Роль науки в жизни Общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 12:53, реферат

Описание работы

Философия выступает не просто как констатация сущего мира в том его виде, как он непосредственно предстоит человеку, а раскрывает глубинные слои бытия, открывает мир в его наиболее сущностных и фундаментальных свойствах и характеристиках. Философия стремится выявить полноту возможностей и тем самым обязанностей человека в этом мире.

Содержание работы

Наименование Стр
Введение. Что такое философия. .................. 2
1. Общество как философское понятие.
..................
3
2.Что есть жизнь Общества.
.................. 6
3.Что есть Наука. Наука и необходимость постоянного совершенствования научных знаний, использования открытий в жизни Общества.



..................


6
Заключение. Новые технологии. Модернизация. Инновация.
..................
14
Список литературы .................. 20

Файлы: 1 файл

Реферат Философия Роль науки в жизни Общества.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине "ФИЛОСОФИЯ" 

Группа: ПГЗ-09-02

Студент: Галлямова О.А.

___________________ 

Преподаватель: кандидат философских наук, доцент Даллакян Г.Р.

Оценка_________________

________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа, 2010 

Роль  науки в жизни  Общества 
 

     СОДЕРЖАНИЕ

Наименование   Стр
Введение. Что такое философия. .................. 2
1. Общество  как философское понятие.   
..................
 
3
  1. Что есть жизнь Общества.
.................. 6
  1. Что есть Наука. Наука и необходимость постоянного совершенствования научных знаний, использования открытий в жизни Общества.
 
 
 
..................
 
 
 
6
Заключение. Новые технологии. Модернизация. Инновация.  
..................
 
14
Список  литературы .................. 20
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  науки в жизни  Общества 

Введение. Что такое философия. 

Философия — форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и  решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео — любовь и софия — мудрость).

Философия - это наука о достижении человеком мудрости, форма общественного сознания общества, познание истины и добра, раскрывает точность мировоззрения, изучает различные взгляды на мир и на место в нем человека, философия помогает человеку найти ответы на главные вопросы в его жизни, а также это отрасль культуры.

Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Философия - учение о предельных основаниях бытия вообще и человеческого бытия в первую очередь.

Философия (по И. Канту - одного из основоположников немецкой классической философии) должна дать человеку ответ на следующие вопросы:

Что я  могу знать?

Что я  должен делать?

На что  я могу надеяться?

Что такое  человек, в чем смысл и назначение его бытия?

На протяжении длительного исторического развития философии в ней сформировались относительно самостоятельные и взаимодействующие друг с другом области знания: учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), учение о человеке (философская антропология), учение об обществе (социальная философия), этика, эстетика, философия религии, философия науки, философия истории и др.

Особую  и важную роль в философском постижении мира играют историко-философские исследования.

Философия выступает не просто как констатация сущего мира в том его виде, как он непосредственно предстоит человеку, а раскрывает глубинные слои бытия, открывает мир в его наиболее сущностных и фундаментальных свойствах и характеристиках. Философия стремится выявить полноту возможностей и тем самым обязанностей человека в этом мире. Таким образом, в философии сформулированы теоретическое обоснование программы действий человека в мире, реализации должного или желательного, идеального миропорядка и общего склада человеческой жизни. 

   1. Общество как философское понятие.  

Человек существо общественное. Он с самого своего зарождения живет в Обществе ему подобных людей.

    Сущностью человека, как свидетельствует современная  наука, является его ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Человек занимается трудовой деятельностью, вступая прямо или опосредованно  в ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, совокупность которых и образует общество. В процессе общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид реализует совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие.

    Однако  человек — не только плод развития общества и общественных отношений, он и творец их. Так человек одновременно оказывается и объектом, и субъектом  этих отношений. В нем реализуется  единство, тождество субъекта и объекта.  

    Однако под влиянием частного интереса представления о человеке, мотивах его поведения и жизненных установках менялись. В сочинениях мыслителей все отчетливее зазвучали мотивы индивидуализма, эгоизма и уталитаризма. Не случайно ранний МАРКСИЗМ занялся анализом процесса дегуманизации, наблюдавшегося в капиталистическом обществе. Молодой Маркс исследовал причины отчуждения человека от общества, искал пути его преодоления, восстановления человеческого достоинства, полной реализации его интересов. Приоритетным становился не человек, а общество.

    Эта позиция содержала в себе достаточно справедливого и относительно истинного. Ибо ясно, что человек как таковой  только тогда становится человеком, когда он вступает в многочисленные и постепенно умножавшиеся связи: сначала со своей семьей, затем — со сверстниками, становится членом каких-то социумов: наций, государств и др. Однако подобная точка зрения не бесспорна, в ней заметна односторонность.

    Социализация  человека, вплоть до его «обобществления», включенность без остатка в общественные связи и отношения грозит утратой его личности и индивидуальности. Получается, что человек не первичен, а производен и вторичен по отношению к обществу. Неповторимость, уникальность и самосознание его теряются. Человека начинают рассматривать уже не как цель, а как средство ее достижения. Цель же все больше социализируется, направляется на общество, государство. Отсюда прямая дорога к концепции «винтика», когда человек предстает перед нами как одна из многочисленных деталей сверхчеловеческого, государственного механизма. При этом получается, что не государство существует для человека, а человек — для государства и общества.

Что же такое  Общество, где живет человек и  мы с вами?

Общество, в широком смысле — обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Общество, в узком смысле, — это определенный этап человеческой истории (общественно-экономической формации, межформационные и внутриформационные исторические ступени; например, докапиталистическое общество, раннефеодальное общество), или отдельное индивидуальное общество (социальный организм), например французское общество, советское общество.

В истории  философии и социологии общество часто понималось как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения «социальных инстинктов» (Аристотель), контроля над своими действиями (Гоббс, Руссо) и т. п. Понимание общества как основанного на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов было характерно для буржуазной философии 17 — начала 19 вв. Вместе с тем в 19 в. возникает критика «договорной» теории общества. Между тем со времен Платона, как и его учителя Сократа, ведущей темой исследования и изучения в философии остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство.

    Рассуждения привели некоторых философов к идее обнаружить материальное начало общественной жизни в особых отношениях между людьми, которые возникают вполне стихийно, без всякого предварительного осмысления в сознании людей. Все общественные отношения были разделены на два класса: «идеологический» и «материальный», то есть отношения сознательно создаваемые людьми и отношения стихийно складывающиеся «за спиной» исторических субъектов, не проходящих через их сознание. К числу «идеологических» были отнесены, в частности, политические связи, которые оформляет, к примеру, институт государства, сознательно «изобретаемый» людьми. В числе же «материальных» оказались экономические связи, действительно способные возникать стихийно. 

  1. Что есть жизнь Общества.
 

    Происхождение гражданского общества и последующего социального неравенства следует  искать в частной собственности. «Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказав: «Это мое», - и нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверили, был истинным основателем гражданского общества» (Жан Жак Руссо (1712-1778) философ).

В современных  условиях задачи философии как самосознания эпохи связаны прежде всего с  выработкой сознания, предполагающего ответственность людей перед лицом глобальных проблем, порождаемых современной стадией постиндустриальной, техногенной цивилизации, от которых зависит выживание человечества, - таких, как экологический кризис, расширяющаяся пропасть между небольшой группой наиболее развитых в промышленном и научно-техническом отношении стран и остальной частью человечества, потеря устойчивости и надежности собственно человеческого существования и его духовных оснований и т. д. В этих условиях философия призвана внести свой существенный вклад в выработку консенсуса, согласия в процессе конструктивного взаимодействия различных духовно-культурных позиций и творческого общения их носителей. 

  1. Что есть Наука. Наука  и необходимость  постоянного совершенствования научных знаний, использования открытий в жизни Общества.
 

    Существует  много определений столь уникального  явления, как наука, но в силу её сложности  и многогранности какое-то одно, универсальное  определение вряд ли вообще возможно. На протяжении своей истории она претерпела столько изменений и каждое её положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких было немало, может выразить более или менее точно лишь одну из её сторон. И всё-таки во всех случаях довольно чётко прослеживается выделение двух подходов к пониманию науки, когда её трактуют в широком или узком смысле.

    В широком (собирательном) смысле - это  вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизации объективных знаний о действительности. Здесь понятие «наука», «учёный» не конкретизируются и понимаются как общие, собирательные понятия.

    Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

      Именно в таком контексте нередко  употребляется понятие «наука» применительно к философии а философов называют учёными, что в общем-то правомерно, но, как будет показано ниже, лишь отчасти.

    Для обозначения же конкретных научных  дисциплин, таких, например, как физика, химия, биология, история, математика и др., понятию «наука» придаётся узкий, и, следовательно, более строгий смысл. Здесь наука точно определена, а учёный выступает как узкий специалист, носитель конкретного знания. Он уже не просто учёный, а всегда и обязательно или физик, или химик, или историк, или представитель другой науки, которая непременно представляет собой стройную, строго упорядоченную систему знаний о том или ином объекте (явлении) природы, общества, мышления.

    Каждая  из таких наук имеет специфические, присущие только ей законы и методы, своей, единой для всей этой науки язык, категориальный аппарат и т.п., что позволяет верно описывать и объяснять свершившиеся процессы, адекватно понимать настоящее и с определённой степенью точности предсказывать то, что обязательно наступит или может при определённых обстоятельствах наступить в соответствующей области знаний. Как содержание той или иной науки, так и полученные ею результаты едины для всех культур и народов и никаким образом не зависят от позиции, точки зрения или мировоззренческих установок отдельного учёного. Они передаются как совокупная, проверенная временем и практикой сумма знаний, которую нужно освоить, чтобы в данной области идти дальше.

Информация о работе Роль науки в жизни Общества