Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:22, контрольная работа
В Древней Элладе философию считали пьедесталом и одновременно вершиной науки. С тех пор прошло примерно две с половиной тысячи лет. Как можно оценить соотношение философии и науки в наше время?
Философия — это теоретическое знание, а оно всегда было и остается продуктом науки. В разных странах традиционно присуждаются ученые степени в области философских наук, философы работают в системе Академий наук, университетов и институтов, где их предмет — одна из обязательных наук в перечнях, утверждаемых официальными государственными инстанциями. Тем не менее проблема «философия и наука» остается.
Введение
1.Философия как наука.Специфика философского значения.
1.1.Социальные функции философии.
1.2.Понятия и структура мировоззрения(мифы, религии, философия)
2.Место философии в общей системе знаний и человека общества.
2.1.Философия как рациональное мировоззрение.
2.2.Специфика философского значения.
Заключение
Список используемой литературы
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в "вечную" жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.За долгие века своего существования каждая из мировых религий создала свой образ мира, выработала свой императив личного и социального поведения. Христианство всю свою двутысячелетнюю историю вынашивало одну главную идею - эсхатологическую: идею "второго пришествия", конца света, конца истории. В буддизме (возник в древней Индии в середине I тыс. до н. э.) центральная идея - "нирвана", означающая "угасание", "затухание" жизни и стремления к ней. Угасание жизни, прекращение желаний есть, согласно учению этой религии, единственный путь и к прекращению страданий, ибо жизнь и страдание всегда неразрывно связаны между собой, не отделимы друг от друга. В человеческой культуре нет такого другого примера космического пессимизма. Третья мировая религия - ислам (возник в VII в. до н.э. в Аравии) - признает абсолютную власть над миром единого Бога, воля которого навечно предопределила судьбу каждого Философия и мировоззрение. М., 2000. С.43..
Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различия. религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое. религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия - всегда теоретизирование, всегда работа мысли.
По отношению к философскому мировоззрению дофилософские (дорациональные) мировоззренческие формы и исторически и логически оказываются их необходимым, естественным предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. религиозное сознание (если говорить о его самой ценной, гуманистической стороне) было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной целостности бытия.Мировоззрение философия познание наука.
2.
Место философии в общей
Философия - это такая система
понимания и объяснения мира и
места человека в нем, которая
опирается на науку, конкретизируется
и развивается вместе с наукой,
и сама оказывает активное влияние
на развитие науки.
Вокруг проблемы научности философии
до сих пор продолжаются споры. Широкое
распространение получили следующие точки
зрения.
Философия - это наука о всеобщих
законах природы, общества, познания, или:
философия - это наука о методах и формах
познания, то есть методология науки;
Философия - это не наука, это мировоззрение
(определенный тип мировоззрения, отличный,
например, от религиозного и мифологического);
Философия - это и наука, и мировоззрение,
то есть философия выполняет в культуре,
в духовной жизни общества функции науки
и функции мировоззрения.
Решить проблему соотношения философии
и науки, определить роль философии в жизнедеятельности
человека, в духовной культуре общества
можно лишь в широком социально-историческом
контексте, то есть не с точки зрения какой-то
отдельной философской школы, а с точки
зрения всей истории культуры и философии,
через призму всей совокупности философских
знаний, роли философии, ее влияния на
развитие науки и познания.
Философия стремится к научному познанию
мира, но в то же время она пытается максимально
выразить интересы субъекта (классов).
Философия как система идей о мире (в целом)
вовлечена в классовом обществе в идеологию
и политику. Следствием этого является,
по мнению ученых, усиление конфронтации
между отдельными философскими направлениями.
Поскольку философия оказывается связанной
с идеологией, постольку в ее содержании
имеется идеологическая сторона, а философию
можно считать относящейся (в данном аспекте)
к идеологии.
В истории философии научность и идеологизм
вытесняли друг друга, но это обстоятельство
никаким образом не отменяло ни направленность
философии на достижение истины, ни возможностей
полного или частичного совпадения этой
направленности с интересами социального
субъекта. Однако философия не должна
увлекаться идеологической ролью. «Как
интегративный центр всех наук и как воплощение
системного подхода ко всему человечеству,
ко всей биосфере, философия должна быть
общечеловеческой и отвечать интересам
общества», - пишет академик Международной
академии информатизации Р.Ф. Абдеев. Общечеловеческие
позиции философии не исключают негативное
отношение к вождям-диктаторам, социальному
неравенству, эксплуатации, угнетению
и политическому насилию.
Научную форму философии нельзя считать
заведомо лучшей или единственно верной.
В случае сведения философии только к
науке возникают закономерные вопросы:
«Был ли Л. Н. Толстой философом? Можно
ли считать философом Ф. М. Достоевского?»
Оба великих писателя поднимали и зачастую
впервые ставили важнейшие философские
проблемы. В содержание философского знания,
да и в сам процесс философского познания
включаются компоненты, специфичные для
художественной литературы и искусства. Весьма
значительную часть философского знания
составляют эстетические представления.
Создание философской картины мира предполагает
наличие у ее творцов чувства красоты,
гармонии, сопричастности к миру. Философская
картина мира содержит в себе также и эстетическое
отношение к миру. О родственности философии
и искусства, об их взаимопроникновении
свидетельствует творчество А. Камю, Н.
Рериха, М. Чюрлениса, Р. Тагора, И.В. Гете.
Философская проблематика является важнейшей
частью различных религиозных учений.
Вместе с тем нельзя ставить знак равенства
между философией и религией, поскольку
последняя не сводится к философским размышлениям.
Достаточно указать на обрядность как
важнейший компонент любой религии.
Далеко не все поэты и писатели в своих
произведениях обращались к философским
проблемам, да и нет ни одного художественного
произведения, целиком посвященного решению
философских проблем. И тем не менее религия
и художественная литература играли и
играют огромную роль в философии. Переплетение
литературы, искусства, философии и религии
имело место на протяжении всей истории
философии вплоть до наших дней.
Итак, функционируя в системе культуры
общества, философия разрабатывает теоретические
основы мировоззрения, аксиологические
проблемы, логико-методологические основы
науки. В условиях растущей дифференциации
научного знания философия принимает
самое активное участие в интеграционных
процессах, в синтезе достижений отдельных
наук в единую картину мира.
Социальная значимость философии как
живой души культуры, квинтэссенции эпохи
выражается в ее функциях. Познавательная
функция философии состоит в том, что она,
ориентируя человека на осмысление природы
и сущности мира, природы и сущности самого
человека, общей структуры мира, связей
и законов его развития, обеспечивает
приращение новых знаний о мире, человеке,
связях и законах и оказывает влияние
на каждую сферу деятельности человека.
Это влияние проявляется в том, что философское
знание приобретает значение всеобщего
метода познания действительности, а также
в том, что познание в любой сфере в конечном
итоге представляет различные аспекты
осознания отношения «человек - мир».
Мировоззренческая функция философии
проявляется в том, что, вооружая людей
знаниями о мире и человеке, о его месте
в мире и возможностях его познания и преобразования,
оказывает влияние на формирование жизненных
установок, на осознание социальными субъектами
целей и смысла жизни.
Методологическая функция философии заключается
в том, что она дает для всех форм общественного
сознания исходные, основополагающие
принципы, применение которых определяет
общую направленность подхода к осмыслению
действительности, направленность познавательной
и практической деятельности. Однако следует
помнить, что универсальные принципы мышления,
исследуемые философией, не определяют
однозначно линию творческих поисков
истины. Будучи универсальными, они являются
необходимым условием решения разнообразных
конкретных задач, но не подменяют собой
специальных частнонаучных методов, а
конкретизируются ими.
Таким образом, философия не только дает
единое понимание происходящих в мире
явлений, но и разрабатывает общий метод
познания, который представляет собой
совокупность взаимосвязанных принципов
или требований, сформулированных на основе
открываемых в действительности и в познании
всеобщих законов и являющихся выводом
из истории развития общественного познания.
Роль философии особенно возрастает на
переломах истории в периоды революционных
изменений, когда человек ставит перед
собой, обществом вечные вопросы о своей
сущности, о смысле жизни, перспективах
социального прогресса.
Решение глобальных проблем современности
требует неординарных решений, демократизма
и мужества мышления, смелости анализа
прошлого, настоящего, перспектив будущего.
Без известной философской культуры решить
конструктивно эти проблемы вряд ли возможно.
Именно философское знание, которому присущи
постоянный поиск, сомнение, критика, способствует
формированию человека думающего, творческого,
гуманистически деятельного.
Изучение философии - необходимое условие
становления человека как активного субъекта
социальной деятельности, созидателя
мира, своего бытия, творца своего счастья.
Только постигнув свою социально-деятельную
функцию, отдельный человек может осознать,
кто он есть, какое место занимает в жизни
общества, подняться до самосознания.
Философия видит свое предназначение
в культивировании потребности и способности
быть человеком. «Как плодородное поле
- писал Цицерон, - без возделывания не
даст урожая, так и душа. А возделывание
души - это и есть философия. Она выпалывает
в душе пороки, приготовляет души к принятию
посева и вверяет ей - сеет, так сказать,
- только те семена, которые, вызрев, приносят
обильный урожай».
2.1 Философия
как рациональное мировоззрение
Мировоззрение - система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. Это ядро самосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире.
В мировоззрении выделяют 2 уровня:
1. рационально-теоретический
2. жизненно-практический
Философия относится к рационально-
По своему методу философия есть рациональный способ объяснения
действительности. Она не довольствуется
эмоциональными символами, а стремится
к логической аргументированности и обоснованности.
В этом отличие философии от религии, искусства,
мифологии, которые также рассматривают
мир в целостности, но не ставят задачи
его рационального объяснения. Философия
стремится к построению системы, основанной
на разуме, а не на вере или художественном
образе. Художественный образ, метафора,
сравнение и др. в философии играют вспомогательную
роль.От философии как рационального теоретического
знания следует отличать философские запросы. Философск
2.2. Философское осмысление мира, его основные типы и способы.
Отделение умственного труда от
физического, с одной стороны, мифология
и накопление эмпирических знаний,
с другой стороны, а также стремление
человека постигнуть свою собственную
сущность способствовали возникновению
общего целостного взгляда на мир
и место человека в нем - философии.
Зарождается принципиально иной
тип мировоззрения, по-другому осмысливающий
сложившиеся в мифологии и
религии представления о мире
и человеке и вырабатывающий при
этом принципиально иные способы
осмысления и решения мировоззренческих
проблем. Особенностью философского мировоззрения
стала абстрактно-понятийная, а не
чувственно-образная, как в других
типах мировоззрения, форма освоения
действительности.
Но отличие философского мировоззрения
от мифологического и религиозного не
в форме, а в содержании освоения действительности.
В нем уже различаются природный и социальный
мир, человеческий способ действий и проявление
природных сил и явлений. Стало это возможным
благодаря накоплению математических,
физических и астрономических знаний,
появлению календаря и распространению
письменности. Если предшествующие исторические
типы мировоззрения можно определить
как переживание человеком реальности
и своего бытия в ней, то философское мировоззрение
есть размышление человека о существующем,
есть самопостижение.
Если человек хочет понять смысл своей
жизни, он обращается не к научным трактатам.
Научное знание может многое объяснить
ему, но не через это знание он будет двигаться
к своим идеалам. Они лежат в другой плоскости.
Постижение смысла жизни является сущностной
характеристикой философского знания.
Философия дает возможность человеку
найти себя в безбрежном океане событий,
глубоко осознать не только внешний, но
и собственный духовный мир, осмыслить,
в чем его предназначение в потоке бытия.
Никакая другая наука не учит тому, каким
надо быть, чтобы быть человеком.
Сохранилось представление о том,
что древнегреческий мыслитель
Пифагор был первым человеком, который
назвал себя «философом», указав при
этом, что человеку не следует переоценивать
своих возможностей в достижении
мудрости, одна любовь к мудрости, стремление
к ней соответствует каждому
живому существу. И до сих пор
мы понимаем под этим древнегреческим
словом любовь к мудрости (phileo - люблю,
sophia - мудрость).
С понятием мудрости в древнегреческой
философии связывался высший идеал знания
и поведения. Нет ни одного значительного
философа, который бы не внес свой вклад
в осмысление понятия «мудрость».
«Под мудростью, - писал Рене Декарт
- понимается не только
Гносеологические, этические и
экзистенциальные характеристики мудрости,
которые образовались исторически,
сохраняются в наше время и
не могут быть сброшены со счетов. Стремление
к интегративному представлению
о феномене мудрости обусловило понимание
ее как стремления к интеллектуальному
постижению сущности мира.
Философско-теоретической трансформацией
фундаментальной мировоззренческой проблемы
является основной вопрос философии, в
котором отношение «человек - мир» преобразуется
в отношение «дух - тело», «сознание - природа»,
«мышление - бытие». То или иное решение
этого вопроса образует основу философского
учения. В истории философии прослеживаются
несколько вариантов решения проблемы
соотношения материального и духовного,
выступающей в качестве первой стороны
основного вопроса философии. Однако все
они являются либо монистическими (исходящими
из признания одного начала мира), либо
дуалистическими (исходящими из признания
двух начал мира). Да и философский монизм неоднороден.
На протяжении существования философского
знания он выступал как материализм и
как идеализм в двух его разновидностях:
объективный и субъективный. Материализм исходит из признания
первичности материального начала. Идеализм
первичным, определяющим объявляет духовное.
Однако идеалисты расходятся в его толковании.
Одни считают, что духовное начало, обусловливающее
все происходящее в мире явлений, существует
в виде человеческого сознания, ощущений,
восприятий, представлений. Это - субъективные
идеалисты. Другие -- это духовное представляют
в виде ничейного, так называемого абсолютного
сознания, духа, чистой идеи и т.п. Это -
объективные идеалисты.
Основной вопрос философии включает в
себя, помимо вопроса о первичности материального
и духовного, также вопрос о познавательном
отношении человека к миру. Материалисты рассматривают
познание мира как отражение в человеческом
сознании независимой от него реальности. Идеалисты
же выступают против теории отражения,
истолковывают познавательную деятельность
то, как комбинирование чувственных данных,
то как конструирование объектов познания
посредством априорных (доопытных) категорий,
то как чисто логический процесс получения
новых выводов из имеющихся аксиом и допущений.
Должного внимания заслуживает и вопрос
о том, как мир устроен, какие существуют
связи и отношения между предметами и
явлениями, процессами, какие законы характеризуют
этот мир с точки зрения движения и развития.
Иначе говоря - вопрос об общей структуре
мира и состоянии, в котором последний
находится.
Этот вопрос нашел свое решение в двух
основных концепциях - диалектической
и метафизической.
Информация о работе Роль философии в жизни общества,ее значение в жизни человека