Религия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:59, реферат

Описание работы

Большинство форм религии притязает на то, что их учения содержат знание о природе мира и месте, которое отведено в нём человечеству. Но в религии важна не только проницательность ума, но и благочестие и преданность. Представления о мире, которые предлагает нам религия, - это не просто преходящая гипотеза, которую завтра можно заменить на новую; эти представления трактуются как вечная истина. Именно поэтому наука становится для верующего проблемой.

Содержание работы

1.Введение 3
2.Проблема, которую наука ставит перед религией 4
3.Изменения мировоззрения 4
4.Методы науки и религии 7
5.Анализ субъективизма и объективизма 8
6.Николай Коперник 9
7.Пантеизм 10
8.Спиноза и его философия 13
9.Список литературы 18

Файлы: 1 файл

РЕЛИГИЯ И НАУКА.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Главное возражение объективизму касается вопроса, как мы устанавливаем или на основании чего доказываем, что некоторое действие является правильным или неверным. Объективизм утверждает, что не существует действительного отличия между методом обоснования научной гипотезы и нравственного суждения, критики же отрицают это.

НИКОЛАЙ КОПЕРНИК

Коперник - знаменитый астроном, преобразователь этой науки и положивший начало современному представлению о системе мира. Родился в Торне, в купеческой семье. Потеряв 9-ти летним ребенком отца и оставшись на попечении дяди со стороны матери, каноника Ватцельрода, Коперник в 1491 году поступил в Красовский университет, где с изучал математику, медицину и богословие. По окончании курса Коперник путешествовал по Германии и Италии, слушал лекции о разных университетах, а одно время даже и сам профессорствовал в Риме. В 1503 году он вернулся в Краков и прожил тут целых семь лет, состоя профессором университета и занимаясь астрономическими наблюдениями. Однако шумная жизнь университетских корпораций была не по душе Копернику, и в 1510 году он переселился к Фрауенбург, маленький городок на берегу Вислы, где провел всю остальную жизнь, состоя каноником католического костела и посвящая свои досуги астрономии и безвозмездному лечению больных. Мало того, когда было нужно — Коперник посвящал свои силы и практическим работам: по его проекту введена новая монетная система в Польше, а в Фрауенбурге он построил гидравлическую машину, которой снабжались водой все дома.

По глубине соображений, Коперник неоспоримо был величайшим астрономом своего времени, но как практик он был ниже даже арабских астрономов. Однако, в этом не его вина: в его распоряжении были самые бедные средства, а все инструменты он делал собственными руками. Занимаясь размышлениями о Птолемеевой системе мира, Коперник поражался ее сложностью и искусственностью, и, изучая сочинения древних философов, он пришел к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром вселенной. Исходя из этого положения, Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет, но, не зная еще истинных путей планет и принимая их кругообразными, он был еще вынужден частью удержать эпициклы и дифференты древних для объяснения разных неравенств движений. Эти эпициклы и дифференты были окончательно отброшены лишь Кеплером. Уединенная жизнь и позднее опубликование сочинения избавили Коперника от гонений, которым подверглись его последователи. Он умер спокойно и похоронен в Торне в костеле святого Яна.

ПАНТЕИЗМ

Пантеизм — учение, отожествляющее в известном отношении Бога с миром. В основе этого учения находится проблема об отношении единства к множественности, бесконечного к конечному. Во множественном и конечном мире явлений есть элементы, которые с необходимостью указывают на единство и бесконечность. Единство системы это не только субъективное требование ума, оно обусловлено в объективной связи всех явлений между собой. Идея бесконечности сама собой напрашивается при рассмотрении конечных предметов, прежде всего — в форме безграничного пространства и бесконечного времени. Примирение этих двух противоречащих принципов и составляет задачу пантеизма. Само примирение может быть весьма разнообразным, но в общем можно различить две главных тенденции: первая заставляет исчезнуть конечное и многообразное в бесконечном единстве божественного бытия, второе направление, напротив, заставляет бесконечное единство разлиться в конечном многообразии явлений. Из этого видно, что пантеизм имеет некоторое сходство с двумя столь противоположными направлениями, как религиозный мистицизм и, с другой стороны, материализм, между которыми пантеизм и ищет примирения. Не все пантеисты отожествляют Бога с миром. Они согласны принять формулу: мир есть Бог, но не обратную: Бог есть мир, ибо понятие Бога — более богатое и обширное, заключающее в себе мир, но понятием мира не исчерпывается содержание Бога.

Пантеизм получил большое распространение в эпоху Возрождения. Главным  представителем его является Джордано Бруно — итальянский философ, родившийся в Ноле в 1543 году. В 1563 он вступил в Доминиканский орден, но вскоре за свои сомнения относительно непорочного зачатия Девы Марии навлек на себя подозрения в еретичестве. В 1576 году был вынужден бежать и покинул Италию. С этих пор он скитался по Европе: в 1577 был в Женеве, оттуда отправился в Тулузу, где читал публичные лекции о книге Аристотеля «De anima», а в 1579 г. посетил Париж, где читал лекции о книге Раймонда Люлля «Великое искусство»; этим двум предметам посвящено и значительное число его сочинений. Его споры со сторонниками Аристотеля вынудили его покинуть Париж. В 1583 году Бруно отправился в Лондон, где оставался на протяжении двух лет. Здесь он жил под покровительством французского посланника Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера и написал свои главнейшие произведения. В 1585 г. снова отправился в Париж, а в следующем году в Марбург, где ему запрещено было читать лекции, вследствие чего он переехал в Виттенберг, где в 1586 —1588 гг. читал лекции. В следующие годы Бруно жил в Праге, Гельмштедте, Франкфурте-на-Майне и Цюрихе, а в 1592 г. возвратился в Италию. Несколько месяцев он прожил в Венеции и Падуе, никем не беспокоимый. Но 22 мая 1592 г. он был схвачен инквизицией в Венеции и в январе 1593 году отправлен в Рим, где после семилетнего тюремного заключения и тщетных попыток склонить его к отречению от своих учений, 17 февраля 1600 г., был сожжен как еретик и нарушитель монашеского обета.

Заслуга Бруно состоит в том, что он впервые стал защищать философские выводы из системы Коперника, беспощадно полемизируя против учения схоластической метафизики о центральном положении Земли. Наряду с мыслью о бесконечности мироздания, он защищал идею единства, и внутренней связи всех вещей, как против эмпирического ограничения познавательной способности человека, так и против догматики схоластиков Аристотелевой системы.

 В XVII в. главными  представителями пантеизма был Спиноза. После Канта, немецкая философия развилась под сильным влиянием Спинозы и вся, в известном смысле, может быть названа пантеистической. Разница немецкого пантеизма от пантеизма Спинозы состоит в том, что второй определял Бога как субстанцию, первый же — как субъект; этим немецкие философы желают избежать упрека в материализме, в отожествлении Бога с миром. Пантеизм имеет сильные и слабые стороны. Он как нельзя более идет на встречу потребности человека в объяснении явлений из одного принципа, при том принципа не случайного, а содержащего в себе жизнь и разумность. Он старается избежать двух одинаково, хотя и по разным причинам неудовлетворительных мировоззрений — дуализма и материализма. В этом заключается великая привлекательность всякой пантеистической системы, в особенности — если она сумеет понять идею Бога, хотя бы в форме учения о трансцендентном сознании.

Но у пантеизма есть и слабые стороны, или, по крайней мере, трудности на пути пантеистического объяснения. Например, одно из обыкновенных возражений против пантеизма заключается в невозможности объяснить с этой точки зрения свободу воли. Но разве нельзя почти того же самого сказать и о всякой другой системе? Наиболее глубокое объяснение свободы мы находим именно у пантеиста Шеллинга (в его трактате о свободе воли). Некоторые возражения против пантеизма и пантеистов вызваны тем двойственным положением, которое они занимают; например Спинозу упрекали и упрекают в материализме, который действительно можно найти при одностороннем толковании его системы. В этом смысле Шопенгауэр называет пантеизм «вежливой формой атеизма» и считает пантеизм «понятием, заключающим в себе противоречие». Главный недостаток всякой пантеистической системы заключается в невозможности для нее построить нравственную систему. Добро и зло оказываются одинаково атрибутами Божества, и злу приписано божественная природа; для нравственных предписаний с пантеистической точки зрения трудно найти почву. Остальные недостатки, которые обыкновенно указывают в пантеизме, имеют меньшее значение.

                 СПИНОЗА И ЕГО ФИЛОСОФИЯ

Бенедикт (Барух) Спиноза  (1632-1677), нидерландский философ, пантеист. Родился в семье состоятельного еврейского купца Михаэля д'Эспинозы, бежавшего из Португалии от преследований инквизиции. Учился в еврейской школе, где изучал древнееврейский язык, Ветхий завет, Талмуд, их комментаторов и средневековых еврейских философов. Большое влияние на Спинозу оказал еврейский вольнодумец Уриэль Акоста. На юного Бенедикта руководители еврейской общины возлагали большие надежды, видя в нем будущего раввина и еврейского богослова. Спиноза посещал школу Франциска ван ден Эндена, где изучал античную литературу и философию, латинский язык, естествознание и познакомился с трудами современных философов, став приверженцем Декарта и картезианской философии. Французский философ привлекал его своим свободомыслием и требованием сомневаться во всем общепринятом, проверять и обосновывать все собственным умом.

В 1654 после смерти отца некоторое время Спиноза продолжал его дело, но, выбрав своей стезей философию, отошел от коммерции и отказался от своей доли в наследстве.

Мир, по Спинозе, — закономерная система, которая до конца может  быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая  с Богом, — единая, вечная и бесконечная  субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение — атрибуты (неотъемлемые свойства) субстанции; отдельные вещи и идеи — ее модусы (единичные проявления). Человек — часть природы, душа его — модус мышления, тело — модус протяжения. Воля совпадает с разумом, все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации.

Найдя противоречия между  Ветхим Заветом и еврейским богословием, Спиноза выразил сомнения в догматах о сотворении мира, о душе и загробной  жизни, о боговдохновенности Священного Писания. Ортодоксально настроенные  руководители общины потребовали от Спинозы отречения от «еретического» образа мысли, но, столкнувшись с его непоколебимостью, попытались его подкупить, посулив в случае согласия и сохранения приверженности обрядам иудаизма крупную ежегодную пенсию. Но Спиноза оставался непреклонен, за что подвергся физическому нападению. В 1656 он был отлучен от иудаизма и изгнан из еврейской общины и из Амстердама.

В протоколе отлучения  говорится:

         «Главы Церковного Совета сим дают знать, что уже достаточно убедились в греховности воззрений и дел Бенедикта д`Эспинозы и что многочисленными путями и различными способами они пытались отвратить его от этих зол. Но так как они оказались не в состоянии изменить образ его мышления в лучшую сторону, а произошло прямо противоположное; так как с каждым днём они всё глубже уверяются в ужасающих ересях, разрабатываемых и распространяемых им, причём, также в наглости, с которой это делается; так как многие лица, достойные доверия, стали свидетелями всего этого, что они могут подтвердить в присутствии вышеуказанного Спинозы, то он признается полностью виновным. Поэтому после полного пересмотра существа данного дела в присутствии Глав Церковного Совета и получения на то согласия Членов Совета было решено придать анафеме вышеуказанного Эспинозу и оторвать его от народа Израиля с данного часа нижеследующим проклятием…

Пусть его проклинают уста Семи Ангелов, главенствующих над  семью днями недели, и уста ангелов, подчиняющихся им и воющих под  их знамёнами. Пусть он будет проклят  Четырьмя Ангелами всех времён года и  ангелами, подчиняющихся им и воющих под их знамёнами… пусть Бог никогда не простит его грехов. Пусть гнев и негодование Господни окружают его и вечно курятся над его головой. Пусть все проклятия, содержащиеся в книге Закона, обрушатся на него… и мы предупреждаем вас, что никто не смеет сказать ему ни единого слова ни устно, ни в письменном виде, ни выказать ему малейшее почтение, ни жить с ним под одной крышей, ни приближаться к нему на четыре локтя, ни читать что бы то ни было им написанное ».

Переселившись в сельскую местность, продолжал заниматься философией. Овладел ремеслом шлифовки оптического стекла (линз), чтобы зарабатывать им на жизнь, и одновременно преподавал в узком кругу единомышленников картезианскую философию. Для них Спиноза составил первое свое произведение «О боге, человеке и его разуме» (1658-60). За ним закрепилась слава вольнодумца и атеиста, он заслужил неприязнь и враждебность и со стороны протестантской голландской  церкви. Долгое время скитался по Нидерландам, переезжая с места на место, пока не осел в Гааге.

В 1663 было издано единственное сочинение, опубликованное под именем Спинозы, «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», которое представляло собой изложение  принципов картезианской философии.

В 1670 в Гааге вышел  в свет «Богословско-политический трактат», опубликованный анонимно и с обозначением ложного места издания. Это произведение, написанное по предложению покровительствовавшего Спинозе правителя Нидерландов Яна де Витта, было направлено против иудаистских и кальвинистских клерикалов. В своем трактате Спиноза отстаивал свободу слова и мышления, утверждал независимости философии от религии. Этот труд положил начало научному изучению Библии. Предприняв скрупулезный анализ ее текста, он, в частности, подверг систематической критике догмат о боговдохновенности Священного Писания. В этом труде Спиноза выступил решительным сторонником республиканского строя. Анонимность была раскрыта, Спиноза подвергся травле; в 1674 (после убийства покровителя Спинозы Де Витта в 1672) трактат был отнесен властями к числу запрещенных книг, как содержащий «много нечестивых, кощунственных и безбожных учений».

Основным философским  произведением Спинозы является «Этика, доказанная в геометрическом порядке». Этот труд был закончен в 1675 (опубликован посмертно).

В последние годы жизни  Спиноза трудился над «Политическим  трактатом», который был задуман  им как продолжение «Этики», однако труд не был завершен. Умер от туберкулеза.

Основные принципы философии Спинозы.

Источниками учения мыслителя  наряду с рационалистической философией Декарта и средневековой еврейской философией были пантеистическая доктрина Джордано Бруно, а также философские учения Фрэнсиса Бэкона и Томаса Гоббса.

Считая вслед за Гоббсом  и другими философами этой эпохи  геометрию наиболее совершенной наукой, Спиноза придал своему главному произведению – «Этике» – форму геометрического трактата, построив его как систему определений, аксиом, теорем и лемм (с доказательствами), выводов и примечаний.

В основе онтологии Спинозы  лежит положение о тождестве бога и природы. Природу он рассматривал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, являющуюся причиной самой себя. Многообразные единичные вещи являются проявлениями субстанции или ее модусами. Субстанция предстает как порождающая природа, противопоставленная бесконечности единичных вещей. Субстанция обладает бесконечным количеством неотъемлемых свойств (атрибутов), составляющих ее сущность, но человеческому уму доступны только два: протяженность и мышление. Движение рассматривалось как один из модусов вещей.

Информация о работе Религия и наука