Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:57, реферат
Цель данной работы рассмотреть экологические проблемы нынешнего времени.
Задачи: рассмотреть взаимоотношение человека и природы, что бы выявить влияние человека на природу и следствие которого ведет к экологически проблемам; выявить сущность экологической проблемы; Проанализировать экологический кризис и пути его преодоления.
Введение………………………………….…..………………………………….3
1. Взаимоотношение человека и природы………………………………….….. 6
2. Сущность экологической проблемы………………………………………… 12
3. Экологический кризис и пути его преодоления…………………………… 17
Заключение………………………………………………………………………23
Литература………………………………………………………………………25
Введение………………………………….…..……………
1. Взаимоотношение человека и природы………………………………….….. 6
2. Сущность экологической проблемы………………………………………… 12
3. Экологический кризис и пути его преодоления…………………………… 17
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Эта тема в нынешнее время очень актуальна, так как в последние годы экологических проблем становиться все больше и больше.
В нынешнее время все экологические проблемы изучили, и даже нашли причины этих проблем, но человечество не может так резко поменять свой образ жизни и перестать вредить природе.
Цель данной работы рассмотреть экологические проблемы нынешнего времени.
Задачи: рассмотреть взаимоотношение человека и природы, что бы выявить влияние человека на природу и следствие которого ведет к экологически проблемам; выявить сущность экологической проблемы; Проанализировать экологический кризис и пути его преодоления.
Проблема предотвращения отрицательных воздействий материально-производственной деятельности человечества на естественное окружение, ставшая одной из самых насущных проблем современности, является новой беспрецедентной в истории человеческого общества.
Начиная с 70-х годов нашего столетия уверенность в «безграничности человеческой изобретательности» начала заметно уступать место серьёзной обеспокоенности состоянием окружающей среды, все более изменяющимся под воздействием этой изобретательности не в лучшую сторону.
Прогрессирующее ухудшение состояния окружающей среды становится реальным фактом, пренебрежение которым чревато весьма опасными последствиями. Поэтому вопросу охраны природы и бережного отношения к использованию её ресурсов никогда не становились столь серьёзно, последовательно и масштабно, как в наше время. Интерес к проблемам экологии глубоко мотивирован всем ходом современной научно-технической революции, вложившей в руки человека мощные средства преобразования окружающего мира. Возрастающая экологическая опасность, обнаружила противоречивость и сложность такого явления как научно-технический прогресс (НТП ).
«Нынешняя, полная чудес и противоречий, фаза прогресса»- писал основатель Римского клуба А. Печчеи, - «принеся человеку множество щедрых подарков, в то же время глубоко изменила всю нашу маленькую человеческую вселенную, поставила перед человеком невиданные доселе задачи и грозит ему неслыханными бедами»1.
Основные факторы
«Лик планеты – биосфера –
химически резко меняется человеком
сознательно и главным образом
бессознательно. Меняется человеком
физически и химически
Для философского анализа экологической проблемы характерно выявление её связей с различными сторонами общественного бытия и обращение к вопросам большого социального и гуманистического звучания.
Кроме чисто научного (познавательного) и технологического, а также социально-экономического политического (в том числе международно-правового) аспектов, необходимо учитывать также большое значение социальных, культурных, идеологических, этико-гуманистических, эстетических аспектов экологической проблемы, которые и образуют её содержание как проблемы комплексной.
С точки зрения марксизма принципиальным является то обстоятельство, что взаимодействие общества и природы носит исторический характер, что формы и масштабы и тенденции этого взаимодействия изменяются в ходе общественного развития . Так , критикуя тех естествоиспытателей, которые считали, что «только природа действует на человека » и « только природные условия определяют повсюду его историческое развитие », Ф.Энгельс в своё время отмечал , что подобная точка зрения « страдает односторонностью и забывает, что и человек воздействует обратно на природу, изменяя её, создаёт себе новые условия существования »3.
Движение вперёд, изменение мира и человека - его производственной, трудовой деятельности, образа жизни, сознания (в том числе экологического) - вот перспектива разрешения экологической проблемы, стоящей перед человечеством. Современный человек должен развивать гармонические отношения с природой, понимать процессы её развития и разумно их использовать, способствуя обогащению, очеловечению, гуманизации природы.
На современном этапе философия может помочь решению экологической проблемы в различных направлениях, ибо она стимулирует формирование нового общественного сознания, ориентированного потребностью преодоления экологических противоречий, связанных с культурными установками прошлого, способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно – практических ориентаций человека в его отношениях с природой, разобщенности мнений.
1.Взаимоотношения человека и природы
Проблема взаимоотношений
человека и природы во всей
её целостности всегда была
предметом глубокого
Философское поле анализа простирается от человека, взятого во всей его целостности, до природы в трёх её основных значениях: универсума, соотносящейся с человеческим обществом части универсума и внутренней основы человека. Экологическое поле уже. Базисным для экологии является почерпнутое из понятийного аппарата экологии животных и растений понятие среды. Среду можно определить как часть природы, в которой существует человек, средоточием которой он является, непосредственно сталкиваясь с ней в своей деятельности.
Между философским и
конкретно-экологическим
Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом.
С одной стороны, по мере развития производительных сил общества, по мере того, как взаимоотношения человека с естественной средой обитания всё более опосредовались создаваемой им «второй природой», человек повышал свою защищенность от негативных воздействий природы и стихийных бедствий, что позволяло не только обеспечить более стабильные комфортные условия существования, но и осваивать для обитания и для продуктивного труда все новые территории.
Поскольку главный канал
связи между человеком и
В наши дни эта зависимость
нередко обнаруживается крайне драматическим
образом, поскольку масштабы применения
многих видов ресурсов, необходимых
для хозяйственной
Таким образом, не только человек зависит от природы, но и сама окружающая человека природа зависит от него, от масштабов, форм и направлений его деятельности. И эта зависимость природы от человека проявляется не только в интенсивном, достигающем предельных значений, вовлечении в его деятельность природных ресурсов, но и в глубоких и нередко негативных воздействиях самой этой деятельности на окружающую среду.
Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всём мире, причём производства, которое опирается на существующие многоотводные технологии, достигло предельных, критических форм и размеров. Во весь рост встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы и определяется существо экологической проблемы.
Получают распространение две противоположные концепции: покорения природы и подчинения ей. В первом варианте люди обязываются ещё более усилить борьбу с природой и упускается из виду то, что человек борется с породившей его природой, т.е. с естественной основой своего существования и, стало быть, такую борьбу необходимо вести очень осторожно. Противоположный вариант (только подчинение человека природе) тоже чреват опасностями, прежде всего потому, что требует отказа от творческой, преобразующей деятельности людей по отношению к природе.
Природа выступает в качестве предпосылки и условия развития общества. Общество – это обособившаяся часть природы, человек – вершина эволюции. «Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере , двух миллиардов лет»4.
Являясь частью природы, человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Собственно, в философско-методолоческом плане проблема - «общество – природа» - встаёт перед нами как проблема взаимоотношения биосоциального существа – человека с окружающей его природной средой. Природа является основанием жизни человека, его физического и духовного развития.
Человек в ходе практической деятельности постепенно покорил своей воле животный и растительный мир, поставил себе на службу «органическую
силу природы», приступил к производству. С этого времени, можно сказать, что человек окончательно нарушил неписаный «договор» с природой и только через тысячелетия научился в той или иной мере предвидеть отдаленные последствия своего активного вмешательства в природу. Он понял, что своими действиями нарушил равновесие в природе. Одним из первых философов, поставивших вопрос о плате человечества за прогресс в производительных силах, был Ф.Энгельс, который писал, что не стоит «слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых»5. В сущности, после победы над животным и растительным миром у человека остался только один враг – он сам.
Сегодня нам стало понятно, что эти непредвиденные последствия распространяются не только на природу, но и на многие сферы человеческой жизни.
Как же сделать, чтобы преобразования в средствах производства уменьшили своё негативное воздействие на природную сферу, чтобы расцвет науки и техники не обесценивал эмоциональную нравственную сферу?
«Расстыкованность» разных осей социального прогресса приводит к поистине кризисной ситуации. Иными словами, перед человечеством встала задача научиться сочетать изменения в научно-технической, социальной и духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась естественная гармония.
Осознав свою ответственность перед природой, общество постепенно
выработало целую систему религиозных запретов и государственных законов, регулирующих отношение человека с окружающей средой. Известно, что многие первобытные племена карали нарушителей таких запретов немедленной смертью. Такая же участь ожидала и тех, кто убивал животных больше, чем это было необходимо для пропитания. Нужно отдать должное народам древних государств Азии, которые первыми стали разрабатывать указы об охране животного и растительного мира. Считают, например, что монголы загибали носки своих сапог для того, чтобы не повредить, травяной покров степей.
Работы Декарта и Бэкона положили начало тенденции, характерной для классического естествознания, обоснования всемогущей роли человеческого разума как основного орудия познания и покорения природы. Человечество, постепенно освобождаясь от гнёта природных уз и от сковывающего инициативу влияния авторитетов, устами этих двух мыслителей заявило о своей уникальности в системе природы и о безграничных своих возможностях в предстоящем процессе освоения её богатств. Ф.Бэкон большое внимание уделял разработке путей освобождения человеческого разума от опеки догм и авторитетов (идолов), приближал время его «совершенствования», за которым должно последовать «улучшение положения человека и расширение его власти над природой ». Он призывал людей оставить взаимные распри и объединить свои усилия для захвата « штурмом неприступных крепостей » природы6.