Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:50, реферат
Философия как теоретическое мировоззрение рядом с наукой, искусством, моралью, правом как формами общественного сознания - одно из важнейших достояний человеческой культуры. Исторически так сложилось, что именно философия была той колыбелью, из которой выросли и наука, и искусство, и мораль, и право и получили статус особых проявлений человеческого духа и практики жизнедеятельности человека и общества.
Просвещение – оптимистическая философия прогрессивно крепнущей буржуазии, философия, посвятившая себя прогрессу. В основу духовного, материального и политического прогресса просветители ставят конкструктивно-критическое применение разума.
Просветители создавали культ Разума, наследуя идеи Декарта, Спинозы и Лейбница. Однако сама концепция Разума просветителей ближе понятию, сформулированному Локком. Речь идет об огра-ниченном разуме: он ограничен рамками опыта и им контролируется. Просвещение не слишком оригинально по содержанию. Философская оригинальность просветительского мышления заключается в тщательном отборе частей и деталей для усовершенствования мира и человека.
Скептическое, а чаще откровенно непочтительное отношение философии к церкви является главной отличительной чертой эпохи Просвещения.
Просветительский разум
лежит в основе юридических норм
и концепции государства. В эпоху
Просвещения представления о
естественном праве превратились в
теорию (Ш.Монтескье, Ф.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо
и др.). Именно на основе естественного
права была разработана теория прав
человека и гражданина, нашедшая свое
наиболее яркое воплощение в «Декларации
прав человека и гражданина», выработанной
и принятой в 1789 г. Учредительным
Собранием, где определены принципы
политического манифеста
Популяризаторские способности просветителей вызывают восхищение. Они не создают крупных теоретических систем, однако все их считают естественными наставниками крепнущего среднего сословия. Средствами, избранными для распространения просвети-тельских идей, были академии, масонские ложи, салоны, письма, очерки, «Энциклопедия».
У Дени Дидро (1713-1784) мы видим попытку глобального истолкования материальности мира в духе материалистической философии. Он пытался объяснить единство материи и движения, преодолевая свойственный тому времени механицизм. Он ближе всех в XVIII в. подошел к идее самодвижения материи и видел в этом самый убедительный аргумент против существования Бога.
В рамках французского Просвещения Э.Кондильяк (1714-1780) осуществил самую последовательную попытку развития эмпиризма в подлинно философском смысле. Познание представляет собой лишь видоизмененное ощущение.
Однако, если у Дидро материализм еще является программой исследования, то у Ж.-О.Ламетри, К.-А. Гельвеция и П.Гольбаха он предстал как теория, претендующая на истинность, поскольку подкреплялась успехами наук, прежде всего, достижениями медицины.
В учении французских материалистов мы находим идеи о внутренней активности материи, всеобщем характере движения. Однако на этих воззрениях лежит печать механицизма. В XVIII в. химия, биология все еще находились в зачаточном состоянии и поэтому основой общего мировоззрения продолжала оставаться механика. Законы механики твердых тел, законы тяготения материалисты эпохи Просвещения возводили в ранг всеобщих и утверждали, что биологические и социальные явления развиваются по тем же законам.
Основным методом, которым пользовались французские матер-иалисты, был метафизический метод, который сложился как антитеза схоластике и был методом эмпирического исследования. Метафи-зический материализм обосновывал всеобщность движения, принцип неуничтожимости материи и движения, но для него характерно механистическое понимание движения как перемещения тел в пространстве, что не могло объяснить самодвижения материи. Подчеркивая единство мира и, тем самым, обосновывая атеистическое мировоззрение, он не понимает взаимосвязь как определяющую качественную определенность явлений и их свойств. При всей ограниченности следует отметить выдающееся значение метафи-зического понимания мира, который осуществил прорыв сквозь схоластику и спекулятивное мышление прошлых веков.
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения
Мировоззрение - система представлений о мире и о месте в нём человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей. Мировоззрение - образование интегральное (синтезирующее). В нем принципиально важна связь его компонентов, их "сплав" (компонентами его являются образы, представления, рациональные понятия, эмоциональные переживания, ценности, волевые установки, разнородные "блоки" знаний, настроений, стремлений, надежд), предстающий как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. И как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.
В качестве субъекта мировоззрения реально выступают общество в целом, класс, социальная группа и личность. Говоря о мировоззрении в большом общественно - историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи (в этом плане можно вести речь об античном, греко-римском мировоззрении, средневековом мировоззрении, Возрожденческом, Новоевропейском, Просвещенческом и др.).
В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение.
Существуют три основных типа мировоззрения - житейское (обыденное), религиозное и философское.
Житейское (обыденное) мировоззрение
порождается непосредственно
Религиозное (мифологическое) мировоззрение даёт специфически - преобразованную картину мира, связанную с признанием сверхъестественного мирового начала, и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме (опирается на веру).
В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и обществе (естественных и гуманитарных наук), философия создаёт новые умозрительные (понятийные, категориальные) модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческие ориентации, осуществляет свою прогностическую функцию (предвидеть, прогнозировать события). Опора философского мировоззрения - разум.
Мировоззрение - это не только
содержание, но и способ осознания
действительности, а также принципы
жизни, определяющие характер деятельности.
Важнейший компонент
В сословном, классовом обществе каждый класс имеет своё специфическое мировоззрение (социальные стереотипы), выражающее его ценности и ориентации. Вместе с тем в ходе развития общества вырабатываются общечеловеческие гуманистические ценности. В зависимости от того, совпадают ли интересы даного слоя, класса, сообщества, социальной группы с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его мировоззрение по своему содержанию, общественной значимости может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или консервативным.
Информация о работе Роль философии в формировании мировоззрения