Революции в науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

Представление о научных революциях, являющееся базовым для ряда концепций, которые сформировались в философии науки XX в., стало неотъемлемой частью общего понимания процесса развития научного знания. Как и любая другая сфера культуры, наука со временем направленно и необратимо изменяется, т. е. развивается. Эти изменения проявляются в таких аспектах, как рост объема научных знаний, ветвления и сопряжения в классификации научных дисциплин, постоянное усложнение теоретических конструкций и моделей и т. д.

Содержание работы

Вступление………………………………………………………………………………………….
1. Движущие факторы развития науки. Интернализм и экстернализм.………………………..
2. Концепции развития науки…………………………………………………………………….
2.1. Кумулятивная концепция…………………….…………………………………………..…...
2.2. Кризис кумулятивной концепции…...……………………………………………………….
2.3. Концепция Куна. Революции в науке ……...………………………………………………..
3. Типология революций….………………………………………………………………………
4. Глобальные революции..………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………………
Использованные источники

Файлы: 1 файл

философия науки реферат.docx

— 51.33 Кб (Скачать файл)

Третья революция 

Конец XIX — середина XX века - представлявшая собой «цепную реакцию революционных  перемен в различных областях знания». Эта фундаментальная научная  революция XX в., характеризующаяся открытием  теории относительности и квантовой  механики, пересмотрела исходные представления  о пространстве, времени и движении (в космологии возникла концепция  нестационарности Вселенной, в химии — квантовая химия, в биологии произошло становление генетики, возникает кибернетика и теория систем). Проникая в промышленность, технику и технологии благодаря компьютеризации и автоматизации, она приобрела характер научно-технической революции. Существенные революционизирующие события: становление релятивистской и квантовой теорий в физике, становление генетики, квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной, возникают кибернетика и теория систем. Основные характеристики: HКМ — развивающееся, относительно истинное знание; интеграция частнонаучных картин реальности на основе понимания природы как сложной динамической системы; объект — не столько «себетождественная вещь», сколько процесс с устойчивыми состояниями; соотнесенность объекта со средствами и операциями деятельности; сложная, развивающаяся динамическая система, состояние целого не сводимо к сумме состояний его частей; вероятностная причинность вместо жесткой, однозначной связи; новое понимание субъекта как находящегося внутри, а не вне наблюдаемого мира — необходимость фиксации условий и средств наблюдения, учет способа постановки вопросов и методов познания, зависимость от этого понимания истины, объективности, факта, объяснения; вместо единственно истинной теории допускается несколько содержащих элементы объективности теоретических описаний одного и того же эмпирического базиса.

Четвертая революция 

Конец XX — начало XXI века, радикальные  изменение в основаниях научного знания и деятельности — рождение новой постнеклассической науки. События — компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, возрастание междисциплинарных исследований, комплексных программ, сращивание эмпирических и теоретических, прикладных и фундаментальных исследований, разработка идей синергетики. Основные характеристики: НКМ — взаимодействие различных картин реальности; превращение их во фрагменты общей картины мира, взаимодействие путем «парадигмальных прививок» идей из других наук, стирание жестких разграничительных линий; на передний план выходят уникальные системы — объекты, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, исторически развивающиеся и эволюционно преобразующиеся объекты, «человекоразмерные» комплексы; знания об объекте соотносятся не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности; осознается необходимость присутствия субъекта, это выражается прежде всего в том, что включаются аксиологические факторы в объяснения, а научное знание с необходимостью рассматривается в контексте социального бытия, культуры, истории как нераздельное с ценностями и мировоззренческими установками, что в целом сближает науки о природе и науки о культуре.

 

Заключение

Научная революция значительно  меняет историческую перспективу исследований и влияет на структуру учебников  и научных работ, затрагивает  стиль мышления и может по своим  последствиям выходить далеко за рамки  своей области (так, открытие радиоактивности  на рубеже XIX-XX вв. использовалось в  философии и мировоззрении, медицине и генетике). Научные революции  рассматриваются как некумулятивные эпизоды развития науки, во время  которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой.

Симптомами научной революции  кроме явных аномалий являются кризисные  ситуации в объяснении и обосновании  новых фактов, борьба старого знания и новой гипотезы, острейшие дискуссии. Научные сообщества, а также дисциплинарные и иерархические перегородки  размыкаются. Научная революция  — это не одномоментный акт, а  длительный процесс, сопровождающийся радикальной перестройкой и переоценкой  всех ранее имевшихся факторов. Изменяются не только стандарты и теории, но и средства исследования, открываются  новые миры.

Например, появление микроскопа в биологии, а впоследствии телескопа  и радиотелескопа в астрономии позволило  сделать великие открытия. Весь XVII в. был назван эпохой «завоеваний  микроскопа». Открытия кристалла, вируса и микроорганизмов, электромагнитных явлений и мира микрочастиц дают возможность, более глубинного измерения  реальности.

Научная революция предстает  как некая прерывность в том  смысле, что она отмечает рубеж  не только перехода от старого к  новому, но и изменение самого направления. Открытия, сделанные учеными, обусловливают  фундаментальные сдвиги в истории  развития науки, знаменуют собой  отказ от принятой и господствующей теории в пользу новой, несовместимой  с прежней. И если работа ученого в период «нормальной науки» характеризуется как ординарная, то в период научной революции она носит экстраординарный характер.

Революционные периоды в  развитии науки всегда воспринимались как особо значимые. Их «разрушительная» функция со временем трансформировалась в созидательную, творческую и инновационную. Научная революция была наиболее очевидным выражением основной движущей силы научного прогресса.

В период революций ученые открывают новое и получают новые  результаты даже в тех случаях, когда  используют обычные инструменты  в областях, которые исследовали  ранее. Однако существенным вкладом  научной революции является именно появление новых методов, методик, приборов и средств познания.

Современные ученые обращают внимание на меж- и внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия многих наук предусматривают анализ сложных системных объектов, выявляя такие системные эффекты, которые не могут быть обнаружены в рамках одной дисциплины (в настоящее время ярким примером таких междисциплинарных исследования является синергетика).

В случае междисциплинарных  трансформаций картина мира, выработанная в лидирующей науке, транслируется  во все другие научные дисциплины, принятые в лидирующей науке идеалы и нормы научного исследования обретают общенаучный статус.

Таким образом, революции  в науке представляют собой своеобразные «точки бифуркации» в процессе самоорганизации  научного знания; а значит, характеризуются  неопределенностью и непредсказуемостью. Отсюда вытекает невозможность предсказания победы одной из конкурирующих научных парадигм, научно-исследовательской программы, теории, подхода и т. п. Однако хаос научной революции — один из сущностных факторов, формирующих среду интенсивного научного поиска «заряженных» эвристической силой («сумасшедших», по определению Бора) идей, гипотез, теоретических конструктов, разработка, апробация и селекция которых позволит увидеть новые горизонты научного познания мира.

 

Использованные  источники

 

  1. Введение в философию и методологию науки. Ушаков Е.В. М.: 2005. — 528 с. 
  2. История и философия науки. Под ред. Мамзина А.С. СПб.: 2008. — 304 с. 
  3. Томас Кун - Структура научных революций. 1962.
  4. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. Микешина Л.А. М.: 2005. – 464 с.
  5. Научные революции в динамике культуры / Ред.-сост. В.С. Стёпин. Минск, 1987 
  6. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов . -- М.: «Издательство ПРИОР», 2001. — 428 с.

 

 

 

 


Информация о работе Революции в науке