Россия XVIII века: литература, живопись, философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:49, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Петра I сыграла огромную роль в истории русской культуры. В начале XVIII в. происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава I. Русская литература XVIII века…………………………………...…5
Глава II. Изобразительное искусство в России XVIII века…………………7
Глава III. Философия в России. XVIII век……………………………..…….9
Заключение…………………………………………………………………..14
Список используемой литературы………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………….…3

Глава I. Русская литература XVIII века…………………………………...…5

Глава II. Изобразительное искусство в России XVIII века…………………7

Глава III. Философия в России. XVIII век……………………………..…….9

Заключение…………………………………………………………………..14

Список  используемой литературы………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эпоха Петра I сыграла  огромную роль в истории русской  культуры. В начале XVIII в. происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие.

В России в XVIII в. наряду с  укреплением и оформлением сословного строя происходят глубокие изменения  в экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны. В основе этих изменений лежал процесс разложения феодализма и генезиса капиталистических отношений, начавшийся еще в XVII в. Кульминацией этого процесса явилась как раз эпоха Петра I, царя-преобразователя. При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм, Петр был провозглашен императором, что означало усиление власти самого царя, он стал монархом самодержавным и неограниченным.

В этот период также продолжалась борьба между верховной и светской властью и церковью. В 1721 г. была учреждена Духовная коллегия, или Синод, что свидетельствовало о полном подчинении церкви государству.

Для Европы XVIII век был веком Просвещения. Российские просветители, такие как Н.И.Новиков, Д.И. Фонвизин, А.Н.Радищев начали великое дело просвещения русского общества, следуя правилам и идеям европейского Просвещения.

Европейский путь развития России окупался дорогой ценой –  разрыва с народными традициями, с народом, что, так или иначе сказалось на развитии культуры, и литературы в честности. Боль и стыд за народ, страдающий в рабстве, вина людей-гуманистов, которые живут в этой стране и невольно участвуют в угнетении народа. Все это сформировало и людей эпохи Просвещения и следующего поколения русских писателей и деятелей культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Русская литература XVIII века.

 

В русской литературе XVIII века отразились изменения в общественной жизни России, которые связаны с деятельностью Петра I. В этот период начинают издавать больше книг научного и публицистического содержания. В русский язык входят многие иностранные слова, которые обозначали новые для русских людей понятия. Одновременно по указанию царя книги начинают писать не на церковнославянском, а на общеупотребительном русском языке. Многие жанры литературы XVIII века были заимствованы из XVII века: драма, повесть и виршевая поэзия. Однако новые условия жизни порождают и новый образ литературного героя, поэтому форма и язык произведений, написанных в этих жанрах, также меняются в соответствии с требованиями времени. Появляются и новые жанры, например, любовная лирика.

В середине XVIII века русская  литература испытала сильное влияние  классицизма — литературного  направления, сложившегося в Западной Европе и взявшего образцами произведения античной Греции и Рима. В соответствии с традициями классицизма существуют «высокие» и «низкие» жанры литературы. К первым относились трагедии, оды и поэмы, ко вторым — комедии, сатиры и басни. Произведения каждого жанра создавались в соответствии с четкими принципами, смещение жанров не допускалось. Произведения «высоких» жанров писались возвышенным языком, в них разрабатывался определенный круг тем, которые отражали значимые события из истории и мифологии, а героями могли быть только правители, прославленные исторические деятели и легендарные персонажи. В произведениях «низких» жанров допускался обыкновенный разговорный язык, сюжеты были более близки простому народу.

Русский классицизм, хотя следовал основным правилам этого литературного направления, все же имел ряд особенностей. Во-первых, в произведениях русских классицистов чувствуется тесная связь с современной действительностью. Во-вторых, в русском классицизме значительное место принадлежит такому жанру, как сатира. В-третьих, многие произведения русских писателей XVIII века создавались на основе отечественных сюжетов, что свидетельствует об интересе к родной истории.

Также, в этот период появляется новое литературное направление - сентиментализм (представители - М.Херасков, М.Муравьев, Н.Карамзин, И. Дмитриев и др.), характеризуемый повышенным интересом к внутреннему миру человека. Сентименталисты считали, что человек по природе добр, лишен ненависти, коварства, жестокости, что на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в общество. Отсюда вера сентименталистов в то, что именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества. В произведениях того времени главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию.  
Российская действительность вторглась и в мир поэзии, показав, что только в единстве общего и личного, причем при подчинении личного общему, может состояться гражданин и человек. Это доказал в своем творчестве "отец русских поэтов" Г.Р. Державин, который сумел своими произведениями показать, что все стороны жизни достойны поэзии.  
Но в поэзии конца XVIII века понятие "русский человек" отождествлялась лишь с понятием "русский дворянин". Державин сделал только первый шаг в понимании национального характера, показав дворянина и на службе Отечеству, и в домашней обстановке. Цельность и полнота внутренней жизни человека еще не были раскрыты.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Изобразительное искусство в России XVIII века.

 

История русского искусства  в начале XVIII века претерпела перелом. Древнерусское искусство сменилось новым «европейским» искусством. Иконопись уступила место живописи. Петр I посылает за границу учеников постигать европейское искусство и наиболее известные из них – гравер Алексей Зубов и портретист Иван Никитин – положили начало в русском реалистическом искусстве. Начало XVIII века явилось решающим для русской живописи. Именно этот период утвердил замену древних художественных традиций. Прибытие из-за границы крупнейших мастеров является ключевым в развитии всех видов искусств в России.

Развитие иконописи  в древнерусском стиле остановилось, новая церковная живопись была подчинена  новой церковной архитектуре. Иконы  утратили свой стиль: они стали просто картинами на религиозные темы. В это время многие петровские «пенсионеры» после обучения за границей возвращаются в Россию. За рубежом они обучались «портретной» и «исторической» живописи.

Менялся не только изобразительный  язык, но и вся образная система. Иными становились цели и место художника в общественной жизни страны. Развивались новые жанры, особенно благоприятные условия возникли для портрета. Интерес к изображению «парсуна» (персона) возник на Руси уже во второй половине XVII века. Изобразительный язык парсуны во многом условен: фигура, почти сливающаяся с фоном, трактовалась плоскостно, гамма красок темна. Художник еще учится всматриваться в черты лица, улавливать и передавать на холсте портретное сходство, пытается через внешний облик понимать человека. Традиции парсуны еще довольно долго будут жить в портрете XVIII века, вплоть до середины столетия.

Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых  форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. Расцвет искусства середины XVIII века совпадает с подъемом всей национальной культуры, представленной именами Ломоносова, Новикова, Сумарокова, Радищева. Начиная с петровского времени, русская культура развивалась под влиянием идей просветительства, и портретное искусство стало воплощением нового идеала человеческой личности, возникшего в передовых кругах русского общества. 

Крупнейшие мастера  того времени – Антропов и Аргунов, самостоятельно овладевали приемами портретного  искусства. В отличие от иностранцев, они стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.  
Во второй половине XVIII века дальнейшее развитие идей просветительства определило высокое представление о назначении человека и наполнило искусство гуманистическим содержанием. Выдающиеся художники того времени – Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский оказали глубокое воздействие на развитие портретного искусства.  
      
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Философия в России. XVIII век. 

 

 

  XVIII в.  стал заметной вехой в истории  русской философской мысли и культуры, наук и ремесел. В это время был учрежден Московский Университет, а в нем основан философский факультет. Философия стала обретать светский характер, а наибольшие влияние на нее развитие в то время оказывали французские и немецкие мыслители. В философии все больше утверждался европейский тип мышления рациональный по своей сути.

Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в XVIII веке внес М.В. Ломоносов. Он заложил прочную основу материалистической традиции в русской науке и философии, основал новые отрасли научного познания и практики. Им были сделаны крупные открытия в естествознании, предложен ряд проектов по развитию промышленности, земледелия и торговли. Ломоносов стоял у истоков образованного в 1755 году первого в стране Московского университета.

В философском осмыслении окружающей природы Ломоносова придерживался  идей и принципов античного атомизма. Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. Материю Ломоносов характеризовал как нечто «протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части». Она есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Все свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение, покой и д.р.) обусловлены ее внутренней природой, а не воздействием неких сверхъестественных сил.

По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежат  мельчайшие частицы (атомы), из которых  и слагаются все вещи. Природные  тела занимают определенное место в  пространстве и обладают протяженностью, тяжестью, инерцией и иным «первичными» свойствами. К числу же «вторичных» свойств Ломоносов относил тепло и холод, цвет, запах и вкус, которые выражают определенные состояние тел. Материальным телам присуще также движение - вращательное, поступательное и колебательное. Исследуя природу, Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения. Он пришел к выводу о том, что совокупное количество вещества в ходе реакции не увеличивается и не уменьшается, а всегда остается одним и тем же. Этот же вывод ученый распространил и на движение. «...Все встречающиеся в природе изменения, - писал он, - происходят так, что если к чему- либо нечто прибавилось, то это отнимется у чего-то другого... сколько материи прибавляется какому - либо телу, стока же теряется у другого ... тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».

Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будит завершено. В непрестанном изменении и развитии находятся и природа, и весь мир в целом. Планета Земля тоже никогда не была в нынешнем состоянии. Ученый высказал идею бесконечности и неисчерпаемости мира. В 1761 году им было обнаружено наличие атмосферы вокруг Венеры. Он считал, что научное познание должно опираться как данные органов чувств и опыта, так и на силу разума. Большое значение в научном исследовании призваны играть гипотезы, которые стимулируют поиск истины.

Творчество В.М. Ломоносов  оказало большое влияние на последующее  развитие русской науки, философии  и образования. С его именем можно  связывать формирование в России философии естествознания.

Важную роль в русском  Просвещении сыграл А.Н. Радищев, - писатель, философ и просветитель. В 1870 году он опубликовал книгу « Путешествие из Петербурга в Москву», за что был приговорен к смертной казни (в книге критиковалось крепостное право России) и отправлен в ссылку. Им был также написан философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Отмечая гражданскую смелость Радищева, Н.А. Бердяев окрестил его «первым интеллигентом» в России. Радищев называл крепостные порядки «наипротивнейшим человечеству естеству состоянием». Порабощение человека является преступлением перед ним - такова основная мысль автора «Путешествие из Петербурга в Москву». Крепостной строй не только противоречит естественным правам человека, но и совершенно неэффективен в экономическом отношении. Угнетение человека человеком безнравственно и являет собой зверский обычай, порождающий «сердце окаменелое и души отсутствие совершенное». Так же критически Радищев относился и к самодержавию. Он характеризовал этот строй как препятствие общественному прогрессу в России. По убеждению писателя, самодержавие представляет собой сферу беспредельной власти, царство произвола. Вот почему народ имеет естественное право на революцию как способ защиты своих жизненных интересов и человеческого достоинства. Революция - эо радикальный способ ломки крепостного строя и самодержавия. Тиран должен быть предан смерти, а его деспотичная власть заменена народным суверенитетом.

В своих философских  взглядах Радищев придерживался  в основном материалистического  мировоззрения. В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» он рассматривал окружающую природу как многообразие различных форм «телесности» (материи), сотворенных из хаоса всесильным Божеством. Природа состоит из множества предметов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне и независимо от человека и человечества, порождает в ходе своей эволюции все более развитые существа. Человек, эта "совершеннейшая из тварей", представляет собой произведение природы. Ему присущи наличие разума и речи, способности к общественной жизни («соучастие» в ней). Большую роль в становлении человека и его последующей дельности сыграла рука как орудие труда. Что касается души то после смерти тела возрождается в других телах, и это делает человеческий род бессмертным. По убеждению Радищева, основной; движущей силой общества является человеческий разум различных явлениях — наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играет как народ, так и выдающиеся личности. Любой народ способен к прогрессу и имеет для этого все необходимые предпосылки и способности.

Информация о работе Россия XVIII века: литература, живопись, философия