Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 12:53, реферат
Философия выступает не просто как констатация сущего мира в том его виде, как он непосредственно предстоит человеку, а раскрывает глубинные слои бытия, открывает мир в его наиболее сущностных и фундаментальных свойствах и характеристиках. Философия стремится выявить полноту возможностей и тем самым обязанностей человека в этом мире.
Наименование Стр
Введение. Что такое философия. .................. 2
1. Общество как философское понятие.
..................
3
2.Что есть жизнь Общества.
.................. 6
3.Что есть Наука. Наука и необходимость постоянного совершенствования научных знаний, использования открытий в жизни Общества.
..................
6
Заключение. Новые технологии. Модернизация. Инновация.
..................
14
Список литературы .................. 20
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ
РЕФЕРАТ
по
дисциплине "ФИЛОСОФИЯ"
Группа: ПГЗ-09-02
Студент: Галлямова О.А.
___________________
Преподаватель: кандидат философских наук, доцент Даллакян Г.Р.
Оценка_________________
________________________
Уфа, 2010
Роль
науки в жизни
Общества
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование | Стр | |
Введение. Что такое философия. | .................. | 2 |
1. Общество как философское понятие. | .................. |
3 |
|
.................. | 6 |
|
.................. |
6 |
Заключение. Новые технологии. Модернизация. Инновация. | .................. |
14 |
Список литературы | .................. | 20 |
Роль
науки в жизни
Общества
Введение.
Что такое философия.
Философия — форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео — любовь и софия — мудрость).
Философия - это наука о достижении человеком мудрости, форма общественного сознания общества, познание истины и добра, раскрывает точность мировоззрения, изучает различные взгляды на мир и на место в нем человека, философия помогает человеку найти ответы на главные вопросы в его жизни, а также это отрасль культуры.
Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Философия - учение о предельных основаниях бытия вообще и человеческого бытия в первую очередь.
Философия (по И. Канту - одного из основоположников немецкой классической философии) должна дать человеку ответ на следующие вопросы:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Что такое человек, в чем смысл и назначение его бытия?
На протяжении
длительного исторического
Особую
и важную роль в философском постижении
мира играют историко-философские
Философия
выступает не просто как констатация сущего
мира в том его виде, как он непосредственно
предстоит человеку, а раскрывает глубинные
слои бытия, открывает мир в его наиболее
сущностных и фундаментальных свойствах
и характеристиках. Философия стремится
выявить полноту возможностей и тем самым
обязанностей человека в этом мире. Таким
образом, в философии сформулированы теоретическое
обоснование программы действий человека
в мире, реализации должного или желательного,
идеального миропорядка и общего склада
человеческой жизни.
1.
Общество как философское
понятие.
Человек существо общественное. Он с самого своего зарождения живет в Обществе ему подобных людей.
Сущностью
человека, как свидетельствует
Однако
человек — не только плод развития
общества и общественных отношений,
он и творец их. Так человек одновременно
оказывается и объектом, и субъектом
этих отношений. В нем реализуется
единство, тождество субъекта и объекта.
Однако под влиянием частного интереса представления о человеке, мотивах его поведения и жизненных установках менялись. В сочинениях мыслителей все отчетливее зазвучали мотивы индивидуализма, эгоизма и уталитаризма. Не случайно ранний МАРКСИЗМ занялся анализом процесса дегуманизации, наблюдавшегося в капиталистическом обществе. Молодой Маркс исследовал причины отчуждения человека от общества, искал пути его преодоления, восстановления человеческого достоинства, полной реализации его интересов. Приоритетным становился не человек, а общество.
Эта позиция содержала в себе достаточно справедливого и относительно истинного. Ибо ясно, что человек как таковой только тогда становится человеком, когда он вступает в многочисленные и постепенно умножавшиеся связи: сначала со своей семьей, затем — со сверстниками, становится членом каких-то социумов: наций, государств и др. Однако подобная точка зрения не бесспорна, в ней заметна односторонность.
Социализация человека, вплоть до его «обобществления», включенность без остатка в общественные связи и отношения грозит утратой его личности и индивидуальности. Получается, что человек не первичен, а производен и вторичен по отношению к обществу. Неповторимость, уникальность и самосознание его теряются. Человека начинают рассматривать уже не как цель, а как средство ее достижения. Цель же все больше социализируется, направляется на общество, государство. Отсюда прямая дорога к концепции «винтика», когда человек предстает перед нами как одна из многочисленных деталей сверхчеловеческого, государственного механизма. При этом получается, что не государство существует для человека, а человек — для государства и общества.
Что же такое Общество, где живет человек и мы с вами?
Общество, в широком смысле — обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Общество, в узком смысле, — это определенный этап человеческой истории (общественно-экономической формации, межформационные и внутриформационные исторические ступени; например, докапиталистическое общество, раннефеодальное общество), или отдельное индивидуальное общество (социальный организм), например французское общество, советское общество.
В истории философии и социологии общество часто понималось как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения «социальных инстинктов» (Аристотель), контроля над своими действиями (Гоббс, Руссо) и т. п. Понимание общества как основанного на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов было характерно для буржуазной философии 17 — начала 19 вв. Вместе с тем в 19 в. возникает критика «договорной» теории общества. Между тем со времен Платона, как и его учителя Сократа, ведущей темой исследования и изучения в философии остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство.
Рассуждения
привели некоторых философов к идее обнаружить
материальное начало общественной жизни
в особых отношениях между людьми, которые
возникают вполне стихийно, без всякого
предварительного осмысления в сознании
людей. Все общественные отношения были
разделены на два класса: «идеологический»
и «материальный», то есть отношения сознательно
создаваемые людьми и отношения стихийно
складывающиеся «за спиной» исторических
субъектов, не проходящих через их сознание.
К числу «идеологических» были отнесены,
в частности, политические связи, которые
оформляет, к примеру, институт государства,
сознательно «изобретаемый» людьми. В
числе же «материальных» оказались экономические
связи, действительно способные возникать
стихийно.
Происхождение
гражданского общества и последующего
социального неравенства
В современных
условиях задачи философии как самосознания
эпохи связаны прежде всего с
выработкой сознания, предполагающего
ответственность людей перед лицом глобальных
проблем, порождаемых современной стадией
постиндустриальной, техногенной цивилизации,
от которых зависит выживание человечества,
- таких, как экологический кризис, расширяющаяся
пропасть между небольшой группой наиболее
развитых в промышленном и научно-техническом
отношении стран и остальной частью человечества,
потеря устойчивости и надежности собственно
человеческого существования и его духовных
оснований и т. д. В этих условиях философия
призвана внести свой существенный вклад
в выработку консенсуса, согласия в процессе
конструктивного взаимодействия различных
духовно-культурных позиций и творческого
общения их носителей.
Существует
много определений столь
В широком (собирательном) смысле - это вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизации объективных знаний о действительности. Здесь понятие «наука», «учёный» не конкретизируются и понимаются как общие, собирательные понятия.
Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Именно в таком контексте
Для обозначения же конкретных научных дисциплин, таких, например, как физика, химия, биология, история, математика и др., понятию «наука» придаётся узкий, и, следовательно, более строгий смысл. Здесь наука точно определена, а учёный выступает как узкий специалист, носитель конкретного знания. Он уже не просто учёный, а всегда и обязательно или физик, или химик, или историк, или представитель другой науки, которая непременно представляет собой стройную, строго упорядоченную систему знаний о том или ином объекте (явлении) природы, общества, мышления.
Каждая из таких наук имеет специфические, присущие только ей законы и методы, своей, единой для всей этой науки язык, категориальный аппарат и т.п., что позволяет верно описывать и объяснять свершившиеся процессы, адекватно понимать настоящее и с определённой степенью точности предсказывать то, что обязательно наступит или может при определённых обстоятельствах наступить в соответствующей области знаний. Как содержание той или иной науки, так и полученные ею результаты едины для всех культур и народов и никаким образом не зависят от позиции, точки зрения или мировоззренческих установок отдельного учёного. Они передаются как совокупная, проверенная временем и практикой сумма знаний, которую нужно освоить, чтобы в данной области идти дальше.