Русская философия 17-19 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 08:53, контрольная работа

Описание работы

Русская культура –явление уникальное.
С чем это связано:
1) Географически наше Отечество, на протяжении всего своего существования, находилось на перекрестке Западной и Восточной цивилизации.
2) Наша культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций и находилась с ними в постоянном контакте, но никогда не опускалась до “голого” их копирования, а с Х1Х века сама начала оказывать серьезное влияние на культуру других народов.
3) Формирование нашей культуры происходило не только в благоприятных условиях, но и в условиях насильственного насаждения чуждых образцов и идеалов, путем приказов и запретов, разрушения и наказания.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Русская философия 17-19 в………………………………………………….4
Основные формы познания………………………………………………….9
Философские проблемы современного общества………………………...25
Заключение…………………………………………………………………..34
Список литературы………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

КОНТР ФИЛОСОФИЯ.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

2. В центре её внимания  находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними.

3. Она носит всеохватный  характер. В ней с религиозных  позиций были осмыслены такие  проблемы, как:

-природа человека, его  свобода, смерть и бессмертие;

-гуманизм и его  кризис;

-смысл человеческой  истории;

-ряд важных социальных вопросов.

I) Центральной фигурой  во всей русской религиозной  философии является В.С. Соловьев.

Соловьев во главу  угла своей философской концепции  ставил религию и стремился подчинить  ей философию, науку, этику, будущее  государственное устройство.

Он резко критиковал материализм и атеизм, представляя  их как учения безнравственные, опустошающие природу человека и ведущие людей  в тупик. 
Вопрос о взаимоотношении материального и духовного Соловьев решал с позиции объективного идеализма.

Начало всего сущего - абсолютное, т.е. бог. Бог воспринимает не разумом, а только через веру. Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный мир. Этот идеальный мир порождает мир физический. Этот физический мир связан с богом через человека, который обладает и материальной и идеальной субстанциями.

Возможность познания человеком  окружающего мира Соловьев связывал с верой в бога - познание через  веру.

В. Соловьев являлся автором теории вселенской теократии. Он считал, что  в отношениях между собой люди должны забыть все распри и руководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Этот же принцип должен был положен в основу между отдельными государствами.

Легче всего его может осуществлять христианская религия. Чтобы претворить в жизнь христианский принцип  «любви к ближнему» и окончательно исключить из общества классовые и национальные противоречия, православной, католической и протестантской церкви необходимо слиться воедино под эгидой Римского папы и русского самодержавия, образовав вселенскую теократию.

Последней работой В. Соловьева стали «Три разговора  о войне, прогрессе и конце  всемирной истории...», посвященные  развернутой критике религиозно- философского учения Л. Толстого.

Его обращение к проблеме мирового зла предстает как закономерное, ибо её всестороннего исследования оправдание добра оказывается неполным. 
Исследуя мировое зло В. Соловьев последовательно опровергает тезис о непротивлении силой и показывает необходимость войны в обреченном на совершенство мире. И только по мере совершенствования мира война исчезнет из мира людей.

Ярким и многогранным явлением в русской религиозной  философии была фигура Н.А. Бердяева.

1. Философию он считает  чистым творчеством в отличии  от науки, которая всегда должна  приспосабливаться к необходимости  бытия.

2. Исходя из творческой природы философии он предлагает свою концепцию миростроения, ориентированную на человека:

В качестве первореальности  выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу.

-сё зло в мире  истекает из этой свободы (Зло - это испытание, посланное людям благим Богом).

В итоге - Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не управляет  миром.

Человеку Бог необходим  как нравственный идеал и надежда  на спасение.

Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся  к богочеловеческому образцу.

Достичь этого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд.

В результате наступит новый  мир - вечное царство свободы и  духа, человеческое бессмертие.

Личность у Бердяева представляет собой сосредоточение индивидуальных духовных сил и сферу  свободы.

Она постоянно испытывает давление со стороны общества, которое стремиться поработить личность, включив её в какую- нибудь общность.

Истинная свобода личности заключается в «соборности», концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т.е. подразумевается верховенство личного начала над коллективным.

Идеи Бердяева оказали  значительное влияние на развитие французского экзистенциализма.

С.Н. Булгаков своей центральной  задачей считал обоснование целостности  христианского мировоззрения (в 1918 году он принял сан священника).

Все социальные отношения  и культура должны быть оценены и  перестроены на религиозных началах.

Н.О. Лосский главную  задачу философии видел в том, чтобы построить теорию о мире как едином целом на основе прежде всего религиозного опыта. 
Центральный элемент мира - личность.

П.А. Флоренский также  разрабатывал религиозно- философскую  проблематику, в центре которой - идущее от В. Соловьева концепция о всеединстве  и учение о Софии, учение об интуитивном  образносимволическом постижении мира основывающееся на нравственном учении личности.

2-е направление: Русский  марксизм.

В середине 80-х г.г. 19 столетия народничество, вследствие массового  разочарования в его идеях, распалось. Из него выделились первые русские  марксисты. Марксизм увлек на первых порах людей самых разных ориентаций

- от промышленных пролетариев  до университетских профессоров:  всем им казалось, что найдена  окончательная истина, и социализм  из народнической утопии превратился  в настоящую теорию.

Ортодоксальный марксизм.

Возникновение марксизма в России связывают с творчеством Георгия

Валентиновича Плеханова (1858- 1918).

-он посвятил большинство  своих трудов историко- философскому, гносеологическому и социологическому  аспектам материалистического понимания  истории, т.к. считал что именно  в этом теоретическом построении сосредоточено центральное ядро марксистского учения в целом;

-осуществил первые  попытки научного социального  предвидения;

-определил основы  религиозного и эстетического  мировоззрения людей;

-предложил диалектико- материалистическую модель революционных процессов в социальной сфере;

-разработал учение  о роли народных масс и личности  в истории. 
«Легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк) - в целом на начальном этапе поддерживали Плеханова и Ленина в критике народничества, в начале 900-х г.г. разошлись с ними по вопросам:

-неприятия насильственных  средств борьбы;

-в теории- неприятием  подавления личности обществом

несогласием с идеями «воинствующего» материализма и  атеизма. 
Философия большевизма.

Прежде всего связана с деятельностью В.И. Ленина (1870- 1924).

Новое в марксизме. а) В социальной философии:

1) Опираясь открытии  русскими народниками законе  неравномерного развития капитализма,  Ленин провозгласил «непреложный  вывод» о победе социализма  «первоначально в одной или нескольких странах».

2) Разработано учение  о социалистической революции,  о роли пролетариата в ней  и его авангарде- коммунистической  партии.

2) Разработано учение  о примате политики над экономикой (особенно в переходные периоды)

3) Разработано учение «О защите социалистического отечества», об

«Армии нового типа». б) В диалектическом материализме:

В соответствии с естественно- научными открытиями того времени по- новому сформулировал определение  материи (в отличие от механистической  трактовки её Ф. Энгельсом). в) В диалектике:

-Ленин видел в ней  прежде всего «закон познания (и закон объективного мира)».  «Диалектика и есть теория  познания (Гегеля и марксизма)»,  а стал быть, философского материализма.

-Введен принцип примата  практики над теорией.

Вывод:

1) В целом теоретические философские и социально- философские произведения В.И. Ленина («Материализм и эмпириокритицизм»;

«Философские тетрады», «Государство и революция» и др.) существенно дополнили и обогатили  марксистскую теорию.

2) Непрекращающийся критический анализ сделанного Лениным, постоянное заимствование его идей являются косвенным доказательством их оригинальности.

Кроме этих 2-х течений, универсализм русской философии  проявился в наличии других течений:

1) Философия права,  в рамках которой развивалась идеология либерализма с его идеей незыблемости прав и свобод человека (Б.Н. Чечерин).

2) Естественно- научный  материализм (Д.И. Менделеев, И.М.  Сеченов).

Был ориентирован на философское  осмысление данных естествознания и  продолжал традиции М.В. Ломоносова, А.И. Герцена, Н.Г.

Чернышевского.

3) Русская космическая  философия (К.Э. Циолковский, В.И.  Вернадский,

А.Л. Чижевский).

Они отстаивали идеи:

-единства человека  и космоса, космической природы  человека;

-его бессмертия и  безграничных возможностей, благодаря нравственному совершенствованию и росту научных знаний.

Военные вопросы в  произведениях русских философов.

В русской философии  спектр отношения к войне, как  крайней форме насилия, чрезвычайно  широк:

-от полного её отрицания  в любых формах

-до признания её главным двигателем прогресса. 
Тем не менее есть два общих аспекта рассмотрения этой проблемы:

1-й - попытки нравственной  оценки войны (П.Я. Чаадаев,  Ф.М.

Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев);

2-й - подходы к возможности  или невозможности оправдания насилия и войны для осуществления мессианского предназначения России, а также выбора её исторического пути (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, М.А. Бакунин,

В.И. Ленин).

 В целом русская  философия 19 - начала 20 века явилась  отражением идейных исканий исторического пути развития России.

В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге  победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.

 

Основные формы познания

 

Уже на ранних этапах развития человечества существовало ОБЫДЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и т. д. и представляло собой простой набор сведений, норм, правил и т. п. Сфера обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы, интуитивные убеждения, предчувствия и пр.

Одна из исторически  первых форм — ИГРОВОЕ ПОЗНАНИЕ как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В  ходе игры (деловой, спортивной, актерской и др.) индивид активно познает окружающую действительность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры. Не случайно в математике, экономике, кибернетике и других науках сегодня все чаще применяются специальные модели и сценарии для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения теоретических и практических задач. Игры питают неиссякаемую любознательность детей, формируют их духовный мир, дают определенные знания, вырабатывают навыки общения и т. п.

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Его специфика — в фантастическом отражении реальности, в бессознательно-художественной переработке народной фантазией загадочных явлений природы и общества. Мифология давала определенные знания о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т. д.

В рамках мифологии зарождалась  ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ, наиболее развитая в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. В структуру любого произведения искусства всегда в той или иной форме включаются определенные знания о людях и их характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях, нравах и т. д.

К древним формам познания, генетически связанным с мифологией, следует отнести также ФИЛОСОФСКУЮ  и РЕЛИГИОЗНУЮ (о них шла речь на первой лекции). Здесь же отметим, что если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научной и философской форм познания — рациональность, которая эмоции и веру содержит в качестве подчиненных моментов.

ТИПОЛОГИЗАЦИЮ ЗНАНИЯ можно  провести по самым различным основаниям (критериям). Выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и т. п. Некоторые из этих форм знания мы рассмотрим на следующей лекции.

Непосредственная цель познания в любой его форме — ИСТИНА. Путь к ней обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания — заблуждение. Категории истины и заблуждения — ключевые в теории познания. Они выражают две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику, на которой мы и остановимся.

Информация о работе Русская философия 17-19 в