Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:59, реферат
Большинство форм религии притязает на то, что их учения содержат знание о природе мира и месте, которое отведено в нём человечеству. Но в религии важна не только проницательность ума, но и благочестие и преданность. Представления о мире, которые предлагает нам религия, - это не просто преходящая гипотеза, которую завтра можно заменить на новую; эти представления трактуются как вечная истина. Именно поэтому наука становится для верующего проблемой.
1.Введение 3
2.Проблема, которую наука ставит перед религией 4
3.Изменения мировоззрения 4
4.Методы науки и религии 7
5.Анализ субъективизма и объективизма 8
6.Николай Коперник 9
7.Пантеизм 10
8.Спиноза и его философия 13
9.Список литературы 18
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение
2.Проблема, которую наука ставит перед
религией
3.Изменения мировоззрения
4.Методы науки и религии
5.Анализ субъективизма и объективизма
6.Николай Коперник
7.Пантеизм
8.Спиноза и его философия
9.Список литературы
Введение
Наука – это попытка выработать системное понимание мира путём наблюдения, анализа и дедукции. Наука стремится формулировать теории, позволяющие понять полученные результаты наблюдения, а также предсказывать события будущего и их последствия.
Одно из важнейших свойств науки – то, что она постоянно меняется, и в ней появляются всё новые идеи. Научные теории носят временный, предварительный характер и постоянно подвергаются проверке и видоизменению.
У науки есть две цели:
Понимание. Это отражение естественного любопытства, которое всегда заставляло людей интересоваться тем, какова природа мира, где мы живём.
Власть (или контроль над действительностью). Если степень понимания явлений возрастает, в результате можно разработать технологию, цель которой - улучшение качества жизни.
ПРОБЛЕМА, КОТОРУЮ НАУКА СТАВИТ ПЕРЕД РЕЛИГИЕЙ
Большинство форм религии притязает на то, что их учения содержат знание о природе мира и месте, которое отведено в нём человечеству. Но в религии важна не только проницательность ума, но и благочестие и преданность. Представления о мире, которые предлагает нам религия, - это не просто преходящая гипотеза, которую завтра можно заменить на новую; эти представления трактуются как вечная истина. Именно поэтому наука становится для верующего проблемой.
Бросив взгляд на две цели науки – понимание и контроль – мы увидим, что каждая из них создаёт для религии свои проблемы. Научное понимание ставит под сомнение буквальную трактовку многих традиционных религиозных доктрин, сформулированных в донаучный период и содержащих предположения, которые наука не может поддержать. Это относится, например, к утверждению о том, что вселенная была сотворена за шесть дней (если понимать это в буквальном смысле). Власть над действительностью, которую даёт человеку наука, создаёт для верующих (как, впрочем, и для неверующих) моральные проблемы. Возьмём, к примеру, генную инженерию.
ИЗМЕНЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Первый сдвиг парадигмы наметился в XVI – XVII веках, в результате чего средневековое мировоззрение уступило место мировоззрению, основанному на физике Ньютона. С этим периодом в основном связывают возникновение современной науки. Хотя некоторые черты позднейшей науки проявлялись и раньше, решающие изменения в мышлении произошли именно в тот период, предшествовавший Ньютону.
Мировоззрение средневекового христианства было основано отчасти на Библии, отчасти – на смеси учения Аристотеля (384 - 322 гг. до н. э.) и космологии Птолемея александрийского (II век).
Аристотель утверждал, что источником всех наших знаний о мире является опыт, который, в свою очередь интерпретируется разумом. В этом мнение Аристотеля совпадает с установками современной науки. Но Аристотель также полагал, что любые явления имеют как действующую причину (нечто, вызывающее внешний результат), так и конечную причину, которая и является ожидаемым результатом.
Аристотель считал, что существует неподвижный перводвигатель, который является конечной причиной всего. В средневековом мировоззрении это было связано с теорией Птолемея. Согласно этой теории Земля находится в центре вселенной и окружена десятью прозрачными сферами. Предполагалось, что семь из них несут на себе семь небесных тел, восьмая – звёзды, девятая сфера невидима, но приводит в движение все остальные, а десятая является местом, где пребывает Бог. Движение этих сфер управляет всеми событиями, происходящими на Земле, а самими сферами управляет Бог.
Это мышление имеет дедуктивный характер: мыслитель такого типа сначала рассматривает идею совершенства или, например, библейского откровения, а потом, отталкиваясь от этой идеи, переходит к заключением об устройстве мира. Целью наблюдений за явлениями реального мира является подтверждение изначально принятых идей, а не их критическая проверка.
Пример. В средние века считалось, что всё, что находится выше сферы Луны, совершенно. Круг – это совершенная форма; следовательно, планеты должны двигаться по кругу. Если это не согласуется с данными наблюдений, возникшее противоречие следует объяснить тем, что планеты двигаются по вспомогательной окружности(эпициклу). Сложная система эпициклов была разработана для того, чтобы объяснить движение планет и одновременно сохранить верность традиции кругового совершенства.
Едва ли тогда существовала единое, признанное всеми представление о вселенной. Церковь выдвигала своё учение как комбинацию некоторых древних теорий, возникших на Ближнем Востоке, и греческой философии. Представления о небесных совершенствах и о беспричинной причине, которые так ревностно отстаивала позднее христианская церковь, показались бы совершенно бессмысленными персонажами Библии.
На практике у разных людей были разные взгляды. Самую примитивную концепцию – представление о трёхслойной вселенной, в центре которой находится Земля, вверху рай, а внизу ад, изображали на церковных фресках. Считалось, что описание радостей рая и адских мучений способствует поддержанию нравственности.
«Смена парадигмы» имела для религии определённые последствия. Научное наблюдение поставили под сомнение авторитет Церкви. Ньютон и многие другие учёные были верующими людьми и не считали, что своей работой подрывают существование религии.
Религиозная основа научных исканий.
Христианская религия имеет четыре черты, которые способствовали развитию науки в XVI - XVII веках. Это следующие верования:
Многие великие учёные прошлого были религиозны. Своё стремление постичь мир они рассматривали как выражение своих религиозных убеждений.
Приход XX века
Две великие теории – квантовая теория и теория относительности, - сформулированные на заре XX века, вызвали ещё одно фундаментальное изменение в представлениях об устройстве вселенной. Когда в начале XX века была выведена теория относительности Эйнштейна, это доказало, что представления Ньютона неадекватны.
Огромные изменения произошли и в другой сфере – на атомном и субатомном уровне. Открытие электрона и последовавшее за этим развитие физики элементарных частиц и квантовой теории привели к осознанию того, что на фундаментальном уровне поведение составных частей материи невозможно точно предсказать.
МЕТОДЫ НАУКИ И РЕЛИГИИ
И религия, и наука заявляют, что они исследуют реальность, обе делают утверждения о том, что является истинным. Но что является истиной, зависит от того, каким образом она добывается. Чтобы понять это, рассмотрим методы, которые используют религия и наука.
Научный метод
Наука работает на основе рационального исследования эмпирических фактов. Этот процесс может состоять из следующих этапов.
1. Наблюдение и сбор данных
2. Формирование гипотезы на основе собранных данных
3. Проведение экспериментов с целью проверки гипотезы
4. Разработка теории,
объясняющей результаты
5. Прогнозирование на основе теории
6. Верификация – проверка теории путём постановки новых экспериментов
Метод религии
Религия не обладает систематическим методом достижений её верований. Но она черпает из трёх источников:
Третий из источников наиболее близок к научному методу. Но главным различие между ними заключается в том, что большинству верующих людей их религиозная традиция даёт представления, при помощи которых всё можно пережить на опыте. Поскольку причины, на которых основана приверженность этим верованиям, не являются полностью рациональными, религиозные люди проявляют меньшую готовность изменить свои убеждения, в отличие от учёных.
Религиозные мыслители, сталкиваясь с угрозой со стороны научного метода, реагируют по-разному. Одни, сокращают до минимума фактическое содержание верований. Другие утверждают, что религия основана на вере, так что человеческий разум имеет к ней мало отношения. Из этого следует, что падшее человечество может обладать только искажённой разумностью и потому единственным путём к спасению может быть вера. Такая установка в основном характерна для протестантских мыслителей, тогда как естественная теология (так, как её изложил Аквинат) получила официальное подтверждение со стороны Католической церкви.
Из всего вышеуказанного следует вывод, что главной чертой, отличающий научный метод от религиозного, является то, что религия верит в конкретное представление о мире, а наука верит в процесс, с помощью которого формируются, оцениваются и модифицируются представления о мире. Наука – это метод, а религия – это преданность определённому представлению. Наука старается игнорировать личную реакцию учёного на изучаемый объект, тогда как неотъемлемой чертой религии является именно личная реакция.
АНАЛИЗ СУБЪЕКТИВИЗМА И ОБЪЕКТИВИЗМА
Субъективизм – мировоззренческ
Существуют несколько доводов
за и против субъективизма.
Главным довод в пользу
Первый довод против субъективизма состоит в том, что, приняв эту теорию, мы лишаемся возможности проводить какие бы то ни было обсуждения нравственных проблем. Второе возражение субъективизму, заключается в неспособности этих теорий дать обоснование концепции «исполнения долга». Обыкновенный человек чувствует, что иногда правильным нужно будет сделать не то, что ему нравиться и хочется, а то, что он должен сделать.
Объективизм – концепция, согласно которой возможно объективное познание законов развития общества.
Главным аргументом в пользу объективизма заключается в том, что он представляет теорию, которая в намного большей степени, чем субъективизм, отражает точку зрения людей здравого смысла на вопросы морали. Объективизм же настаивает на том, что не существует принципиального различия между обсуждением моральных вопросов и рассмотрения фактов. В обоих случаях может быть несогласие, в котором одна сторона оказывается правой, а другая ошибается. Объективистские теории позволяют нам установить природу долга. В жизни есть много вещей, которые мы должны делать, не зависимо от того, хотим мы этого или нет.