Религиозное и атеистическое сознание и их роль в жизни людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:01, реферат

Описание работы

Каких-нибудь десять лет назад такие специфические институты, как религия и ее организации, переставали быть факторами национальной общественной жизни, утрачивали свое воздействие на мировоззрение людей. Различные публикации на религиозные темы не вызывали особого интереса у основной массы читателей.
Анализ реальности наших дней показал ошибочность и поспешность таких выводов. Сегодня можно заметить, что происходит заметная активизация религиозных учреждений, которые непосредственно участвуют в решении целого ряда актуальных проблем современности. Это можно наблюдать в различных регионах, в странах с различным уровнем экономического развития, где распространены различные вероисповедания.

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 44.64 Кб (Скачать файл)

Реферат

Религиозное и атеистическое  сознание и их роль в жизни людей

Введение

Каких-нибудь десять лет  назад такие специфические институты, как религия и ее организации, переставали быть факторами национальной общественной жизни, утрачивали свое воздействие  на мировоззрение людей. Различные  публикации на религиозные темы не вызывали особого интереса у основной массы читателей.

Анализ реальности наших  дней показал ошибочность и поспешность  таких выводов. Сегодня можно  заметить, что происходит заметная активизация религиозных учреждений, которые непосредственно участвуют  в решении целого ряда актуальных проблем современности. Это можно  наблюдать в различных регионах, в странах с различным уровнем  экономического развития, где распространены различные вероисповедания.

Однако в настоящее  время можно также наблюдать  рост атеистических взглядов на жизнь. В современный век информационных технологий и научного прогресса  два этих мировоззрения сосуществуют.

Тема религии и атеизма  всегда вызывала особый интерес у  различных мыслителей всех поколений. Огромное количество известных ученых и общественных деятелей, например Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, посвятили  свои работы исследованию религии как  социального института.

Согласно теории Маркса “религия как социальный феномен представляет собой объективный фактор, внешним  и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому  общественному институту”. Маркс заложил, таким образом, основу функционального метода исследования религии.

В России отношение к религии  не всегда было одинаковым. Во времена, когда во главе государства стояла коммунистическая партия, религия потеряла свой авторитет в обществе. Из российской культуры “вытравлялись” любые одобрительные  мнения о религии, будь то творчество известных философов (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев) или деятелей искусства (Андрей Рублев, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, П.И.Чайковский и т.д.). Свободомыслию  также посвящены труды разных мыслителей, таких как И. Гёте (1749-1832),Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) и многих других.

Выбор данной темы обусловлен тем, что проблема религиозных и  атеистических взглядов на мир до сих пор вызывает интерес. В данной работе мы постараемся проследить влияние  религии и атеизма на сознание людей и показать становление  и развитие этих двух противоположных  взглядов на мир.

Для решения этих задач  мы обратим свое внимание на историю  религиозного и атеистического мировоззрения, на взгляды известных мыслителей разных веков относительно данной проблемы. Далее анализируется современная  ситуация, а именно сосуществование  религии и атеизма в современном  обществе.

1. Возникновение  и эволюция религии

Под временем возникновения  религиозных верований следует  подразумевать период очень большой  временной протяженности, занявший десятки или, возможно, сотни тысяч  лет. Это был процесс, происходивший  в течение жизни сотен поколений. Можно утверждать, что первоначальные религиозные представления - весьма смутные и неопределенные - стали  появляться в период среднего палеолита, а позднее уже существовали более или менее оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы.

Само появление религиозных  верований и культов, как отмечает И.А. Крывелев[1] , имело объективные и субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в поведении и сознании общественного человека наряду с деятельностью, в основе которой лежат все более осознанные закономерности объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о сверхъестественных существах и явлениях. Религиозная практика сосуществует и переплетается с реальной практикой.

На возникновение в  сознании первобытного человека религиозных  признаков должны были оказывать  влияние, прежде всего отрицательные  эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможные  варианты развития событий, которые  способны дать это утешение. Потребность  человека, его желания укрывают и  защищают иллюзорное представление, сулящее  спасительный выход из кажущегося безвыходным  положения или какое-то облегчение этого положения.

Стимулом к возникновению  религиозных представлений являлись и некоторые положительные эмоции. Радость и восторг, наполнившие  человека при какой-нибудь удаче, чувство  благодарности тому, что способствовало этой удаче, ощущение собственного физического  здоровья и морального комфорта - все  это требовало своего выражения.

Итак, религия возникла тогда, когда это стало неизбежным и  возможным. Неизбежность коренилась в  тяжелых условиях жизни человека, и как следствие этих условий, постоянном нервно-эмоциональном напряжении, в стремлении к самообнадеживанию и самоутешению.

Возможность появления религиозных  идей и связанных с ними культов  появилась тогда, когда человеческое сознание достигло такого уровня развития, при котором воображение было уже в состоянии создавать  религиозно-фантастические конструкции.

Религия давала человечеству иллюзию относительной безопасности, обеспечиваемой помощью дружественных  сверхъестественных сил. И наоборот, религия порождала у него страх  перед враждебными сверхъестественными  силами.

В первобытном обществе возникают:

-тотемизм (представление  о родственной связи всех членов  рода с каким-то видом животных  или растений - тотемом)

- магия (совокупность  символических обрядовых действий, направленных на достижение какого-либо  конкретного результата)

-фетишизм (поклонение предмету, которому приписывались не присущие  ему сверхъестественные свойства)

- мифология

-анимизм (вера в духовные  существа).

Вместе с появлением представлений  о сверхъестественных существах  появляются и люди, способные вступать с ними в контакт. Это - маги, колдуны, шаманы, которые еще не были жестко отделены от массы верующих.

К существенным изменениям в характере религиозных верований  привело разложение родоплеменных  отношений и углубление социальной дифференциации внутри племен. Социальное расслоение внутри племен, формирование племенной аристократии, становление  раннеклассового общества нашли также свое отражение и в содержании религиозных представлений. На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов.

Начинают формироваться  относительно самостоятельные системы  культовых действий - богослужение, а вместе с ним организация  служителей культа - жреческие корпорации - не просто профессиональная организация  людей, занятых однотипным трудом, а  социальное сословие. Жречество становится наследственной профессией, появляются постоянные святилища и храмы, жертвоприношения, доходы с храмовых земель, материальная поддержка светской власти укрепляют  влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый  период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии о развитии и функционировании религиозных  систем государственно-организованных народов.

Однако на данном этапе  вряд ли следует говорить об образовании  религиозной организации как  самостоятельного социального института.

По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется  и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная  надстройка. Постепенно происходит самоопределение  религиозной системы. Появление  религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации. Решающую роль в  этом процессе сыграло выделение  устойчивого социального слоя - служителей культа, которые становятся во главе  религиозных институтов и сосредоточивают  в своих руках деятельность по регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные  организации представляют собой  сложную централизованную и иерархичную  систему - церковь.

Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, она  представляет собой автономную систему  в политической надстройке общества. В политико-идеологической сфере  складываются особые взаимоотношения  церкви и государства. Государство  оказывает церкви всемерную поддержку  для упрочнения ее положения в  обществе. Церковь же в интересах  государства навязывает народу определенные стандарты поведения и мышления, стремясь затормозить возрастающее недовольство со стороны масс существующим общественным строем, поддерживаемым государством.

Возникновение и распространение  христианства пришлось на период глубокого  кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Произошло столкновение двух различных идей: античной и  христианской. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском  общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего  спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной  личности, грубым плотским удовольствиям  противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию  «сильных мира сего» - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены  после наступления Царства Божьего  на земле. Христианство помогло миру избежать великой битвы за освобождение человека. Ведь оно смогло без смены  государственной власти, через смену  личности, ликвидировать один социальный строй (рабовладельческий) и создать  совершенно другой по своей сути строй. Христианство возвышало человека. Исходя из христианского учения, человек  в мире стал свободен и зависел  он лишь от Бога. Люди, принимая христианство, освобождались от рабства, но тут  же принимали на себя другую ношу - религиозную.

Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего  мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении.

Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской  империи, ощущали, тем не менее, свое единство.

Членами общин становились  люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет ни эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое  распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный  христианин, может быть, слаб и нетверд  в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

История становления христианства охватывает период с середины I в. до V в. включительно. В течение указанного периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые можно свести к следующим трем:

- стадия актуальной эсхатологии  (вторая половина I в.);

- стадия приспособления (II в);

- стадия борьбы за господство  в империи (III-V вв.).

На протяжении каждой из этих стадий переживали серьезные эволюционные изменения и вероучение, и культ, и религиозная организация. Менялся  социальный состав верующих, возникали  и распадались различные новообразования  внутри христианства в целом, постоянно  кипели внутренние столкновения, за вероисповедной и культовой формой которых скрывалась борьба социальных и национальных группировок по поводу общественных интересов. Так на первом этапе христианство было иудейской сектой людей, объединившихся в ожидании близкого конца света и возникновения новых мировых порядков, соответствовавших нормам царства небесного на земле, прихода мессии - Христа, который и осуществит грядущий переворот. Они решительно не приемлют существующего порядка вещей, преисполнены ненависти к нему и ждут его неминуемой гибели в ближайшее время. Понятно, что социальной базой такого движения могли быть порабощенные и угнетенные господством Римской империи люди.

На второй стадии при переходе от актуальной эсхатологии к приспособлению социальный состав общин менялся. Теперь уже влиятельное положение в  общинах стали занимать представители  состоятельных слоев общества.

Они брали на себя функцию  идеологического и литературного  оформления христианского учения. В  рассматриваемый период приспособления христианства к окружающему миру возникла церковь как система  учреждений и совокупность профессионалов - служителей этой церкви.

В III - начале IV в. христианство вело борьбу за господство в Римской  империи, завершившуюся победой.

Христианство, по И.Н. Яблокову[2] , обладало качествами чрезвычайно  важными во всех отношениях. Его  космополитическая направленность, выработавшаяся в предыдущем веке - “нет ни эллина, ни римлянина, ни иудея, ни богатого, ни бедного, перед богом  все равны”, его демократичность  по отношению к социальным низам, реально не угрожающая правящим слоям  общества, создавали условия наилучшего распространения в многонациональной  массе населения. Его верноподданническая  позиция в отношении властей, связанная с проповедью непротивления  и полного подчинения, как нельзя лучше подходила для государства, одной из главных забот которого было добиться безропотного подчинения со стороны всех слоев общества.

Информация о работе Религиозное и атеистическое сознание и их роль в жизни людей