Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:04, реферат
С самого начала своего зарождения русская философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 году.
Русская философия впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли в христианизированном виде. При этом она с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в 9 веке Кириллом и Мефодием. Характерной особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры.
Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры.
Введение………………………………….……………………………….……….3
1 Русская философия 17 – 19 веков……………………………….……………..5
2 Философия русских революционных демократов……………………………8
3 Религиозная философия конца 19 – начала 20 столетия……………………13
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………...21
Именно в ней главный источник трагизма жизни, ибо основанная не на природе, а на духе, она постоянно отягощена и ограничена природой человека.
Речь идет о неразрешимом в этом дуалистическом мире противоречии жизни человека – между бесконечным и конечным в нем, между духом и природой, между творчеством и смертью.
И в этой неразрешимости, по Бердяеву, весь смысл трагичности человеческого существования. Важнейшей для философа является проблема творчества. Творчество – это главное предназначение человека, причем речь идет о творчестве в философском смысле – о ''миротворчестве'', которое находит свою ''объективацию'' в культуре, науке, искусстве и т. д. При этом обнаруживается существенное противоречие самого творчества.
В акте творчества человек свободен, он преодолевает отчуждение, - низший мир – природный и социальный, не являющийся подлинным бытием, который он называет ''объективацией''. Но в результате творчества человек опять возвращается в сферу ''объективации'', которая всегда ''антиперсоналистична'', обезличивает человека, создает психологию раба.
С философской антропологией связана и социальная философия Бердяева, понимание им отношения между личностью и обществом. Общество – объективация человеческих отношений, чуждая человеческому духу и свободе реальность.
При этом с точки зрения его экзистенциальной философии, ''общество является частью личности, ее социальной стороной'', а не личность - частью общества. Объективированное общество подавляет личность, в нем царит разобщение людей.
В таком обществе существует коммуникация, но нет общения, личность существует только как функция, господствует всеобщее отчуждение, власть техники и государства.
В этой связи он пишет; ''Высшим типом общества является общество, в котором объединены принцип личности и принцип общности. Такой тип общества можно было бы назвать персоналистическим социализмом''. В таком обществе за каждой личностью признается абсолютная ценность.
Бердяев выступает как против изолированного индивидуализма, так и против механистического коллективизма, за общинность и соборность. Для социального переустройства общества по Бердяеву нужно, прежде всего, не техническое переустройство, а духовное возрождение. Для России оно связано с утверждением ''русской идеи'', взгляды на которую у него во многом совпадают с взглядами В. С. Соловьева.
Главной отличительной чертой русской идеи является, согласно Бердяеву, религиозный мессианизм, пронизывающий все общество, его культуру и сознание. Суть ''русской идеи'' – осуществление царства божия на земле. Ее самобытность заключена, прежде всего, в ''коммюнотарности'', в ''идее братства людей и народов''.
Бердяев осуждает крайности и славянофилов, и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Россия стоит в центре двух миров (Востока и Запада) и должна сознавать себя ''Востоко-Западом'', соединителем, а не разделителем их.
Заключение
Русская философия впитала в себя лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии.
В своем содержании она
обращается и ко всему миру, и
к отдельному человеку и направлена
как на изменение и совершенствование
мира (что свойственно
Это полиаспектная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояния мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, позитивизм и морализм, космизм и гуманизм, религиозная философия и атеизм.
Русская философия – это неотъемлемая и оригинальная часть мировой культуры. В этом ее большое значение, как для философского познания, так и для общекультурного развития.
Важное значение имеет приобщение к ней с точки зрения формирования индивидуального самосознания, чувства причастности к отечественной истории и культуре и чувства ответственности за их судьбу.
Без осознания каждым человеком и целым народом своего духовного стержня, без чувства причастности к национальной идее, трудно говорить о духовном возрождении России. Важнейшим условием и способом этого осознания является изучение русской философии.
Список использованных источников
1. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание. Свердловск. 1991.
2. Горбачев В.С. История философии. Крат. курс лекций – Брянск .: Курсив, 2009.- 317 с.
3. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. – СПБ.: Изд - во С -Петербургского университета. 2005.- 247 с.
4. Лавриненко В.Н. Философия: Учеб. пособие– М.: Юристъ, 2006.- 325 с.
5. Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М.: 1950.
6. Радищев А.Н. Избранные философские и общественно политические произведения. М.: 2010-250 с.