Религия, как форма мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Мне хотелось бы рассказать и дать объективную информацию о религии, полезную для всех.Раскрою тему истории религии, хотя она уже раскрыта многими авторами, мы пойдем по изучению вероучения. Вероучение является главной характеристикой любой религии, и именно оно отделяет одну религию от другой.Чем мы лучше разбираемся в вероучении своей религии, тем лучше мы понимаем сами себя, а зная вероучения тех религий, последователями которых являются окружающие нас люди, тем лучше мы понимаем этих людей и формируем, сохраняем и укрепляем дружеские отношения с ними.

Содержание работы

Введение 2
1. Определение религии 2
2. Предметы и структура религии 4
3. История религии 9
4. Мировые религии 13
4.1 Буддизм 13
4.2 Христианство 16
4.3 Ислам 18
5. Основные нетрадиционные религии 21
5.1 Бахаизм 21
5.2 Кишнаизм 23
6. Основные национальные религии 24
6.1 Иудаизм 24
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 85.78 Кб (Скачать файл)

          Обряды – это символические слова и поступки. Символическими - называют такие слова, которые воспринимаются не в прямом, а в переносном значении (например, слова «Ни пуха тебе, ни  пера!» имеют переносное, т.е. символическое значение, и их произнесение является обрядом).

Виды обрядов:

  1. Нерелигиозные -  это обряды, которые передают информацию другим людям;
  2. Религиозные – это обряды, которые передают информацию сверхъестественным силам.

Результатом культовой деятельности является удовлетворение религиозных  потребностей, оживление религиозного сознания. Здесь происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения  религиозной группы.

 

  1. Религиозное отношение – представляют собой вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной деятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации. Имеют субъективный план, план сознания.

Имеются различные способы фиксации и опосредования религиозных отношений. В качестве посредников выступают:

А) предметы неживой и живой природы  – храм, икона, крест и т.д. – и тогда религиозные отношения принимают предметную, вещную форму;

Б) индивид или группа лиц –  служитель культа, глава религиозной  организации, функционер общины, обладатель «дара» и др.; в этом случае можно  говорить о персонифицированном  способе фиксации взаимных связей верующих;

В) образы Бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, Бодхисаттвы, Мухаммеда, святых т.д.; это идеализированная, образная форма опосредования (И сказал Иисус: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» - Мф.18:20);

Г) язык – отдельные слова и  целые предложения, содержащие наставления  о том, с кем и как надо общаться; этот способ общения называется языковым.

Отношения бывают:

Внекультовые – активизируются посредством религиозной деятельности. В них приобретают действительные отношения между религиозными индивидами, организациями (учитель - ученик).

Культовые – формируются в процессе культовой деятельности. Последняя акцентирует внимание на отношении к гипостазированным существам, свойствам, связям. Эти отношения, развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимосвязях людей.

Носителями религиозных отношений  в зависимости от степени влияния  религии могли быть этнос, семья, сословие, класс, профессиональная группа, государство со своими подданными или  части указанных групп, т.е. такие  социальные и политические объединения, представители которых относят  себе также к одному общему вероисповеданию. Имеют разный характер – солидарности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы, нередко с  сильной тенденцией религиозного фанатизма.

 

    1. Религиозные организации – институты и организации.

Бывают:

Внекультовые – звенья управления внекультовой деятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы образования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных заведений и пр.),

Культовых - притч, клир, диаконат, епископат.

Строение  религиозной организации предписывается традицией и обычаем, церковным  правом или уставом, апостольскими  правилами, конституциями и т.д. в  зависимости от условия возникновения  и существования религиозной  организации принимают монархический (католицизм, православие), парламентско-королевский (англиканство), республиканско-демократический (кальвинизм, баптизм) и иной вид.

Набор организационных  элементов, их взаимосвязи, распределение  позиций и ролей, управленческие и исполнительные органы, механизмы  контроля различны в различных религиях, конфессиях, в объединениях разных типов. На основе изучения христианства выделены три религиозных объединения:

А) Церковь:

Церковь как храм, как здание культа (каменные и деревянные церкви).

Церковь как религиозная организация высшего уровня (община).

Б) Секта - тип религиозной организации, возникшей как оппозиция господствующей церкви. Исторически в прошлом «секта» обозначались религиозные организации, которые преследовали государством и господствующими церквами.

В) Деноминация – ее идейные, культовые  и организационные принципы формируются  в оппозиции к церкви и секте  и носят разноплановый характер.

Конфессия – это такая религия, которая не делится на другие, более малые религии (от латинского «конфессио» - «исповедание»).

 

3.История религии

Одна из концепций  происхождения религии была выдвинута  представителями теологических  и около церковных кругов и  вошла в историю изучения религии  под названием концепции «прамонотеизма», или первобытное монотеизма. Впервые сформулирована шотландским литератором и ученым Э.Ленгом (1844-1912) в его книге «Становление религии». Более полно изложил католический пастор В. Шмидт (1868-1954), который посвятил обоснованию этой концепции 12-томную работу «Происхождение идеи Бога». Суть теории «прамонотеизма» - за всем многообразием существующих верований, в том числе верований отсталых народов, можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Для подтверждения этой теории В. Шмидт привлек огромный массив этнографических фактов, давая им теологическую интерпретацию, факты же, которые не укладывались в его схему, оставлял вне поля зрения. Эти факты показывали, что монотеизм является не исходным пунктом религиозной эволюции, а этапом развития одной из ветвей генеалогического древа религий.

В настоящее  время можно с уверенностью утверждать лишь, то, что простейшие формы религиозных  верований существовали уже 40 тыс. лет  назад. Именно к этому времени  относится появление человека разумного, который достаточно резко отличался  от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками, был способен к созданию понятий  и определенного уровня абстракций.

Историки  считают, что есть три причины  возникновения религии. Они привели  к возникновению веры в сверхъестественное и обрядов, соответствующих этой вере. А это и есть религия. Первая причина: бессилие людей по отношению к природе (называют социальной – от лат. «социалис»- общественный, т.е. связанный с обществом, с общественной жизнью). Под бессилием по отношению к природе историки понимают бессилие человеческой практики, т.е. неспособность людей своими силами, своим трудом устранить многие нежелательные для себя явления. Одним из обстоятельств, которое угнетало людей было то, что они не были в состоянии ежедневно досыта накормить себя. Приведем одно из свидетельств путешественников об условиях жизни тех народов, которые в XIX и начале XX века практически продолжали еще жить в условиях первобытности.

Нансен Ф. На крайнем севере. Жизнь эскимосов. М.-Л., 1926.

«Целый  ряд случайностей: погода, ветер, обилие рыбы, все это зависит от таких  обстоятельств, которые в общей  сложности называются удачей или  неудачей. От последних часто зависит не только благосостояние человека, но и сама его жизнь. Постоянные опасности, которым эскимос подвергается на своем бушующем море среди плавучих льдин, должны были воспитать в нем чувство суеверия.» (С.71)

Вот высказывание историков об условиях жизни неандертальцев, т.е. людей того времени, когда возникла религия.

Шахнович М. И. Приметы в свете науки. Л., 1969.

«Первобытные люди вели тяжелую борьбу с суровой природой, и большинство их погибало в этой борьбе еще молодыми. Ученые установили, что среди живших около ста тысяч лет назад неандертальцев первобытных людей, черепа которых были изучены, 56 % умерли до 20 лет и только 1% их дожил до 40 лет.» (С. 29)

  Вторая причина: существенная ограниченность знаний людей (гносеологической (познавательной)– от греческих слов «гносис»(знание) и «логос»(учение) – связанный с учением о знании). Не всякое незнание порождало и поддерживало религию, а только такое незнание, которое очень сильно влияло на судьбы людей, очень сильно ухудшало их жизнь. Именно это незнание и называется существенной ограниченностью знаний людей.

Третья причина: страх людей перед природой (психологической – от греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение) связанный с учением о душе). Бессилие и незнание порождали страх. Страх является переживанием, тяжелым, неприятным для человека. Жить в вечном страхе люди не могу. Если страх переживают очень глубоко и очень долго, то люди или сходят с ума, или даже умирают от страха. Историки говорят, испытывая гнетущий страх пред природой, первобытные люди прибегали к религиозной фантазии, которая помогала им преодолеть страх.

Вот как процитировал датский ученый Кнуд Расмуссен признание эскимосского шамана Ауа, который говорил от имени людей, живших в условиях первобытности на территории Канады.

Расмуссен Кнуд. Великий санный путь. М., 1958.

«Мы боимся! Мы боимся непогоды, с которой  должны бороться, вырывая пищу от земли  и от моря. Мы боимся нужды и голода в снежных хижинах. Мы боимся болезни, которую ежедневно видим около  себя. Не смерти боимся, но страданий…

Поэтому мы держимся своих обычаев и соблюдаем  наши табу.» (С. 82-83)

Религия первобытного общества делится на две группы: на ранние религии и родоплеменные  религии. Отличаются они друг от друга  по времени возникновения: ранние –  возникли в период формирования родового строя, родоплеменные в период существования  родового строя.

К ранним относятся:

А) магия  – это вера людей в наличие у самих себя сверхъестественных возможностей воздействия на природу. Она может быть религией или религиозным учением (т.е. в магии вера в сверхъестественное может существовать без обрядов).

По цели, которую сторонники магии ставят перед магическими обрядами, магия делится на признаки:

  • Производственная – это магия, целью которой является успех в производственной деятельности (на охоте, в земледелии и др.);
  • Лечебная – это магия, целью которой является лечить больных;
  • Любовная – это магия, целью которой является завоевывать любовь мужчины или женщины;
  • Военная – это магия, целью которой является обеспечить собственную неуязвимость и победу в военной схватке;
  • Вредоносная – это магия, целью которой является причинить вред каким-либо людям;
  • Защитная – это магия, целью которой является оградить себя от неприятностей. Особой разновидностью, является табу – слово из языка жителей Гавайских островов и в переводе означает «запрет», «нельзя».
  • Метеорологическая – это магия, целью которой является вызвать или удержать нужную погоду;
  • Разгадывания тайн прошлого, настоящего и будущего – это магия, целью которой раскрывается в ее назначении. Имеет другое название мантика – слово греческое и в переводе означает «гадание». Мантика имеет множество разновидностей: хиромантия – гадание по руке, пиромантия – по огню, картомантия – по картам, библиомания – по книгам, орнитомантия – по полету птиц, скапулимантия – по лопаточной кости животного, арифмомантия – по цифрам, астрология – по звездам, онейроскопия – по сновидениям, гаруспиция – внутренностям животных и др. Особый вид гадания называется ясновидением: это когда люди раскрывают тайны через чудесные озарения (через ответы, пришедшие к людям неизвестно каким образом);
  • Общего назначения (многоцелевая) – это магия, целью которой является приносить счастье, удачу везде и повсюду.

Б) фетишизм – это вера в существование сверхъестественных свойств у материальных предметов (у камней, деревьев, костей, изделий из камней, деревьев т.п.) и у живых существ (кошек, собак и др.). Фетишами называют предметы или живые существа, которым люди приписывают сверхъестественные свойства. Фетишизм возник одновременно с магией 100 тысяч лет назад в период родового строя. По цели, которые сторонники фетишизма ставят перед волшебным предметом, выделяют основные виды фетишей:

  • Производственные
  • Лечебные
  • Любовные
  • Военные
  • Вредоносные
  • Защитные
  • Метеорологические
  • Разгадывания тайн прошлого, настоящего и будущего
  • Общего назначения (многоцелевые).

В) анимизм  – это вера в существование сверхъестественных двойников у человека, животных, растений материальных предметов. Анимисты считают, что души всех людей не зависят от тела (т.е. могут жить без тела) и бессмертны, некоторые двойники (например, души предков) обладают особыми знаниями и особым могуществом, и поэтому к ним можно обращаться за советами и помощью. Современный анимизм существует в двух основных формах. Первая форма: вера в приведения – души умерших людей, которые, являясь невидимыми, остаются среди живых. Вторая форма: спиритизм – это вера в возможность общения с двойниками умерших людей, независимо от того, где они сейчас находятся (в раю или в др. месте), а также вера в возможность при их помощи узнать будущее, разгадать тайны настоящего и прошлого.

К родоплеменным  формам относятся:

А) тотемизм – вера родовых коллективов в сверхъестественное родство с определенными видами животных, с определенными видами растений и с некоторыми факторами природы. Произошло от слова «тотем» означает «его род», индейцы имели в виду следующую мысль: мы вместе с этим животным составляем один род. Внутри тотемизма возникли три группы специфических обрядов, т.е. обрядов, характерных только для религии:

  • Извинительные обряды – это обряды извинения перед духом тотема, за то, что люди убили его тело;
  • Обряды ритуального поедания тотемов – это поедания тотемов не с целью наесться, а для того, чтобы «помочь» тотемам размножаться и получить от тотемов сверхъестественным путем их знания и силу;
  • Обряды уподобления тотемам – это стремление чем-то, какой-либо чертой своего облика быть похожим на тотем.

Информация о работе Религия, как форма мировоззрения