Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:49, контрольная работа
Эпоха Петра I сыграла огромную роль в истории русской культуры. В начале XVIII в. происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие.
Введение…………………………………………………………………….…3
Глава I. Русская литература XVIII века…………………………………...…5
Глава II. Изобразительное искусство в России XVIII века…………………7
Глава III. Философия в России. XVIII век……………………………..…….9
Заключение…………………………………………………………………..14
Список используемой литературы………………………………………..15
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Русская литература XVIII века…………………………………...…5
Глава II. Изобразительное искусство в России XVIII века…………………7
Глава III. Философия в России. XVIII век……………………………..…….9
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха Петра I сыграла огромную роль в истории русской культуры. В начале XVIII в. происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие.
В России в XVIII в. наряду с
укреплением и оформлением
В этот период также продолжалась борьба между верховной и светской властью и церковью. В 1721 г. была учреждена Духовная коллегия, или Синод, что свидетельствовало о полном подчинении церкви государству.
Для Европы XVIII век был веком Просвещения. Российские просветители, такие как Н.И.Новиков, Д.И. Фонвизин, А.Н.Радищев начали великое дело просвещения русского общества, следуя правилам и идеям европейского Просвещения.
Европейский путь развития
России окупался дорогой ценой –
разрыва с народными
Глава I. Русская литература XVIII века.
В русской литературе XVIII века отразились изменения в общественной жизни России, которые связаны с деятельностью Петра I. В этот период начинают издавать больше книг научного и публицистического содержания. В русский язык входят многие иностранные слова, которые обозначали новые для русских людей понятия. Одновременно по указанию царя книги начинают писать не на церковнославянском, а на общеупотребительном русском языке. Многие жанры литературы XVIII века были заимствованы из XVII века: драма, повесть и виршевая поэзия. Однако новые условия жизни порождают и новый образ литературного героя, поэтому форма и язык произведений, написанных в этих жанрах, также меняются в соответствии с требованиями времени. Появляются и новые жанры, например, любовная лирика.
В середине XVIII века русская литература испытала сильное влияние классицизма — литературного направления, сложившегося в Западной Европе и взявшего образцами произведения античной Греции и Рима. В соответствии с традициями классицизма существуют «высокие» и «низкие» жанры литературы. К первым относились трагедии, оды и поэмы, ко вторым — комедии, сатиры и басни. Произведения каждого жанра создавались в соответствии с четкими принципами, смещение жанров не допускалось. Произведения «высоких» жанров писались возвышенным языком, в них разрабатывался определенный круг тем, которые отражали значимые события из истории и мифологии, а героями могли быть только правители, прославленные исторические деятели и легендарные персонажи. В произведениях «низких» жанров допускался обыкновенный разговорный язык, сюжеты были более близки простому народу.
Русский классицизм, хотя следовал основным правилам этого литературного направления, все же имел ряд особенностей. Во-первых, в произведениях русских классицистов чувствуется тесная связь с современной действительностью. Во-вторых, в русском классицизме значительное место принадлежит такому жанру, как сатира. В-третьих, многие произведения русских писателей XVIII века создавались на основе отечественных сюжетов, что свидетельствует об интересе к родной истории.
Также, в этот период появляется новое литературное
направление - сентиментализм (представители
- М.Херасков, М.Муравьев, Н.Карамзин, И.
Дмитриев и др.), характеризуемый повышенным
интересом к внутреннему миру человека.
Сентименталисты считали, что человек
по природе добр, лишен ненависти, коварства,
жестокости, что на основе врожденной
добродетели складываются общественные
и социальные инстинкты, объединяющие
людей в общество. Отсюда вера сентименталистов
в то, что именно природная чувствительность
и добрые задатки людей являются залогом
идеального общества. В произведениях
того времени главное место стало отводиться
воспитанию души, нравственному совершенствованию.
Российская действительность вторглась
и в мир поэзии, показав, что только в единстве
общего и личного, причем при подчинении
личного общему, может состояться гражданин
и человек. Это доказал в своем творчестве
"отец русских поэтов" Г.Р. Державин,
который сумел своими произведениями
показать, что все стороны жизни достойны
поэзии.
Но в поэзии конца XVIII века понятие "русский
человек" отождествлялась лишь с понятием
"русский дворянин". Державин сделал
только первый шаг в понимании национального
характера, показав дворянина и на службе
Отечеству, и в домашней обстановке. Цельность
и полнота внутренней жизни человека еще
не были раскрыты.
Глава II. Изобразительное искусство в России XVIII века.
История русского искусства в начале XVIII века претерпела перелом. Древнерусское искусство сменилось новым «европейским» искусством. Иконопись уступила место живописи. Петр I посылает за границу учеников постигать европейское искусство и наиболее известные из них – гравер Алексей Зубов и портретист Иван Никитин – положили начало в русском реалистическом искусстве. Начало XVIII века явилось решающим для русской живописи. Именно этот период утвердил замену древних художественных традиций. Прибытие из-за границы крупнейших мастеров является ключевым в развитии всех видов искусств в России.
Развитие иконописи
в древнерусском стиле
Менялся не только изобразительный язык, но и вся образная система. Иными становились цели и место художника в общественной жизни страны. Развивались новые жанры, особенно благоприятные условия возникли для портрета. Интерес к изображению «парсуна» (персона) возник на Руси уже во второй половине XVII века. Изобразительный язык парсуны во многом условен: фигура, почти сливающаяся с фоном, трактовалась плоскостно, гамма красок темна. Художник еще учится всматриваться в черты лица, улавливать и передавать на холсте портретное сходство, пытается через внешний облик понимать человека. Традиции парсуны еще довольно долго будут жить в портрете XVIII века, вплоть до середины столетия.
Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. Расцвет искусства середины XVIII века совпадает с подъемом всей национальной культуры, представленной именами Ломоносова, Новикова, Сумарокова, Радищева. Начиная с петровского времени, русская культура развивалась под влиянием идей просветительства, и портретное искусство стало воплощением нового идеала человеческой личности, возникшего в передовых кругах русского общества.
Крупнейшие мастера
того времени – Антропов и Аргунов,
самостоятельно овладевали приемами портретного
искусства. В отличие от иностранцев, они стремились преодолеть поверхностное
восприятие натуры и создавали произведения,
полные энергии, выразительности и яркой
красочности.
Во второй половине XVIII века дальнейшее
развитие идей просветительства определило
высокое представление о назначении человека
и наполнило искусство гуманистическим
содержанием. Выдающиеся художники того
времени – Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский
оказали глубокое воздействие на развитие
портретного искусства.
Глава III. Философия в России. XVIII век.
XVIII в. стал заметной вехой в истории русской философской мысли и культуры, наук и ремесел. В это время был учрежден Московский Университет, а в нем основан философский факультет. Философия стала обретать светский характер, а наибольшие влияние на нее развитие в то время оказывали французские и немецкие мыслители. В философии все больше утверждался европейский тип мышления рациональный по своей сути.
Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в XVIII веке внес М.В. Ломоносов. Он заложил прочную основу материалистической традиции в русской науке и философии, основал новые отрасли научного познания и практики. Им были сделаны крупные открытия в естествознании, предложен ряд проектов по развитию промышленности, земледелия и торговли. Ломоносов стоял у истоков образованного в 1755 году первого в стране Московского университета.
В философском осмыслении
окружающей природы Ломоносова придерживался
идей и принципов античного
По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежат мельчайшие частицы (атомы), из которых и слагаются все вещи. Природные тела занимают определенное место в пространстве и обладают протяженностью, тяжестью, инерцией и иным «первичными» свойствами. К числу же «вторичных» свойств Ломоносов относил тепло и холод, цвет, запах и вкус, которые выражают определенные состояние тел. Материальным телам присуще также движение - вращательное, поступательное и колебательное. Исследуя природу, Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения. Он пришел к выводу о том, что совокупное количество вещества в ходе реакции не увеличивается и не уменьшается, а всегда остается одним и тем же. Этот же вывод ученый распространил и на движение. «...Все встречающиеся в природе изменения, - писал он, - происходят так, что если к чему- либо нечто прибавилось, то это отнимется у чего-то другого... сколько материи прибавляется какому - либо телу, стока же теряется у другого ... тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».
Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будит завершено. В непрестанном изменении и развитии находятся и природа, и весь мир в целом. Планета Земля тоже никогда не была в нынешнем состоянии. Ученый высказал идею бесконечности и неисчерпаемости мира. В 1761 году им было обнаружено наличие атмосферы вокруг Венеры. Он считал, что научное познание должно опираться как данные органов чувств и опыта, так и на силу разума. Большое значение в научном исследовании призваны играть гипотезы, которые стимулируют поиск истины.
Творчество В.М. Ломоносов оказало большое влияние на последующее развитие русской науки, философии и образования. С его именем можно связывать формирование в России философии естествознания.
Важную роль в русском Просвещении сыграл А.Н. Радищев, - писатель, философ и просветитель. В 1870 году он опубликовал книгу « Путешествие из Петербурга в Москву», за что был приговорен к смертной казни (в книге критиковалось крепостное право России) и отправлен в ссылку. Им был также написан философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Отмечая гражданскую смелость Радищева, Н.А. Бердяев окрестил его «первым интеллигентом» в России. Радищев называл крепостные порядки «наипротивнейшим человечеству естеству состоянием». Порабощение человека является преступлением перед ним - такова основная мысль автора «Путешествие из Петербурга в Москву». Крепостной строй не только противоречит естественным правам человека, но и совершенно неэффективен в экономическом отношении. Угнетение человека человеком безнравственно и являет собой зверский обычай, порождающий «сердце окаменелое и души отсутствие совершенное». Так же критически Радищев относился и к самодержавию. Он характеризовал этот строй как препятствие общественному прогрессу в России. По убеждению писателя, самодержавие представляет собой сферу беспредельной власти, царство произвола. Вот почему народ имеет естественное право на революцию как способ защиты своих жизненных интересов и человеческого достоинства. Революция - эо радикальный способ ломки крепостного строя и самодержавия. Тиран должен быть предан смерти, а его деспотичная власть заменена народным суверенитетом.
В своих философских взглядах Радищев придерживался в основном материалистического мировоззрения. В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» он рассматривал окружающую природу как многообразие различных форм «телесности» (материи), сотворенных из хаоса всесильным Божеством. Природа состоит из множества предметов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне и независимо от человека и человечества, порождает в ходе своей эволюции все более развитые существа. Человек, эта "совершеннейшая из тварей", представляет собой произведение природы. Ему присущи наличие разума и речи, способности к общественной жизни («соучастие» в ней). Большую роль в становлении человека и его последующей дельности сыграла рука как орудие труда. Что касается души то после смерти тела возрождается в других телах, и это делает человеческий род бессмертным. По убеждению Радищева, основной; движущей силой общества является человеческий разум различных явлениях — наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играет как народ, так и выдающиеся личности. Любой народ способен к прогрессу и имеет для этого все необходимые предпосылки и способности.
Информация о работе Россия XVIII века: литература, живопись, философия