Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:22, контрольная работа
В Древней Элладе философию считали пьедесталом и одновременно вершиной науки. С тех пор прошло примерно две с половиной тысячи лет. Как можно оценить соотношение философии и науки в наше время?
Философия — это теоретическое знание, а оно всегда было и остается продуктом науки. В разных странах традиционно присуждаются ученые степени в области философских наук, философы работают в системе Академий наук, университетов и институтов, где их предмет — одна из обязательных наук в перечнях, утверждаемых официальными государственными инстанциями. Тем не менее проблема «философия и наука» остается.
Введение
1.Философия как наука.Специфика философского значения.
1.1.Социальные функции философии.
1.2.Понятия и структура мировоззрения(мифы, религии, философия)
2.Место философии в общей системе знаний и человека общества.
2.1.Философия как рациональное мировоззрение.
2.2.Специфика философского значения.
Заключение
Список используемой литературы
Диалектика -концепция, согласно которой мир по своей
структуре представляет единое целое,
где все взаимосвязано и взаимообусловлено,
а с точки зрения состояния -- он находится
в движении, развитии.
Согласно метафизике, мир по своей структуре
- это совокупность не связанных между
собой взаимопереходами предметов, явлений,
процессов. Что касается состояния мира,
то метафизика признает движение и развитие
только в ограниченных рамках, как уменьшение
и увеличение, как повторение.
Решение проблемы общей структуры мира,
включающего в себя и человека, и состояние,
в котором он находится, представляет
собой относительно самостоятельный вопрос.
Он может решаться в принципе одинаково
при различном подходе к основному вопросу
философии. То есть материализм может
быть метафизическим и диалектическим.
Точно так же и идеализм может быть как
метафизическим, так и диалектическим.
Следовательно, материализм и идеализм,
метафизика и диалектика суть различные
способы раскрытия отношения «человек
- мир». Это отношение является универсальной
проблемой для всех эпох человеческой
истории - от возникновения человека и
до тех пор, пока не прекратится его существование.
Хотя на каждом этапе истории оно наполняется
конкретным содержанием и осознается
по-разному, осмысление его есть необходимое
условие жизнедеятельности общества в
его поступательном развитии.
Типы и способы философского осмысления
мира определяются общими философскими
парадигмами. Именно они акцентируют
внимание на тех или иных сторонах вечных
философских проблем. К таким парадигмам
философствования относят парадигму онтологизма и парадигму
эпистемологизма. Они могут быть обнаружены
в любом историческом типе философии,
при этом одна из них способна играть доминирующую
роль.
Парадигма онтологизма ориентирует
человека в познании и деятельности на
мир вне человека, на мир не только объективный,
но и абсолютный, с которым человек должен
согласовывать как свой ум, так и свои
цели и ценности.
Парадигма эпистемологизма зарождается
в древнегреческой философии, но по-настоящему
развивается в Новое время на основе тезиса
Рене Декарта «Мыслю, следовательно, существую».
Она ориентирует на обоснование достоверности
научного знания. Под ее влиянием развивались
такие черты современной европейской
культуры, как рационализм, технологизм,
операционализм, прагматизм.
Во второй половине XIX века развивается
новая парадигма, как бы соединяющая в
себе онтологическое и эпистемологическое
начала. Она ориентирует на видение действительности,
которая не является ни чистым бытием,
ни чистым мышлением. Эта парадигма повернула
философов к человеку. Она же показала
недоступность познанию разумом неповторимого
и единственного бытия человека как личности
и поставила философию перед необходимостью
поиска объекта, который репрезентовал
бытие человека и был бы доступен человеческому
разуму. Таким бытием выступает культура.
Рождается новая парадигма философского
мышления.
Заключение
Таким образом, мировоззрение - комплексная форма сознания, объемлющая самые разные «пласты» человеческого опыта, - способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.Немецкий философ М. Шелер (1874-1928) характеризовал философию как «знание ради спасения», противопоставив его «знанию ради достижений и господства», т.е. позитивному, - научному и технологичес-кому знанию.Широкие философские обобщения и верная методология помогают нацелить поиски на правильное отражение новейшего этапа истории, выявить особенности различных (и нередко прямо противоположных) социальных образований, дать человеку основные ценностно-мировоззренческие ориентации в нынешнем сложном мире, прогнозировать его дальнейшее развитие.На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Не менее важно и то, что философия помогает формировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы.
Список литературы
1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко 2-е изд., испр. и доп. -- М.: Юристъ, 2011 - 520 с.
2. А.Н. Лощилин, Е.А. Лощилина «Философия. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников по темам: «Предмет философии», «Античная философия». М., 2010
3. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, дополненное: Учеб. пособие для вузов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010. - 608 с.
4. Смирнова Н.Н., Конспект лекций по философии; СПб.: ООО «Издательство “Альфа”», 2010г.
5. СпиркинА.Г. Философия:Учебник. -- М.: Гардарики, 2011. -816с.
6. Кувакин В.А. «Что такое философия?» М.2011 г
7. Ильин И.А. Философия и Жизнь. М.2012 г
8. . Философия Учебник для ВУЗов 2012
9.http://knowledge.allbest.ru/
10.referats.allbest.ru/
11.http://5ballov.qip.ru/
12.http://works.tarefer.ru/91/
Информация о работе Роль философии в жизни общества,ее значение в жизни человека