Религия, как форма мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Мне хотелось бы рассказать и дать объективную информацию о религии, полезную для всех.Раскрою тему истории религии, хотя она уже раскрыта многими авторами, мы пойдем по изучению вероучения. Вероучение является главной характеристикой любой религии, и именно оно отделяет одну религию от другой.Чем мы лучше разбираемся в вероучении своей религии, тем лучше мы понимаем сами себя, а зная вероучения тех религий, последователями которых являются окружающие нас люди, тем лучше мы понимаем этих людей и формируем, сохраняем и укрепляем дружеские отношения с ними.

Содержание работы

Введение 2
1. Определение религии 2
2. Предметы и структура религии 4
3. История религии 9
4. Мировые религии 13
4.1 Буддизм 13
4.2 Христианство 16
4.3 Ислам 18
5. Основные нетрадиционные религии 21
5.1 Бахаизм 21
5.2 Кишнаизм 23
6. Основные национальные религии 24
6.1 Иудаизм 24
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 85.78 Кб (Скачать файл)

Б) земледельческий  культ – определение через слово «вера»: земледельческий культ есть вера в существование могущественных земледельческих духов; определение через слово «поклонение»: земледельческий культ есть поклонение могущественным земледельческим духам.

В) шаманизм – это вера родовых коллективов в наличие особо могущественных сверхъестественных возможностей у древнейших профессиональных служителей культа.

«Шаман» - слово, взятое из языка эвенков – означает «исступленный», речь идет о человеке, который пришел в состояние исступления (т.е. крайнего нервного возбуждения). Обряд, совершаемый шаманами, в научной литературе называется «камланием» (от тюркского слова «кам» - «шаман»).

4. Мировые религии

4.1 БУДДИЗМ – это самая древняя мировая религия. Главная цель буддиста – выход из цепи перевоплощений.

Он возник в середине I тысячелетия до н.э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился в сознании и практике народов других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Идеи первоначального буддизма способствовали его распространению. Основатель буддизма имел четыре имени:

  1. Гаутама – перевод неизвестен, известно, что это родовое имя, типа фамилии;
  2. Сиддхартха – это личное имя, с санскриста переводится как «Выполнивший свое название»;
  3. Шакьямуни - «мудрец из племени Шакья»;
  4. Будда – «просветленный высшим знанием».

В I в. Н. э. первоначальный буддизм разделился на две конфессии: хинаяну («малая колесница»), так же называют ее «тхеравада» (учение старших) и махаяну («большая колесница»). Они разошлись главным образом в ответе на вопрос: кто из людей имеет возможность после жизни на земле попасть в высший рай, называемой нирваной. Первые утверждали, что только монахи и монахини могут попасть в нирвану. Другие соответственно убеждены, что в нирвану могут попасть и рядовые верующие.

В III в. До н.э. Ашока правитель крупнейшего государства Индии, объявил себя покровителем буддийского монашества – сангхи и защитником этических норм буддизма – дхармы и тем самым укрепил центральную власть империи в соперничестве с местными элитами. Утвердилось представление о «трех драгоценностях» буддизма: учителе – Будде, учении – дхарме, хранителе истины – сангхе. Именно сангха признавалась таким институтом, который указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Ключевой становится роль учителя, наставника, заступника, прошедшего весь путь к нирване или большую его часть – путь архата или бодхисаттвы.

Основу учения составляют «четыре великие истины» (Открылись Гаутаме в момент «просветления»):

  1. Жизнь есть страдание (буддист должен признать неизбежность страданий в земной жизни);
  2. Причина всех страданий – желания;
  3. Страдания можно прекратить путем избавления от желаний, «погашением» последних, а для этого необходимо
  4. Вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и «правильного знания» (значит следовать учению Будды).

«Правильное поведение» означает жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий и  не причиняй никому вреда (принцип ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков.

«Правильное знание» - самоуглубление и внутреннее созерцание – медитация.

 В XI-XII вв. буддизм был вытеснен из индии индуизмом. В конце XIV – начале XV века в Тибете в результате откола от махаяны возникла третья крупная конфессия в буддизме, которую историки называют ламаизмом (от тибетского «лама» - «высочайший»). Сами сторонники этой конфессии называют ее «гелукпа» («школа добродетели»). История ламаизма связана с политическими событиями в регионе, этнической историей народов, особенностями их хозяйственно-культурного типа. Обряд был основной целью ламаизма, способом вырваться из череды перерождений. В районах распространения ламаизма монополизировал духовную жизнь, внедрялся в социальную структуру. Центром политической, ритуальной, культурной жизни стал монастырь с иерархически организованным ламством (ученики, послушники, монахи, настоятели, воплощенцы – «живые боги»). Лама был жрецом в общинном храме с обрядами календарно-производственного цикла, семейным жрецом, исполнявшим возрастные обряды, учителем, астрологом, прорицателем, лекарем, музыкантом, танцором. Большинство лам трудилось на землях монастыря, лишь верхушка жила исполнением обрядов. Главное для верующего было накопление заслуг через исполнение драхмы, почетание сангхи, вознесение молитв и очищение от скверны греховных поступков. В ламаизме пять основных положений (или пять религиозных учений):

  1. О священных книгах - Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Типитака» (или «Трипитака» – «Три корзины»);
  2. О сверхъестественных существах – существует четыре группы сверхъестественных существ:
    • Бурханы – боги, они делятся на шесть основных групп:
    • Будды – общее свойство – быть высшими учителями для верующих (с санскрита «просветленные высшим знанием»);
    • Бодхисаттвы – помощь людям в житейских делах (с санскрита « те, чья сущность просветление»);
    • Тары – помощь людям в житейских делах, в основном помогают женщинам, т.к. сами женского рода (с санскрита «спасительница»);
    • Докшиты – быть грозными защитниками веры («гневные палачи» в переводе с тибетского);
    • Сабдыки – это покровители местности (стран, регионов и т.д.);
    • Ламы-бурханы – учить людей истине и в этом плане быть помощниками будд.
    • Демоны – асурами («не-боги»), творят зло, противники богов, противники людей;
    • Преты – (с санскрита «ушедшие») существуют специально, чтобы в аду муками голода наказывать жадных и прожорливых людей;
    • Шамбалинские воины – это воины, которые живут в особой, сверхъестественной стране, называемой Шамбалой.
  1. О тулку (с тибетского «воплощение») – главная идея: существуют люди (тулку), в теле которых живут души бурханов, их нужно почитать как живых богов;
  1. О душе:

Традиционная  идея: душа – сверхъестественная часть  человека, душа не зависит от тела, душа бессмертна;

Оригинальные  идеи: душа изначальна (т.е. она не сотворена, а была всегда), душа не целостное  образование, а совокупность мельчайших частиц, которые называют дхармами;

  1. О загробной жизни – имеет два этапа:
    • Сансара – переселение души из тела в тело;
    • Нирвана «угасание» - это тоже рай, но по сравнению с сукавати («счастливая страна») это высший рай.

В буддизме более 200 конфессий.  В некоторых  насчитываются лишь тысячи человек, так например, в конфессии дзи – 85 тысяч, в кагон – 70 тысяч, в хоссо – 34 тысячи, Рицу – 12 тысяч последователей.

В России буддизм  распространился в форме ламаизма в трех регионах: Туве, Калмыкии и  Бурятии. В Туву буддизм проник в форме махаяны в конце XI века. В XVII веке он уже утвердился в форме ламаизма. Калмыки же, жившие на территории Монголии и Северного Китая познакомились с ламаизмом в конце XVI – начале XVII века. Затем при царе Михаиле Федоровиче калмыки приняли российское подданство и откачивали на Нижнюю Волгу. И так ламаизм утвердился в одном из регионов европейской части России, сейчас там находится Калмыцкая республика. Во второй половине XVII века к России было присоединено Забайкалье, где жили многочисленные бурятские племена. В конце XVII века к бурятам проникает ламаизм, а в XVIII веке он становится господствующей религией.

4.2 ХРИСТИАНСТВО. Это сама большая религия в мире. Возникло в Палестине (находилась в составе Римской империи) в середине I в. н.э. Первыми христианами по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению – иудеями. Главной причиной возникновения христианства с точки зрения историков-материалистов стали тяжелые условия жизни народных масс, которые в новой религии искали для себя утешение. Христианство, прежде всего, провозгласило равенство всех людей. Оно призывало к переустройству мира, выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. Рабу давало утешение, надежду на получение свободы простым и понятным способом – через признание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки. Христианство быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое не могла уже никакая сила. Назовем причины победы христианства над другими религиями империи:

  1. Монотеизм, все остальные религии были политеистические, кроме христианства и иудаизма.
  2. Гуманистическое нравственное содержание.
  3. Картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии (обещало небесную награду всем страдающим в этой жизни, всем униженным и оскорбленным).
  4. Отказ от национальных перегородок (спасение всем независимо от национальной принадлежности).
  5. Упростился и удешевился обряд.
  6. Критиковало рабство (признавало раба равного перед Богом).

В целом христианство лучше других религий приспособилось к новым историческим условиям. Поэтому  оно и победило.

Особенно  заметное влияние на основы христианского  вероучения оказали учение Филона Александрийского и нравственное учение римского стоика Сенеки. Филон истолковывал книги Ветхого Завета в терминах популярной греческой философии.

Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, описанные  в евангелиях, а так же в посланиях  и деяниях апостолов, о Боге-Сыне, явившемся в мир в образе совершенного человека, чтобы взять на себя грехи  людей и спасти их для вечной жизни, вызывали немало сомнений и споров. Самое раннее свидетельство относится к 64 г., оно содержится в значительно позднее написанных «Анналах» Тацита (начало II в.). Тацит повествует о жестоких казнях, которым Нерон подверг христиан, обвинив их в поджоге Рима. В тексте есть такая фраза: «Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев».

В конечном счете, споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ – мифологической (они считают, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности) и исторической (считают Иисуса Христа реальной личностью, проповедником новой религии, который сформировал ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского вероучения).

Христианская  религия прошла два больших этапа  и находится на третьем этапе  истории.

Первый этап (I-V вв.): Античное христианство – отметим пять основных исторических событий (вех):

  1. В 325 году в городе Никее состоялся Первый Вселенский церковный собор (съезд высшего духовенства). Цель съезда – во первых, получение окончательного организационного оформления главная конфессия того времени (признано и поддержано государством), во вторых – устранение от руководства общинами инакомыслящих христиан «еретиков» («ложное учение»), официально стала государственной религией (т.е. религией, которая пользуется политической, экономической идеологической поддержкой государства, в третьих – собор, приняв документ, названный «Символом веры», сделал крупный шаг вперед по пути оформления вероучения античного христианства.
  2. В 381 году в Константинополе состоялся Второй Вселенский церковный собор – «Символ веры» был дополнен.
  3. В 419 году в городе Карфагене был создан Поместный (собор духовенства в отдельных странах и регионах) церковный собор, был утвержден канон (т.е. точный список книг) Нового Завета, той части Библии, которую написали христианские авторы.
  4. В 431 году в Эфесе собрался Третий Вселенский церковный собор – обсудил взгляды несториан, назвав их ересью. Положило начало раскола.
  5. В 451 году в Халкидоне состоялся Четвертый Вселенский церковный собор – обсудил взгляды монофизитов («одноприродников»).

В вероучении официального античного христианства выделим девять основных религиозных учений:

  • Учение о Библии

Полный Православный богословский энциклопедический словарь. Том 1. Репринтное издание. М., 1992.

«Библия –  собрание книг Ветхого и Нового Завета, признаваемые христианской церковью боговдохновенными, т.е. написанными святыми мужами по внушению и при содействии Духа Божия…» (С. 323)

  • О сверхъестественных существах:
    1. Троица – состоит в утверждении, что один Бог существует сразу же в трех лицах (ипостасях) как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.
    1. Ангелы – «чистые духи» и добрые духи».
    2. Бесы – «нечистые духи», «нечистая сила», «злые духи».
  • О почитании пророков, апостолов и евангелистов – верующие должны почитать пророков. Пророки – люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину о правильной религии и о правильной жизни.
  • О душе – душа – сверхъестественная часть человека, не зависит от тела, имеет целостное образование, сотворена Богом, бессмертна.
  • О загробной жизни – идея о существовании в загробной жизни рая (место блаженства) и ада (место мучений). Бог праведников направляет в рай, а грешников - в ад. Имеет два этапа:

Информация о работе Религия, как форма мировоззрения