Роль науки в жизни Общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 12:53, реферат

Описание работы

Философия выступает не просто как констатация сущего мира в том его виде, как он непосредственно предстоит человеку, а раскрывает глубинные слои бытия, открывает мир в его наиболее сущностных и фундаментальных свойствах и характеристиках. Философия стремится выявить полноту возможностей и тем самым обязанностей человека в этом мире.

Содержание работы

Наименование Стр
Введение. Что такое философия. .................. 2
1. Общество как философское понятие.
..................
3
2.Что есть жизнь Общества.
.................. 6
3.Что есть Наука. Наука и необходимость постоянного совершенствования научных знаний, использования открытий в жизни Общества.



..................


6
Заключение. Новые технологии. Модернизация. Инновация.
..................
14
Список литературы .................. 20

Файлы: 1 файл

Реферат Философия Роль науки в жизни Общества.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

    Без сомнения, высшее мерило прогрессивности всех общественных явлений — человеческая личность. Исторический прогресс находит свое отражение в развитии и удовлетворении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира, в развитии и удовлетворении потребности жить по благородным нормам истинно человеческой морали — морали высокого уважения к себе и другим. Существенным мерилом исторического прогресса является возрастание свободы в ее разумном употреблении.

    Прогресс  в технике достаточно очевиден. Хотя... Вот крупноблочное строительство — вполне очевидно прогрессивнее дедовских методов. Но выясняется, что железобетон разрушается едва не в 50 лет (корродирует и лопается стальной прут), а старые каменные дома, сложенные вручную, практически вечны. Вывод неоднозначен.

Сегодня мы наблюдаем своеобразное торжество капитализма в планетарном масштабе. Ему удалось пока не подавить, но Стремление к современному уровню развития – вероятно, наиболее всеохватывающая и всепронизывающая черта современного мира. Большинство стран сегодня включены в этот процесс, осуществляя модернизацию или развивая собственные традиции в русле современности.

    В своем развитии теория модернизации прошла условно три этапа: 50—60-е  гг., 60—70-е гг. и 80-90-е гг.

    В целом модернизация в 50—60-х гг. XX столетия представлялась как процесс развития в направлении от традиционного общества к современному. Большинство авторов теории модернизации исходили из идеи технологического детерминизма. Они считали, что в основе общественного развития лежит прогресс в экономике и технологии, ведущий к повышению жизненного уровня и решению социальных проблем (необходимо отметить, что в этот же период создавались теории индустриального общества, основанные на сходных допущениях; эти теории развивались в трудах У. Ростоу, Р. Арона, Д. Белла и др.). Благодаря научно-техническому прогрессу происходит «осовременивание» общества путем перехода от традиционных ценностей и общественных структур к современным, рациональным ценностям и структурам.

Наиболее  развитой, «современной» страной представители теории модернизации считали США, за которыми выстраивались европейские страны. Однако отсталые страны также имели шанс достичь уровня «современности» передовых держав. Теория модернизации объясняла пути и способы решения этой задачи. Для этого выяснялось, насколько «отсталые» общества соответствуют «идеалу», выявлялись некоторые национальные особенности и намечались пути решения проблем.

В эволюции капитализма можно выделить три  этапа модернизации. Первый этап приходится на период его становления (1750—1850). Капитализм в своем развитии опирался на этом этапе на первую промышленную революцию, которая, в свою очередь, была вызвана широким использованием пара как нового источника энергии. Паровая машина обеспечила победу капитализма над феодализмом.

Второй  этап модернизации пришелся на период утверждения и расцвета капитализма  в глобальном масштабе (1850— 1970). Он был  порожден второй промышленной революцией, суть которой заключалась в открытии новых источников энергии. Двигатель  внутреннего сгорания и электромотор обеспечили торжество индустриализма.

Третья  модернизация началась недавно, с середины 1970-х гг., однако является самой глубокой и радикальной. Она в большей  степени отличается от первых двух, нежели те друг от друга, так как опирается не на источник энергии, а на науку и ориентирована на решение нескольких задач, которые в конечном счете воплощают главную цель капитализма — максимизацию прибыли.

    Наряду  с традиционными исследованиями, проводимыми в рамках какой-либо одной отрасли науки, проблемный характер ориентации современной науки вызвал к жизни широкое развёртывание междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных научных дисциплин, подчас относящихся к разным подсистемам науки, конкретное решение которых определяется характером соответствующей проблемы. Примером этого является исследование проблем охраны природы, находящееся на перекрёстке технических наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, математики и других. Такого рода проблемы, возникающие в связи с решением крупных хозяйственных и социальных задач, типичны для современной науки. Результаты таких решений – это формирование и нововведение нового продукта или технологии, иначе – инновация.

Слово «инновация»  является синонимом нововведения, или новшества.

В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом – как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих.

Инновация это превращение  потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Австрийский ученый И.Шумпетер выделял пять типичных изменений (превращений):

  1. использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа);
  2. внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. использование нового сырья;
  4. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. появление новых рынков сбыта.

Эти положения  И.Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его  как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

    Долог и тернист путь человечества. От первобытного стада до современных  социальных систем, от каменного рубила до использования энергии атома, автоматики, электроники и информатики, от стойбища вокруг костра и шалаша до современных гигантских городов, от бродячих сообществ дикарей до великих наций; от примитивных знаний, переплетенных с мифологическими вымыслами, до глубоких и изощренных теорий, от паровой машины до инновационного процесса - процесса преобразования научного знания в инновацию, которая представляет собой цепь событий, в ходе этих событий инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

    1. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928

    2. Баженов Л.Б., Басенец В.Л. и др Философия. Современные проблемы мира и человека: учебное пособие – М., 1995г – 143 с

    3. Бучило Н.Ф., Чушаков А.Н. Философия: учебное пособие – М: ПЕРСЭ, 2003г – 447 с

    4. Скачков Ю.В. Полифункциональность науки // “Вопросы философии”. 1995. №11

    5. Философский энциклопедический словарь

    6. Франк С. Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки.- М. 1996. – 360 с.

    7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 368 с.

    8. Кулагин А. Ориентиры реформирования научной сферы//Экономист. 2000. №2.

  1. Новицкий А. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности//Экономист. 1999. №3.
  2. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.filreferat.ru

Информация о работе Роль науки в жизни Общества