаманы, которые еще не были жестко отделены от массы верующих.
К существенным изменениям
в характере религиозных
Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - богослужение, а вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации - не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальное сословие. Жречество становится наследственной профессией, появляются постоянные святилища и храмы, жертвоприношения, доходы с храмовых земель, материальная поддержка светской власти укрепляют влияние жречества.
Таким образом, в рассматриваемый
период религия превращается в относительно
самостоятельную сферу
Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института.
По мере усложнения общественных
отношений и представлений
В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархичную систему - церковь.
Опираясь на массу верующих
как на свою социальную базу, она
представляет собой автономную систему
в политической надстройке общества.
В политико-идеологической сфере
складываются особые взаимоотношения
церкви и государства. Государство
оказывает церкви всемерную поддержку
для упрочнения ее положения в
обществе. Церковь же в интересах
государства навязывает народу определенные
стандарты поведения и
Возникновение и распространение
христианства пришлось на период глубокого
кризиса античной цивилизации упадка
ее основных ценностей. Произошло столкновение
двух различных идей: античной и
христианской. Христианское учение привлекало
многих, разочаровавшихся в римском
общественном устройстве. Оно предлагало
своим приверженцам путь внутреннего
спасения: уход от испорченного, греховного
мира в себя, внутрь собственной
личности, грубым плотским удовольствиям
противопоставляется строгий
Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении.
Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство.
Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет ни эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.
Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин, может быть, слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.
История становления христианства охватывает период с середины I в. до V в. включительно. В течение указанного периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые можно свести к следующим трем:
- стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);
- стадия приспособления (II в);
- стадия борьбы за господство в империи (III-V вв.).
На протяжении каждой из
этих стадий переживали серьезные эволюционные
изменения и вероучение, и культ,
и религиозная организация. Менялся
социальный состав верующих, возникали
и распадались различные
На второй стадии при переходе от актуальной эсхатологии к приспособлению социальный состав общин менялся. Теперь уже влиятельное положение в общинах стали занимать представители состоятельных слоев общества.
Они брали на себя функцию
идеологического и
В III - начале IV в. христианство вело борьбу за господство в Римской империи, завершившуюся победой.
Христианство, по И.Н. Яблокову[2]
, обладало качествами чрезвычайно
важными во всех отношениях. Его
космополитическая
Информация о работе Религиозное и атеистическое сознание и их роль в жизни людей