Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 08:53, контрольная работа
Русская культура –явление уникальное.
С чем это связано:
1) Географически наше Отечество, на протяжении всего своего существования, находилось на перекрестке Западной и Восточной цивилизации.
2) Наша культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций и находилась с ними в постоянном контакте, но никогда не опускалась до “голого” их копирования, а с Х1Х века сама начала оказывать серьезное влияние на культуру других народов.
3) Формирование нашей культуры происходило не только в благоприятных условиях, но и в условиях насильственного насаждения чуждых образцов и идеалов, путем приказов и запретов, разрушения и наказания.
Введение……………………………………………………………………...3
Русская философия 17-19 в………………………………………………….4
Основные формы познания………………………………………………….9
Философские проблемы современного общества………………………...25
Заключение…………………………………………………………………..34
Список литературы………………………………………………………….35
Содержание
Введение…………………………………………………………
Русская философия 17-19 в………………………………………………….4
Основные формы познания…………………
Философские проблемы современного общества………………………...25
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Русская культура –явление уникальное.
С чем это связано:
1) Географически наше
Отечество, на протяжении
2) Наша культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций и находилась с ними в постоянном контакте, но никогда не опускалась до “голого” их копирования, а с Х1Х века сама начала оказывать серьезное влияние на культуру других народов.
3) Формирование нашей культуры происходило не только в благоприятных условиях, но и в условиях насильственного насаждения чуждых образцов и идеалов, путем приказов и запретов, разрушения и наказания.
Русская философия 17-19 вв
Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. – это уже крупное централизованное государство с единой экономикой.
Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство.
Окончательно оформляется крепостное право.
Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но постепенно возникает светская литература.
Направления философии Московского государства
Историософское направление.
Становление русской государственности отразилось в учении псковского монаха Филофея “Москва-третий Рим”.
Историософия – концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариантности форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла.
Согласно этому учению в основе исторического процесса лежит божественное провидение. “Старый Рим” как центр христианского учения пал в 476 г.
“Новый Рим” (Константинополь-Византия) как продолжатель христианских идей пал под напором турок в 1453г.
“Третьему Риму – Москве” - как истинному продолжателю христианского учения – стоять вечно.
Падение “старого” и “нового” Рима Фелофей объяснил тем, что тот и другой изменили истинной вере – православию – и за это подверглись божьей каре.
Учение “Москва- Третий Рим”, по существу, имело целью обосновать необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное государство во главе с Москвой.
Ереси (от греч. – особое вероучение) – отклонение в вопросах религиозной доктрины от ортодоксии
Ереси возникли в ходе борьбы за независимость страны как движение против засилия религиозной византийской догматики.
Наиболее известные – стригольничество и движение “жидовствующих”.
Родоначальники ереси
“жидовствующих” был ученый еврей
Схария, и распространилась она главным образом в Новгороде:
-отдавали преимущество Библии перед Новым
Заветом
-отрицали Троицу, святость икон, таинств;
-выступали против церкви как института;
-Христос – обычный человек, умерший обычным
путем.
В конце ХV в. возник знаменитый спор между осифлянами (стяжатели) во главе с Иосифом Волоцким и нестяжателями во главе с Нилом Сарским и
Василием Патрикеевым.
Нестяжатели были противниками монастырского землевладения и богатой церкви. Главное – это развитие духовной культуры.
Осифляне выступали за сильную и богатую церковь, которая способна выполнить божественное предначертание вместе с верховной властью.
В этом споре победили осифляне.
Борьба еретических
и внутрицерковных
Наиболее важные мыслители этого периода:
-Сименон Полоцкий (1629-1680)
-Юрий Крижанич (1618-1683) -Андрей
Белобоцкий -Епифаний Славинецкий
Видный мыслитель С. Полоцкий ратовал за доброе законодательство и хороших правителей, осуждал тиранов и невежество. Он проповедовал любовь к подданным, трезвость в суждениях, скромность в поведении, прославлял просвещение, дружбу, трудолюбие.
Полоцкий считал, что вещественный и духовный мир создан Богом. Задачу философии он видел в том, чтобы просвещать людей, исправлять их нравы, врачевать болезни, поучать мудрости и правильной жизни.
Согласно учениям С. Полоцкого философия состоит из трех частей: логики, физики и этики.
Философские воззрения
С. Полоцкого пронизаны верой
в развитие и расцвет разума. Он
отрицал существование
Юрий Крижанич выступал,
прежде всего, с позиции
В этой работе автор призывает умножать государственное благополучие и богатство, развивать земледелие как основу богатства, а так же совершенствовать промыслы и торговлю.
В “Политике” осуждаются неумеренная роскошь, жестокие порядки и тирания, нещадные поборы, жадность, безделье и праздность.
Согласно Крижаничу человеческое тело состоит из 4 первозданных вещей: земли, воды, воздуха и огня.
Эти 4 стихии постоянно враждуют между собой, что ведет к разным несогласиям.
Человек отличается от животных разумом и руками. Все люди рождаются глупыми и только с годами приобретают ум и знания. Надо стремится преумножать в людях мудрость, ибо она приносит им благо.
При хорошем правителе мудрость умножается, науки расцветают. Мудрость несет людям богатство, славу, благо и правду. Невежество порождает суеверие и обман.
Мудрость, по Крижаничу, должна познать такие наиважнейшие и наивысшие вещи, как бог, небо, земля, человеческие нравы, законопорядки. Знание призвано дать людям понимание причин вещей.
Мудрость Крижанич делил на духовную и мирскую. Духовная мудрость – это богословие. Мирская мудрость – математика, механика, философия.
Философия включает в себя : логику (грамматика, диалектика, риторика, поэтика), физику (изучает все видимые вещи), этику (личная нравственность), экономию ( наука о ведении хозяйства), политику ( наука об управлении народом). . Андрей Белобоцкий составил комментарии книги известного философа ХIII в. Раймонда Луемия “Великая и предивная наука." Эти комментарии представляли самостоятельное философское произведение.
Мир, согласно Белобоцкому
создан богом и управляется
Мир делится на 2 части: материальную и духовную.
В комментариях Белобоцкого содержатся также некоторые сведения по ботанике, зоологии и др. наукам.
В XVII в. в России
начинает распространятся
Н.Коперника.. Первым ее проводником был Епифаний Славинецкий. Он перевел на русский язык труды Фукидида, Плиния и других философов. В своей книге “Зеркало всея вселенная”, он изложил наряду с геоцентрической и гелиоцентрическую теорию неба, дав математические выкладки годового и суточного движения планет и высказав сочувствие теории Коперника. В рамках первого периода русской философии сформировались три важнейших идейных потока отечественной философской мысли – историософский, религиозный и нравственный. Итак, через Византию впервые в Древнюю Русь начали проникать философские идеи и отдельные произведения античных, византийских и западноевропейских средневековых мыслителей. Наряду с этим передовые русские мыслители в IX-XVII вв. пытались постигнуть судьбы Родины, своими произведениями они стремились содействовать сознанию централизованного русского государства.
Этот период явился прологом к дальнейшему развитию русской философии.
18 век поставил Россию вровень с Европой.
-экономические реформы
-развитие производства, ремесел и науки
-политические новации, соседствовали с постоянными заговорами
-разнообразное художественное творчество
-использование жестокости и насилия при
проведении реформ
Постоянные крестьянские выступления.
(две крестьянские войны под предводительством К. Булавина и Е.
Пугачева)
Постоянные войны. Наиболее крупные:
-северная война 1700- 1721
-семилетняя война 1757- 1763
-с Турцией 1768- 1774 и 1787- 1791
В эти годы страна открыто воспринимает западную культуру, появляются великие ученые, мыслители, политики.
Вместе со светской наукой
на русской почве укрепляется
свободомыслие.
Герцен А. И. Так охарактеризовал это время: «Удивительное время наружного рабства
и внутреннего освобождения».
Начало этому процессу положили реформы
Петра I. Они раскрепостили русскую экономику,
значительно пополнили и обновили господствующий
класс за счет дворянства, превратили
церковь в одно из звеньев государственного
аппарата, усилили царский абсолютизм,
низвергли народ до положения рабов.
Основные этапы развития философии в этот период.
1. Ученая дружина Петра I.
-Василий Никитич Татищев (1686- 1750)
-Феофан Прокопович (1681- 1736)
-Антиох Дмитриевич Кантемир (1708- 1744)
-Иван Тихонович Посошков (1652- 1726)
Идеи:
-отстаивали необходимость
независимого от церкви
-разработана первая в России классификация наук.
-отстаивали гелиоцентрическую теорию, учение о бесконечности вселенной-Бог- совершеннейший разум, в котором в форме первообразов существовали все материальные предметы и явления.
В теории познания: критерии истины видели разум, физические и математические доводы, а саму истину- как согласие суждения с предметом.
-разработали философскую терминологию на русском языке.
Философские взгляды М.И. Ломоносова (1711- 1765) - крупнейший представитель механического материализма.
Он придерживался идеи и принципов атомизма.
Его научный интерес- свойства материи:
«Материя есть то, из чего
состоит тело и от чего зависит
его сущность. Материя есть протяженное,
непроницаемое, делимое на нечувствительные
части».
В теории познания пытается преодолеть
разрыв между эмпиризмом и рационализмом,
понимая что и то и другое- это односторонние крайности
процесса познания.
Поскольку Ломоносов был верующим человеком, то он стоял на позиции «двойной истины», т.е.:
-есть истины которые
могут не совпадать с
-есть чисто религиозная сфера постижения истин
Развивал гелиоцентрическую систему Дж. Бруно, доказывал постоянную изменяемость всего существующего, возражал против церковного исчисления Начала мира.
Родоначальником русской
философии большинство
Философия Г.С. Сковороды носит прежде всего этическую направленность:
1. Следуя вслед за
Сократом, Сковорода излагает свое
учение в диалогах, рассуждениях
нескольких человек на
Основная тема:
-познание человека, его души, стремлений, желаний, поступков.
-соотношение добра и зла в человеческой жизни, их обусловленность и влияние на бытие людей.
Он разрабатывает христианскую этику не в отвлеченном обществе, а в конкретно- российском социуме, учитывая при этом особенности национального менталитета.
Г.С. Сковорода первым указал путь дальнейшего развития русской философии- путь не прекращающейся внутренней борьбы между западно- европейской рассудочностью и восточно- христианским иррациональным постижением космических тайн и человеческой души.
Отечественная философия эпохи Екатерины II с наибольшей целеустремленностью разрабатывала социологические проблемы, в особенности такие как «совершенствование общества» и «разумное устроение» государства. Причем активность в этом направлении прилагала сама императрица, состоявшая в переписке с французским философом Вольтером: в составленном ею знаменитом «Наказе» (1767) не только провозглашалось равенство всех сословий перед законом, но и высказывалось «пожелание» об улучшении положения крепостных крестьян. (Кстати этот «Наказ» был запрещен в дореволюционной
Франции, как чересчур либеральная книга). Позже её взгляды резко трансформировались (после восстания Е. Пугачева и Французской революции).
В литературу этого периода входит целая когорта выдающихся просветителей:
-Д.С. Аничков (1733- 1788)
-Я.П. Козельский (1728- 1789)
-С.Е. Десницкий (1739- 1789)
-А.Н. Радищев (1749- 1802)
Александр Николаевич Радищев известен в основном как борец с абсолютизмом и крепостным правом, как автор «Путешествия из