Русская философия 17 – 19 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:04, реферат

Описание работы

С самого начала своего зарождения русская философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 году.
Русская философия впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли в христианизированном виде. При этом она с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в 9 веке Кириллом и Мефодием. Характерной особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры.
Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры.

Содержание работы

Введение………………………………….……………………………….……….3
1 Русская философия 17 – 19 веков……………………………….……………..5
2 Философия русских революционных демократов……………………………8
3 Религиозная философия конца 19 – начала 20 столетия……………………13
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

реферат русская философия.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее ярким выразителем  этого течения – Александр  Иванович Герцен (1812 – 1870) . Он получил  солидное естественнонаучное образование  и много занимался философскими вопросами естествознания.

Важная часть творчества А. И. Герцена – социальная проблематика и тема личности. Природа, по Герцену, существует независимо от человека, она есть единство многообразия. Законы мышления являются отражением законов бытия, а диалектика составляет основной метод научного познания и способ мышления.

Человек – часть природы и подчинен ее законам. Ценность любой личности заключена в разумном и нравственно – свободном '' деянии '', в котором человек достигает своего действительного существования.

Существует взаимодействие между личностью и социальной средой; личность создается средой и событиями, но последние несут на себе ее отпечаток. Он много размышлял о судьбе русского народа и постоянно подчеркивал различие между крепостным и помещиком.

Разрабатывая теорию '' русского социализма '', Герцен писал, что борьба крестьян неизбежно приведет Россию к победе социализма, минуя капитализм.

Так же, как и Герцен, на ''русский социализм '' и революционное  преобразование общества ориентировался Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889). Как революционный демократ, он выражал интересы угнетенного крестьянства и рассматривал народные массы как главную движущую силу истории.

Свою философскую концепцию  Чернышевский сознательно ставил на службу революционной демократии. В  области философии он стоял на позиции материализма, полагая, что природа существует до сознания и независимо от него.

Чернышевский подчеркивал  неуничтожимость материи и движения и их связь с пространством  и временем, как формами существования  материи. Однако при этом к понятию  материи он подходил с естественно - научных, а не философских позиций, истолковывая ее как вещество.

Для Чернышевского человек  есть, прежде всего, природное существо, хотя это и высшее проявление природы, что он состоит из '' единой натуры '', и вся духовная деятельность человека есть проявление его материальной субстанции. Сознание человека связано, прежде всего, с его биологической природой и физиологией.

В конце 60-х – начале 70-х годов 19 века в России складывается мировоззрение народничества. Общей  чертой их идеологии было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России.

Основными выразителями этого мировоззрения  были Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин.

В вопросах политической программы общественной борьбы различные  течения внутри народничества объединял  общий лозунг – '' земля и воля '', стремление к социальной (социалистической) революции в России и общественному  строю, основанному на коллективной собственности и коллективном труде.

Хотя философско - методологическая основа ведущих идеологов народничества  была различной; непоследовательный позитивизм (Михайловский и Лавров), материализм (Ткачев).

Лидер и ведущий теоретик либерального народничества Николай Константинович Михайловский (1842 – 1904). Он является одним из главных создателей субъективного метода в социологии.

Субъективизм в социальном познании вытекает у него из необходимости  рассматривать социальные процессы '' с точки зрения великой двуединой правды'' - '' правды- истины '' и '' правды-справедливости ''.

Сущность '' субъективного  метода '' в социальном познании заключается  в том, что субъективное понятие, оценку событий необходимо включается в познание; что в области общественных явлений познание '' неизбежно и теснейшим образом связано с нравственной оценкой '', что здесь '' нет абсолютной истины, есть только истина для человека ''.

 

 

 

 

 

 

3 Религиозная философия конца 19 – начала 20 столетия

 

Русская религиозная  философия занимала особое место практически во всей истории отечественной общественной мысли, начиная еще с эпохи Киевской Руси.

Расцвет же этой философии  пришелся на конец 19 и первое двадцатилетие 20 веков. В этот период она развивалась  в качестве своеобразной альтернативы по отношению к философии Запада с ее культом разума и техники, духом антропоцентризма и прагматизма.

Русская религиозная  философия представляет собой специфическое  мировоззрение, в рамках которого были осмыслены традиционные вопросы, касающиеся мира и бытия человека в нем, общественной жизни и исторического процесса.

Ее духовным источником было православие, а в центре внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношение  между ними.

По сути дела, это был  философский идеализм, нередко религиозно-мистического толка. Этот период получил название Русского Ренессанса, или '' серебряного века '' отечественной философии. Николай Федорович Федоров (1828 – 1903) – представитель русского космизма и гуманизма.

Основное его учение изложено в труде '' Философия общего дела ''. В нем религиозный мистицизм автора соединяется с верой в силу и мощь науки, и творческие возможности человека.

Основной вопрос его  философии сводится к тому, чтобы  найти ''потерянный смысл жизни, понять цель, для которой существует человек, и устроить жизнь, сообразно с ней''.

Федорова мучают два  вопроса; людская разобщенность, господство частной собственности и индивидуализма и память о тех, кто ушел из жизни, невозможность забыть их.

Его позиция состоит  в отрицании и эгоизма, и альтруизма. Важно жить не для себя или для других, а ''со всеми и для всех''.

Под ''всеми'' подразумеваются  ушедшие предки (''отцы'') и потомки (''дети''). Для Федорова, чтобы победить все несовершенство и зло человеческих отношений, нужно, прежде всего, победить смерть как торжество зла и самой безнравственной силы.

С этим связана необходимость  воскрешения предков и достижения бессмертия на основе использования  успехов науки и техники и  регулирования природы и социальной среды.

Достижение бессмертия, по мнению Федорова, приведет к всеобщему братству людей в космическом масштабе. Основой его морали служит взаимная ответственность поколений - ''детей'' и ''отцов'', предков и потомков. Человек в этом мире и во всем космосе не пропадает и влияет на всю жизнь в ее целостности.

Философия Владимира Сергеевича Соловьева (1853 – 1900) охватывает метафизику, историософию и философскую антропологию. Большое влияние на его творчество оказал Н. Ф. Федоров, которого сам Соловьев признавал ''своим учителем и отцом духовным''.

Соловьев называет свое учение философией ''всеединства''. Под влиянием идей Федорова Соловьев утверждает нерасторжимую связь поколений как опору нравственности.

Основой нравственного  прогресса, поведения человека, его  воспитания и всей педагогики является, по его мнению, '' нерасторжимая связь поколений, поддерживающих друг друга в прогрессивном исполнении одного общего дела – приготовления к явному Царству божию и к воскресению всех ''.

Идея - воскресения всех – делает для Соловьева реальной взаимную ответственность и нравственную солидарность всех перед всеми, живых перед мертвыми и мертвых перед живыми.

Он связывает свою концепцию нравственности с религией, но в отличие от религиозных догматов, он выводит понятие Бога из понятия  добра, а не наоборот, понятие добра  из понятия Бога.

Нравственность, по Соловьеву, имеет различные проявления. Низшим ее предметом является право. Это  минимум нравственности.

Высшее ее проявление, которое и составляет собственный  предмет философии, является любовь. Это – максимум нравственности. Философия нравственности, таким образом, вполне естественно переходит в философию любви.

Любовь может быть разных видов – от низшей (''адской '' и животной) любви до божественной.

Смысл и значение человека и человечества состоит в том, чтобы встать на путь высшей, божественной любви, которая и есть истинная, безусловная любовь и имеет абсолютное значение для человеческой индивидуальности. Человек, вставший на путь такой любви, вступил на путь '' Богочеловека ''.

Соединение себя с  Богом, обладающим бесконечным и  всеобъемлющим значением – это шаг к единству себя и другого и вместе с тем со всеми другими и со всем миром.

Другими словами, соединение себя с Богом – это путь к  всеединству. Так как Бог вечен  и неразделен, существует во всем и  всегда, то, следовательно, через божественную любовь и осуществляется, прежде всего, утверждение отдельной индивидуальности, единого в целостности, т.е. достигается всеединство. На этой основе у Соловьева осуществляется переход к третьей стадии развития его философии – философии всеединства.

Таким образом, философия  нравственности переходит у него в философию любви, как высшему  проявлению нравственности; а философия  любви – в философию всеединства, ибо в приобщении к нему и состоит  высший смысл любви.

Идея всеединства Соловьева  является основанием для нравственного поведения человека, который включен в единый и универсальный порядок, охватывающий космический, исторический и индивидуальный процессы.

По Соловьеву существует '' абсолютный всеобъемлющий план '', которому подчинено развитие и движение всего в мире и только наше неведение оставляет нам иллюзорную свободу действий.

Соловьев здесь высказывает  идею провиденциализма. Она связывается  у него не с отрицанием активности индивида, а, напротив, с требованием  его '' моральной активности '' в историческом процессе и развитием индивидуальности.

Каждый человек должен постоянно стремиться к самоутверждению  и раскрытию своей индивидуальности, к единству морали и нравственности, должного и сущего.

Соловьев внес значительный вклад в объяснение и развитие такого понятия и феномена национального самосознания, как ''русская идея ''.

Он приходит к выводу, что русская идея и исторический долг России заключается в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной троицы – органического единства церкви, государства и общества. Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духовным ренессансом начала 20 века.

Рассмотрим лишь взгляды  Николая Александровича Бердяева (1874 – 1948), как наиболее типичного философа этого периода, виднейшего представителя русской религиозной философии.

По его собственному признанию, он является философом ''экзистенциального  типа''. ''Философия, - пишет он, - есть наука о духе. Однако наука о  духе есть, прежде всего, наука о  человеческом существовании. Именно в человеческом существовании раскрывается смысл бытия ''.

Суть экзистенциальной философии Бердяева – ''познание смысла бытия через субъекта'', т.е. человека. Поэтому в центре его творчества находится проблема человека, философская  антропология.

Философия Бердяева дуалистична  и включает противоположные начала; дух и природа, свобода и детерминация, субъект и объект, личность и общество, Царство Бога и царство Кесаря. На этом дуализме и строится вся  философская антропология Бердяева. Бытие проявляется и открывается в человеке и через человека. Он есть микрокосмос и микротеос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным, свободным и творческим. Но в то же самое время он является существом природным и ограниченным.

Человек, таким образом, есть пересечение двух миров –  высшего и низшего. Одна сторона  его связана со свободой, творчеством, личностью, Богом, другая – с необходимостью, природой, материей.

На этой основе Бердяев  различает понятия ''личность'' и ''индивид''; ''Личность следует отличать от индивида, - пишет он. – Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества ''. 4Человеку изначально присуща свобода, которая не детерминирована ''ни снизу, ни сверху''. Со стороны этой свободы, которая объясняет возможность творчества в мире, человек и выступает как личность.

Двойственная природа  человека выражается также и в  том, что ''он есть бесконечность в  конечной форме, синтез бесконечного и конечного''. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность – с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира, дух и свобода.

Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращается в отрицание Бога и самообожествление человека. Если нет Бога, то нет победы над смертью, все лишено смысла.

Двойственная природа  человека рождает, по Бердяеву, вечное противоречие и весь трагизм человеческого  существования; как существо духовное, человек свободен, а как существо природное, общественное и государственное - он подчинен необходимости и не может вырваться за ее рамки.

Трагическая борьба и  противоречие между свободой и необходимостью, ''царством Духа'' и ''царством Кесаря'' неразрешимы в этом мире. Свобода человека – это его сущность, связанная с его духом, это его ''внутренняя творческая энергия''.

Информация о работе Русская философия 17 – 19 веков