Религия, ее социальная роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:49, реферат

Описание работы

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: - «Вера в Бога».
Слово «религия» буквально обозначает – связывание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).

Содержание работы

Введение
Возникновение и эволюция религии
Функции религии в жизни человека и общества
Заключение

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 202.33 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, религия управляет  поведением человека че¬рез свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и це¬лые государства, живущие по законам данной религии. Конеч¬но, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печаль¬ное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи мно¬гих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).

В-пятых, религии способствуют объединению людей, по¬могают складыванию наций, образованию и укреплению госу¬дарств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших дале¬ких предков объединяла не столько национальная, сколько ре¬лигиозная идея — «все мы — христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распа¬ду государств и обществ, когда большие массы людей начина¬ют противостоять друг другу по религиозному принципу. На¬пряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).

Среди последователей разных религий периодически воз¬никают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими ме¬тодами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. ехп-етиз — крайний), к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением — источником общественной напряжен¬ности.

В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняю¬щим фактором духовной жизни общества. Она сберегает об¬щественное культурное наследие, подчас буквально преграж¬дая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы навер¬няка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (сре¬ди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совер¬шенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятель¬ности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире су¬ществует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церков¬ное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Фор¬мально это так, но, если проникнуть в глубину столь непрос¬того вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению.

Философы предлагают четко  различать два понятия: куль¬тура и цивилизация. К последней относя все достижения на¬уки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое мож¬но употребить во благо, а можно превратить в средство убий¬ства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Куль¬тура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, — один из главных факторов, который предохра¬няет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели — то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.

Таким образом, религия выполняет  в истории созидатель¬ную культурную функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в.

Христианская культура с  многовековыми традициями утвер¬дилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально пре¬образив его.

Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из человеческой истории можно извлечь и совершен¬но противоположные примеры. Вы, вероятно, знаете, что пос¬ле утверждения христианства государственной религией Рим¬ской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

В-седьмых (это связано  с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению и закреплению определенных обще¬ственных порядков, традиций и законов жизни. Так как рели¬гия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.) Если вы помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церк¬ви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой ох¬ранительной части политического спектра. Их роль в каче¬стве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность очень нужны сейчас и нашему Отечеству...

На основании проведенного в 2005г. отделом социологии института  общественного проектирования, исследования на тему "Религия и общество", можно сделать следующие основные выводы:

Во-первых, количество верующих в стране постоянно растет и при  этом увеличивается также количество воцерковленных людей. Эта тенденция наблюдается последние пятнадцать лет. Можно предположить, что этот процесс будет продолжаться в такой же динамике еще около 15–20 лет, после чего количество верующих стабилизируется, где-то на отметке 75 %, после чего будет расти только число воцерковленных, которое ориентировочно может составить порядка 30 -40 %.

Во-вторых, анализ данных показал, что воцерковленные люди по социальному составу приближаются к средним значениям общества в целом и не являются больше группой исключительно пожилых и малообеспеченных людей, как это было еще 15–20 лет назад.

В-третьих, воцерковленные люди не менее успешно, чем другие группы проходят процесс адаптации в новых условиях современной жизни, позитивно относятся к рыночной экономике, поддерживая при этом укрепление российской государственности. Вместе с тем, эта группа является носителем своей системы нравственных ценностей, в некоторых аспектах отличающейся от ценностей, выражаемых неверующими людьми.

 

 

 

 

Заключение

Можно много спорить о  положении религии в современном  обществе. Однако однозначно оценить  ее роль, возможности и перспективы  попросту невозможно. Весь опыт ХХ-XI в.в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии  в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные  силы современности – научно-технический  прогресс и политика. Их эволюция в  современном обществе ведут к  неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для  нее и новые возможности.

Успехи в овладении  природой с помощью техники, достигнутые  в ХХ-XI в.в. веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира, человека. Решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, наука отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее проблемам. Сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно, доступного человеку, наглядного. Это дает новый шанс для религиозного мироощущения, не говоря уже о том, что гигантски возросшая на научно-технической основе мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности. А в результате напрашивается вывод, что сами по себе наука и техника - без религии - еще не дают решения современных проблем, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения.

Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность  сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности  перед лицом реальных проблем  общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых  большинством религий, лежат универсальные  общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.


Информация о работе Религия, ее социальная роль