Религия, ее социальная роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:49, реферат

Описание работы

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: - «Вера в Бога».
Слово «религия» буквально обозначает – связывание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).

Содержание работы

Введение
Возникновение и эволюция религии
Функции религии в жизни человека и общества
Заключение

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 202.33 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»




Факультет    Менеджмент организации

Специальность: 080111 Маркетинг (или 080503 Антикризисное управление)
Кафедра    Маркетинга и антикризисного управления

Реферат

Религия, ее социальная роль.

 

Студент группы З-3303  «____» _____________ 2013 г. Баишева А.И.

_______________

(подпись)

 

 

 Научный руководитель 

                              «____» _____________ 2013г. Вторушин Н.А.

_______________

(подпись)

Томск 2013

 

 

 

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Возникновение и эволюция религии
  3. Функции религии в жизни человека и общества
  4. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Дать точное и однозначное  определение понятия религия  невозможно. В науке таких определений  существует множество. Они зависят  от мировоззрения тех ученых, которые  их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в  большинстве случаев он ответит: - «Вера в Бога».

Слово «религия» буквально  обозначает – связывание, повторное  обращение (к чему-либо). Возможно, что  первоначально это выражение  обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые  было использовано в речах знаменитого  римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему  суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).

Слово «религия» вошло  в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.

Религия — очень сложное  и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы.

1. Изначальным элементом  всякой религии является вера. Вера всегда была и остается  важнейшим свойством человеческого сознания, важнейшим способом и мерилом его духовной жизни.

2. Наряду с простой  чувственной верой может существовать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение.

3. Религия не может  существовать без какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности — это культ (с лат. возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

Любой из перечисленных элементов  культа — храм, предметы культа, священство — может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически незаметен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно велика: люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются эмоциями и информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи, слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок увеличивает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении высшей духовности.

4. В процессе отправления  культов и всей своей религиозной  деятельности люди объединяются  в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие  церковь как организация от  того же самого понятия, но  в значении церковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин концессия (от лат. прилагательного — церковный, вероисповедальный). В русском языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, например, «человек православного вероисповедания»).

От церквей принято  отличать секты. Это слово несет  на себе негативную окраску, хотя в  буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школа.

Религия во все времена  и для всех народов имела огромное значение. В данной работе описана  краткая история возникновения  и эволюция религии, а так же сделана  попытка определения основных функций  религии в обществе, ее необходимость  в современном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение  и эволюция религии

Под временем возникновения  религиозных верований следует  подразумевать период очень большой  временной протяженности, занявший десятки или, возможно, сотни тысяч  лет. Это был процесс, происходивший  в течение жизни сотен поколений. Можно утверждать, что первоначальные религиозные представления - весьма смутные и неопределенные - стали  появляться в период среднего палеолита, а в позднем уже существовали более или менее оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы.

Само появление религиозных  верований и культов имело  объективные и субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в поведении и сознании общественного человека наряду с  деятельностью, в основе которой  лежат все более осознанные закономерности объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о сверхъестественных существах  и явлениях. Религиозная практика сосуществует и переплетается с  реальной практикой.

На возникновение в  сознании первобытного человека религиозных  призраков должны были оказывать  влияние, прежде всего отрицательные  эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможности  варианты развития событий, которые  способны дать это утешение. Потребность  человека, его желания укрывают и  защищают иллюзорное представление, сулящее  спасительный выход из кажущегося безвыходным  положения или какое-то облегчение этого положения.

Стимулом к возникновению  религиозных представлений являлись и некоторые положительные эмоции. Радость и восторг, наполнившие  человека при какой-нибудь удаче, чувство  благодарности тому, что способствовало этой удаче, ощущение собственного физического  здоровья и морального комфорта - все  это требовало своего выражения.

Итак, религия возникла тогда, когда это стало неизбежным и  возможным. Неизбежность коренилась в  тяжелых условиях жизни человека, и как следствие этих условий, постоянном нервно-эмоциональном напряжении, в стремлении к самообнадеживанию  и самоутешению. Возможность появления  религиозных идей и связанных  с ними культов появилась тогда, когда человеческое сознание достигло такого уровня развития, при котором  воображение было уже в состоянии  создавать религиозно-фантастические конструкции.

Религия давала человечеству иллюзию относительной безопасности, обеспечиваемой помощью дружественных  сверхъестественных сил. И наоборот, религия порождала у него страх  перед враждебными сверхъестественными  силами.

Религия имеет свою историю. Ученые считают, что исторически  первыми примитивными, первобытными формами религии были:

Магия - вера в существование  сверхъестественных связей и отношений  человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определенной разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия  на окружающий мир

Фетишизм - поклонение неодушевленным предметам: фигуркам, амулетам и т.д.

Тотемизм - поклонение животному  или растению как своему мифическому  предку и защитнику 

Анимизм- вера в духов и души, существующих в предметах и независимо от них (например, духи гор, рек, озер или камня, дерева и т.д.)

Вместе с появлением представлений  о сверхъестественных существах  появляются и люди, способные вступать с ними в контакт. Это - маги, колдуны, шаманы, которые еще не были жестко отделены от массы верующих.

К существенным изменениям в характере религиозных верований  привело разложение родоплеменных  отношений и углубление социальной дифференциации внутри племен. Социальное расслоение внутри племен, формирование племенной аристократии, становление  раннеклассового общества нашли  также свое отражение и в содержании религиозных представлений. На передний план выходит задача по обеспечению  регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов. Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых  действий - богослужение, а вместе с  ним организация служителей культа - жреческие корпорации - не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальное сословие. Жречество  становится наследственной профессией, появляются постоянные святилища и  храмы, жертвоприношения, доходы с храмовых земель, материальная поддержка светской власти укрепляют влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый  период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии о развитии и функционировании религиозных  систем государственно-организованных народов. Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании  религиозной организации как  самостоятельного социального института.

По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется  и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная  надстройка. Постепенно происходит самоопределение  религиозной системы. Появление  религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации. Решающую роль в  этом процессе сыграло выделение  устойчивого социального слоя - служителей культа, которые становятся во главе  религиозных институтов и сосредоточивают  в своих руках деятельность по регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные  организации представляют собой  сложную централизованную и иерархизованную  систему - церковь. Опираясь на массу  верующих как на свою социальную базу, она представляет собой автономную систему в политической надстройке общества. В политико-идеологической сфере складываются особые взаимоотношения  церкви и государства. Государство  оказывает церкви всемерную поддержку  для упрочнения ее положения в  обществе. Церковь же в интересах  государства навязывает народу определенные стандарты поведения и мышления, стремясь затормозить возрастающее недовольство со стороны масс существующим общественным строем, поддерживаемым государством.

 

 

 

 

 

2.Функции религии в жизни человека и общества

Вероятно, никто не будет  спорить, что религия — это  один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в за¬висимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без ре¬лигии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее че¬ловек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность че¬ловеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Роль религии в жизни  конкретных людей, обществ и госу¬дарств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одно¬го — живущего по законам какой-либо строгой и изолирован¬ной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии.

Так же обстоит дело с  различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам  религии (допустим, ислама), другие предла¬гают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и во¬обще не вмешиваются в религиозную сферу, а в-третьих, рели¬гия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может менять¬ся. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Ре¬лигии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездей¬ствию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничи¬вать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии все¬гда необходимо рассматривать конкретно как роль данной ре¬лигии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Вместе с тем можно  говорить, что религии обычно свой¬ственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.

Во-первых, религия, являясь  мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений. Она объясняет чело¬веку устройство мира, определяет его место в этом мире, ука¬зывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие  первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совер¬шенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед  собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обра¬щая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Ко¬нечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторите¬ты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

Информация о работе Религия, ее социальная роль