Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:01, реферат
Каких-нибудь десять лет назад такие специфические институты, как религия и ее организации, переставали быть факторами национальной общественной жизни, утрачивали свое воздействие на мировоззрение людей. Различные публикации на религиозные темы не вызывали особого интереса у основной массы читателей.
Анализ реальности наших дней показал ошибочность и поспешность таких выводов. Сегодня можно заметить, что происходит заметная активизация религиозных учреждений, которые непосредственно участвуют в решении целого ряда актуальных проблем современности. Это можно наблюдать в различных регионах, в странах с различным уровнем экономического развития, где распространены различные вероисповедания.
4. Свободомыслие и атеизм в х1х-хх вв.
В XIX в. особое внимание религии уделяют представители немецкой философии. В творчестве И. Гёте[10] (1749-1832) обрисован идеал целостного, гармонично развитого человека. Гёте - противник идеализма. Он понимает природу в ее целостности и объективности; человек - ее часть, ее творение. Гете враждебно относился к религиозным догмам и обрядам, презрительно отзывался о церковниках. Г. В. Ф. Гегель [11] (1770-1831) в учении об абсолютном духе говорит об искусстве, религии и философии как о ступенях его самопознания. В искусстве дух созерцает себя в чувственных образах, в религии переживает себя в самоуглубленных представлениях, в философии дух мыслит себя в научных понятиях.
Для Гегеля[12] характерен исторический подход к религии. Он подробно рассматривает смену верований - от «народной религии» (языческие верования) к «позитивной» (христианство). В ходе развития религии образ Бога все более очеловечивается, Бог приближается к человеку. Гегель называет христианство абсолютной и бесконечной религией, которая уже не может быть превзойдена. В христианстве произошло примирение Бога и человека, религия достигла самосознания.
На фоне усиления демократического движения в Германии характерно усиление настроений свободомыслия. Группа либерально-протестантских богословов из университета Тюбингена (так называемая тюбингенская школа) ведет исследования по истории раннего христианства. Представители этой школы нашли в книгах Нового Завета многочисленные противоречия, отказывались признавать достоверными евангельские чудеса и т. д.
Из этой школы вышел один из видных младогегельянцев (так называли продолжателей философии Гегеля) Д. Штраус (1808-1870). В книге «Жизнь Иисуса» (1838) Штраус критикует евангельские предания о жизни и деятельности Иисуса Христа, хотя и не отвергает его существования. Штраус пишет: «Существом с определенными, осязаемыми чертами можно назвать лишь Христа верующих, Христа легендарного, и то он остается определенным лишь для тех верующих, которые не отказываются от всех нелепостей и противоречий этого образа. Христос же науки, Христос истории есть лишь проблема, а проблема не может быть объектом веры, не может быть жизненным образцом».
Другой видный представитель младогегельянцев Б. Бауэр (1809-1882), в отличие от Штрауса, отрицал историчность Христа, считал, что ряд евангельских рассказов составлен самими евангелистами. Бауэр утверждал необходимость выяснения исторической и социальной обусловленности христианства.
Важную роль в развитии
атеизма сыграл Л.Фейербах (1804-1872), в
1841 г. опубликовавший произведение «Сущность
христианства». Фейербаха считали
одним из основателей антропологической
школы, пришедшей на смену мифологической,
его квалифицировали как
Фейербах различает истинный и неистинный атеизм. Последний, «страдающий светобоязнью», не обладает мужеством открыто выступить «на свет общественности» — это недостойный, пустой атеизм. Не приемлет Фейербах также и голое отрицание Бога без анализа причин возникновения и существования религии, указания возможностей ее устранения.
Фейербах убежден, что
религия не только ложна, но и чрезвычайно
вредна, и глубоко ошибочно считать,
что она безразлична для
Главный вред религии Фейербах
видит в том, что она учит страдать,
терпеть, ожидать в надежде на
царствие небесное, она по самому существу
своему является силой консерватизма.
«Все оставить таким, каково оно есть,
— вот необходимый вывод из
веры в то, что Бог правит миром,
что все происходит и существует
по воле божьей. Каждое самовольное
изменение существующего
Завершая свою критику религии, Фейербах говорит, что нужно превратить людей «из верующих - в мыслителей, из молельщиков - в работников, из кандидатов потустороннего мира - в исследователей этого мира».
В XIX в. к атеизму пришли многие естествоиспытатели, историки, деятели искусства.
В течение XIX в. подвергались осуждению со стороны церкви естествоиспытатели, деятели культуры, искусства.
В первой четверти XIX в. продолжается просветительское движение. Ряд идей Просвещения поддерживают декабристы. Просветители предлагают правителям способствовать преобразованию общества, обеспечить свободу личности, слова и вероисповедания, открыть всем слоям общества доступ к просвещению.
Философские взгляды декабристов были разнородными. Споры на философские темы велись и до восстания, и в ссылке. Часть декабристов склонялась к атеизму.
Основатели марксизма - К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (180-1895) уделяли большое внимание религии. Маркс и Энгельс писали, что материализм должен дать ответ на вопрос о возникновении религии, учитывающий все факторы этого процесса.
Нужно понять, как случилось,
что у людей возникли религиозные
иллюзии, показать, как они связаны
с историческими формами
Маркс и Энгельс говорили,
что религия, в сопоставлении
с другими формами
В марксистском атеизме учитывается, что у религии есть гносеологические корни - развитие у людей абстрактного мышления. Чтобы возникла возможность религиозных представлений, должна была сформироваться возможность создания абстрактных понятий. Так, возникновение представлений о душе связано с осознанием человеком факта своего мышления, а затем уже отвлечением понятия о мышлении от реального человека. Финалом такого процесса является понятие Бога.
В XX в. на широком поле культуры - от философии до мира искусства - развиваются различные варианты свободомыслия.
3. Фрейд (1856-1939) видел основной
источник религиозной веры в
биологических инстинктах и
Классик неопозитивизма Б. Рассел (1872-1970) говорил, что религия покоится не на знании, а на заблуждении. Основа заблуждений — «страх перед таинственным, страх перед неудачей, страх перед смертью».
Рассел убежден, что религиозная
вера рано или поздно обречена умереть.
В философском плане он видит
порок религии в том, что ее
суждения не осмыслены. Осмыслены лишь
те суждения, которые поддаются
В XX в. продолжалась критика
религии с позиций
Исходное понятие
В XX в. продолжают развиваться концепции мифологической и исторической школы в библейской критике. Кроме них, становится заметной социологическая школа. Э. Дюркгейм (1858-1917) говорит, что Бог — это символ, содержанием которого является обожествленное общество. Разным формам общества соответствуют разные формы религии. К этой школе примыкал Л. Леви-Брюль (1857-1939). М. Вебер (1864-1920) рассматривает связи хозяйственной жизни общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания.
В конце XIX — начале XX в. создаются организации свободомыслящих, в которые входят философы, ученые, преподаватели, творческая интеллигенция. Кроме национальных организаций (в США, Италии, Индии и других странах) создаются международные организации.
5. Свободомыслие и религия
Свободомыслие и религия
- противоположные
Гонения на свободомыслие
и атеизм порождают обратную реакцию.
В XX в. научный атеизм в тоталитарных
режимах превращается в воинствующий
атеизм, когда подвергаются преследованию
религиозные организации. Но не следует
отождествлять воинствующий атеизм
в Советском Союзе со свободомыслием
и научным атеизмом, отождествлять
вульгарное извращение атеизма с
подлинным атеизмом. (Здесь можно
провести сопоставление: аналогичным
образом неправильно
В богословской литературе последнего времени можно встретиться с различной реакцией на изменение отношения общества к религии.
С одной стороны, сохраняется традиционная теологическая тенденция рассматривать религиозную веру как форму знания, дающую людям «высшую истину». И сегодня от фидеистов, богословов можно услышать, что религия - результат откровения, данного Богом человеку, что у человека есть врожденное религиозное чувство, что оно облагораживает человека и т. д. Защищаются традиционные формы религиозной жизни. Атеизм квалифицируется как временное отклонение от веры, не имеющее глубоких корней; призывают к борьбе с атеизмом. Есть немало богословов и священнослужителей, которые стоят на позиции «фундаментализма», требуют буквального толкования Ветхого Завета и Корана.
С другой стороны, наблюдается тенденция религиозного модернизма. В XX в. церковь, учитывая возрастание роли и авторитета науки, отошла от прямой конфронтации с ней. Второй Ватиканский собор (1962-1965) ориентировал католических богословов на то, чтобы «приспособить, насколько это возможно, учение Христа как к способностям широкой массы людей, так и к требованиям образования». 22 октября 1996 г. папа Иоанн Павел II в обращении к Папской Академии наук признал теорию эволюции, в том числе и ее роль в объяснении происхождения тела человека (заметим - тела, а не души). Решение папы вызвало различную реакцию в кругах теологов и ученых. Ученые, лояльные к церкви, предложили компромисс: признание акта творения, за которым следует эволюция природы вплоть до человека.
Можно отметить также некоторые
изменения в социально-
Что же касается отдаленных перспектив, то вопрос о будущем религии остается открытым. Есть все основания полагать, что секуляризация будет прогрессировать, а свободомыслие - распространяться все шире. Однако в выборе своей мировоззренческой позиции по отношению к религии каждый должен иметь полную свободу. Никакое вмешательство и давление со стороны общества и государства здесь недопустимо. Это - личное дело человека.
Заключение
В заключении хотелось бы сделать
некоторые выводы по данной работе.
Можно много спорить о
Информация о работе Религиозное и атеистическое сознание и их роль в жизни людей