Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:50, реферат
Философия как теоретическое мировоззрение рядом с наукой, искусством, моралью, правом как формами общественного сознания - одно из важнейших достояний человеческой культуры. Исторически так сложилось, что именно философия была той колыбелью, из которой выросли и наука, и искусство, и мораль, и право и получили статус особых проявлений человеческого духа и практики жизнедеятельности человека и общества.
Методология (от гр. methodos -- путь исследования, познание и гр. logos -- учение, то есть учение о методе. В общем случае методологическая функция философии состоит не только в том, что именно философия на высочайшем уровне исследует методы научного (рационального) познания, определяет теоретические основы и границы трудоспособности тех или других методов. Философское знание методологическое по своей природе. Те или другие философские концепции с самого начала задают исходные принципы понимания мира или в целом, или его частных явлений. Например, материалистические философские концепции с самого начала опираются на признание первичности природы и вторичности духу, сознания. Философские учения, которые признают познаваемость мира, обуславливают одни принципы и методы его познания, агностические учения -- другие. Признание наличия развития в мире предопределяет необходимость диалектики как метода познание и др.
И, в конце концов еще одной из функций философии есть аксиологическая функция. Аксиология -- учение о ценностях, философская теория общественнозначимых принципов, которые определяют выбор людьми направления их деятельности, характер их поступков. Ценности как философская категория отображают определенные стороны явлений действительности, связанные с социальной и культурной деятельностью человека и общества. Оценка одного и того же явления, например разрушения дома, жилья то ли вследствие землетрясения, то ли во время войны, может совпадать, а может отличаться у людей. Но оценка будет или положительная, или отрицательная. В каких бы категориях эта оценка не проводилась, -- «истина и погрешность", «добро и зло», «красота и отвратительность» и т.п. -- всегда ее основой являются субъектные ценности.
Совокупность ценностных ориентаций человека -- своеобразный маяк сознания, который в случае принятия общечеловеческих ценностей освещает путь к гуманистическим идеалам, которые выработало и выстрадало человечество в процессе минувших и современных цивилизаций и культур. Сегодня перед человечеством спешно явилась проблема его выживания, выбора путей в будущее. И функция философии в этих поисках состоит не в том, что она дает готовые ответы на острые проблемы современности, а в том, что, обобщая практический, интеллектуальный и, более широкий, духовный опыт человечества, как настоящая мудрость поколений, с одной стороны, предостерегает («не переступите границы общечеловеческих ценностей, так как это путь в никуда»), а с другого -- предлагает (только опираясь на накопленный веками положительный мировоззренческий, познавательный, методологический и другой арсенал можно его обогатить, чтобы решить новые проблемы). То есть философия несет в себе не только знание, но и ценности. Фундаментальная роль принадлежит философии в развитии и доказательстве культуры человечества. В теоретическом плане культурно-охранительная и культуротворческая роль философии состоит в разработке онтологии культуры, в ответа на вопрос: что в бытии материальной и духовной культуры належит к настоящим человеческим ценностям. Успешный поиск конструктивного ответа -- предпосылка сохранения нормальной культурной среды.
Продуктивная миссия философии, ее социальная ценность состоит перво-наперво в ее антропологическом назначении: помочь человеку утвердиться в мире не только как сознательной, а и высоконравственной, эмоционально чуткому, умному существу. В пору обострения глобальных проблем философия призвана проанализировать допустимые границы инструментального отношения к миру и альтернативные пути прогресса, развития цивилизации. Ныне, на границе тысячелетий, нет ничего актуальнее, чем сохранение жизни на Земле, предотвращение глобальной катастрофе человечества. Современная философия не может абстрагироваться от возможного апокалипсиса, может быть философией жизни, и в этом состоит ее призвание. Хотя связь философии с политикой, даже философское осмысление политики, не дают никаких оснований для того, чтобы смешивать, отождествлять эти качественно разные формы общественного сознания. Как теоретическая форма общественного и индивидуального сознания философия осмысливает стратегические пути общечеловеческого существования и содержит в себе заряд гуманистического дальнодействия. Важно подчеркнуть, что в индивидуальном аспекте ценность философии -- в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и общественной поступи в будущем. Если у человека нет порыва к новым горизонтам своего сознания, самосознание бытия, картины мира, то без этого фактически нет философии, и научить ее нельзя.
Сократ сформулировал два фундаментальных принципа философии: «Познай самого себя» и «Я знаю, что я ничего не знаю». Его же выдающийся ученик Платон в диалоге Тимей расценил философию как такой дар богов смертному человеческому роду, лучшего за который не было и не будет. Сказать: Я не знаю -- означает найти в себе мужество подвергнуть сомнению завершенность, остаточность своих суждений. Это, по словам Николая Кузанского, ученое незнание, а совсем не невежество. Итак, философия требует беспрерывного пополнения знаний о мире и человеке, но ради продуктивной работы над собою. Здесь основным императивом философии есть научить человека мыслить поисково, творчески, самостоятельно.
Литература
1. Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. -Львов, 1986. - 197 с.
2. Герасимчук А.А. Философия: Курс лекций: Навч. посіб. для вузов. -К., 1999. - 165 с.
3. Ильенков Э.В. Философия и культура. -- Г., 1991. -- с. 18-20.
4. Мировозрение и духовная культура. -- К., 1993. -- 176с.
5. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для вузов. -- Г., 1998. -- 816 с.
Основные этапы развития философии.
Философия возникает как некая форма предфилософии, представляя собой особое образование уже с зачатками философского подхода к миру, но несущее на себе печать мифологического и религиозного к нему отношения. Изначально в философию включается целый ряд дисциплин, которые позже становятся самостоятельными: от математики до медицины и косметики. Такой широкий мыслительный охват, как в постановке, так и в решении проблем порождает соединение в ней рационально-теоретического или рефлективного подхода с ориентацией на выработку ценностных ориентиров, которые опираются на феномен веры, на эмоционально-образное, ассоциатив-ное мышление.
Существовали самые различные
попытки связать единое целое, когда
возникающие и существующие в
различных регионах земного шара
философские системы являлись как
бы звеньями одной философской цепи,
которая завершалась какой-то
современной философской
В Вавилоне из шумерской мифологии и эпоса зарождаются философские представления о мире и месте в нем человека. В Древнем Египте, который оказал такое сильное воздействие на греческую философию, существовали элементы философского знания, связанные с процессами демифологизации. В Иране именно в этот период возникает заратустризм с его учением о мире. В Индии в VI в. до н.э. возникают классические ортодоксальные философские системы, например, веданта, йога. В этот же период возникают неортодоксаль-ные философские системы, такие, как джайнизм, буддизм, санхья. В Китае в VI - V вв. до н.э. возникает конфуцианство, моизм, даосизм и рассматриваются почти все варианты философского постижения мира от скептицизма до материализма и нигилизма. В Древней Греции в
VIII в. до н.э. Гомером и Гесиодом создаются первые элементы философского подхода к миру, космотеогонические системы орфиков и, наконец, философия семи мудрецов.
Философия Нового времени.
Духовный облик Нового времени (VII–VIII вв.) характеризуют два момента: 1. Падение авторитета церкви; 2. Рост авторитета науки.
В культуре Нового
времени светские элементы
Наиболее характерная
черта науки заключается в
методе: он требует воображения и
способности порождать
В этот период происходит быстрое экономическое развитие. На-рождающаяся буржуазия благодаря экономической деятельности ориентирует познание на действительное знание мира. Рост социальной значимости класса, связанного с развитием хозяйственной и про-мышленной жизни, развитие научного познания, опирающегося на эм-пирию и опыт, представляют ту социальную и гносеологическую основу, из которой возникла и черпала силы вся философия Нового времени.
В истории философии и науки Фрэнсис Бэкон (1561-1626) выступил как провозвестник опытного естествознания и научного метода. Ему удалось дать образ новой науки. Главным делом философа становится критика традиционного познания и создание нового метода постижения природы вещей. Обладание истиной обнаруживает себя в росте практического могущества человека. «Знание – сила» - вот путеводная нить в прояснении задач и целей самой философии. Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма – одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии. Основной принцип этой философской ориентации в области теории познания выражен в тезисе «Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства».
Ф.Бэкон знаменит также как основатель современного индук-тивного метода и зачинатель логической систематизации научной деятельности. Он ценил свой метод за то, что тот показывал, как классифицировать наблюдаемые факты, на которых должна базиро-ваться наука.
Последователями эмпиризма Ф.Бэкона были английские философы Т.Гоббс (1588-1679), Д.Локк (1632-1704), Дж.Беркли (1685-1753), Д.Юм (1711-1776) и др.
Противостоит эмпиризму и сенсуализму в гносеологии рационализм, ориентирующийся на разум в познании. Основы рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650).
Отправной точкой философии Декарта становится общая с Бэконом проблема достоверности знания. Но в отличие от Бэкона Декарт ищет признаки достоверности познания в сфере самого знания. Декарт развивает учение о методе, основываясь на правилах очевидности (достижение должного качества знания), анализа (идущего до последних оснований), синтеза (осуществляемого во всей своей полноте) и контроля (позволяющего избежать ошибок в осуществлении как анализа, так и синтеза).
Для того чтобы обнаружить очевидные истины, лежащие в основе всего нашего знания, Декарт предлагает прибегнуть к методическому сомнению. Только с его помощью можно отыскать истины, усомниться в которых невозможно. Такую безусловную и неоспоримую очевидность он обнаруживает в следующем: «я мыслю, следовательно, существую». Из этого вытекает положение о примате разумного, умопостигаемого мира над миром чувственным.
Рационализм Декарта основывается
на попытках применить ко всем наукам
особенности математического
Декарт – дуалист, он полагает,
что все возможные вещи составляют
две самостоятельные и
Вся система аргументации
Декарта делает вполне понятной его
мысль о существовании
Вклад Декарта в историю
философии по праву именуется
«картезианской революцией», которая
заключается в своей
Нидерландский философ Бенедикт Спиноза в рамках рациона-листической традиции также уверен в познаваемости мира и так же, как Декарт, разделяет возникающие в связи с воображением идеи, опирающиеся на чувства, и идеи, которые связаны с пониманием мира, опирающиеся на ум. Именно рассудочное познание, оперирующее общими понятиями, лишено, по мнению Спинозы, всякого субъекти-визма, а потому оно полностью истинно, понятия рационально связаны между собой, что позволяет осуществлять процесс дедуктивного построения науки.
В XVIII – начале XIX вв. в
Европе возникает культурно-идеоло-
Информация о работе Роль философии в формировании мировоззрения