Русская философия 19-20 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития.
Всё вышесказанное, не вызывает сомнения в актуальности данной темы и необходимости её исследования. Для раскрытия данной темы рассмотрим русскую философию XIX - XX вв. по основным историческим этапам развития, в рамках каждого этапа, выделим видных представителей философических течений того времени, сущность их философических идей и учений, и направления их философских исканий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Славянофильство и западничество………………………………………….4
2. Народники и почвенники…………………………………………………….5
3. Философия всеединства……………………………………………………....6
4. Русская религиозная философия конца XIX - начала XX вв…………........9
5. Русский марксизм…………………………………………………………....10
6.Философия в советской и постсоветской России…………………………..11
Заключение………………………………………………………………………13
Библиография………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Русская философия XIX.docx

— 34.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Славянофильство и западничество………………………………………….4

2. Народники и почвенники…………………………………………………….5

3. Философия всеединства……………………………………………………....6

4. Русская религиозная  философия конца XIX - начала XX вв…………........9

5. Русский марксизм…………………………………………………………....10

6.Философия в советской  и постсоветской России…………………………..11

Заключение………………………………………………………………………13

Библиография………………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В становлении и формировании духовной культуры человека философия  всегда играла особую роль, связанную  с её многовековым опытом критически - рефлексивного размышления над  глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Во все времена и  эпохи философы брали на себя функцию  прояснения проблем бытия человека, ставя вопрос о том, что такое  человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести  себя в периоды кризисов культуры.

Философия представляет собой  выражение духовного опыта нации, её интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического  знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла.

Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской  и мировой философии. В своём  содержании она обращается и ко всему  миру, и к отдельному человеку и  направлена как на изменение и  совершенствование мира (что свойственно  западноевропейской традиции), так  и самого человека (что свойственно  восточной традиции). Вместе с тем  это очень самобытная философия, включающая в себя весь драматизм  исторического развития философских  идей, противостояние мнений, школ и  направлений. Тут соседствуют и  вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм  и идеализм, религиозная философия  и атеизм. Из её истории, и её целостного содержания, нельзя исключать никакие  фрагменты - это ведёт лишь к обеднению  её содержания.

Русская философия развивалась  в сотворчестве, но и в определённой «оппозиции» к философии Запада.

Центральной идеей русской  философии был поиск и обоснование  особого места, и роли России в  общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания  русской философии, которая действительно  обладает своими особенными чертами, как  раз благодаря своеобразию исторического  развития.

Всё вышесказанное, не вызывает сомнения в актуальности данной темы и необходимости её исследования. Для раскрытия данной темы рассмотрим русскую философию XIX - XX вв. по основным историческим этапам развития, в рамках каждого этапа, выделим видных представителей философических течений того времени, сущность их философических идей и  учений, и направления их философских  исканий.

1. Славянофильство  и западничество

 

XIX и XX века - это была  эпоха пробуждения в России  самостоятельной философской мысли,  возникновение новых течений  в философии, демонстрируя предельное  многообразие подходов к проблеме  человека. На протяжении столетий  менялись духовные установки  и господствующие мировоззренческие  течения. Однако тема человека  оставалась неизменной, она служила  фундаментом для самых разных  теоретических исканий.

Панорама концепций человека, созданных в этих веках, обширна. В неё входят представители различных  философских направлений.

Так, русская философия  предстаёт перед нами как история  борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский  лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния, в результате которого возникли два философско-идеологические направления: славянофильство и западничество.

Начало самостоятельной  философской мысли в России связано  со славянофильством. Основатели данного  течения, А.С.Хомяков (1804 - 1861) и И.В.Киреевский (1806 - 1856). Свой способ философствования, предполагающий единство ума, воли и  чувства, они открыто противопоставляли, западному, односторонне - рационалистическому. Духовной основой славянофильства  было православное христианство, с  позиции которого они критиковали  материализм и классический идеализм Канта и Гегеля. Славянофилы выдвинули  оригинальное учение о соборности, объединении людей на основе высших духовных, религиозных ценностей - любви  и свободы.

Славянофилы видели неизлечимый  порок Запада в классовой борьбе, эгоизме, погоне за материальными ценностями. Самобытность России они связывали  с отсутствием в её истории  классовых непримиримых противоречий, в организации народной жизни  славян на основе крестьянской поземельной  общины. Эти идеи, нашли поддержку  и сочувствие у последующих поколений  русских религиозных философов (Н.Ф.Фёдоров, Вл. Соловьёв, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков и др.).

Другое направление, противоположное  славянофилам, отстаивали в спорах западники, считавшие, что Россия должна и может прийти тот же самый  этап развития, что и Запад. Благо  для России - освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Основоположником западничества  следует признать русского мыслителя  П.Я.Чаадаева (1794 - 1856), автора знаменитых «Философических писем», в которых он высказывал много горьких истин о культурной и социально - исторической отсталости России.

Видными представителями  западников являлись Ф.И. Герцен, Н.П. Огарёв, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.

Широк был спектр философских  воззрений видных представителей западничества. Чаадаев находился под влиянием позднего Шеллинга, его «философии откровения». Взгляды Белинского и Герцена совершили сложную эволюцию - от идеализма (гегельянства) к антропологическому материализму, когда они признали себя учениками и последователями Фейербаха.

Спор славянофилов с западничеством XIX век разрешил в пользу последних. Однако проиграли не только славянофилы (в середине века), проиграли и  народники (к концу столетия): Россия пошла тогда по западному пути, т.е. капиталистическому пути развития.

 

2. Народники и  почвенники

 

В России направление народничество  выросло из учения А.И. Герцена о «русском», т. е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался и оценивался как реакционное, попятное движение в социально - экономическом и культурном отношениях.

Основными выразителями этого  мировоззрения были М.К.Михайловский, П.Л.Лавров, П.А.Ткачев, М.А.Бакунин.

Так же как и Герцен, на `' русский социализм'' и революционное  преобразование общества ориентировался Н.Г. Чернышевский (1828-1889). Он выражал  интересы угнетенного крестьянства и рассматривал народные массы как  главную движущую силу истории и  являясь оптимистом он верил в  прогресс человечества. Свою философскую  концепцию Чернышевский сознательно  ставил на службу революционной демократии. В области философии он стоял  на позиции материализма, полагая, что  природа существует вне сознания, подчеркивал неуничтожимость материи.

Идеи Чернышевского были им сформированы и положены в основу идеологического течения, как народничество. Чернышевского считают родоначальником  этого течения. Народничество пропагандировало и отстаивало “российский” (некапиталистический) путь развития к социализму. Экономической и нравственно духовной основой русского, или крестьянского, социализма признавалась сельская община. Основной чертой идеологии народничества было желание прийти к социализму, минуя капитализм.

Продолжателями славянофильства  в 60-70 гг. Х1Х века явились почвенники. Главная идея их философских исканий – «национальная почва» как основа развития России. Всех почвенников объединял религиозный характер их мировоззрения. Собственно  «национальной почвой» для них явились идеалы и ценности православия. Основные представители этого направления - А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.Н.Достоевский.

Наиболее глубоким мыслителем и главным выразителем идей почвенников  был Ф.М. Достоевский (1821-1881) , хотя он и не является философом и не создавал чисто философских произведений его философия - это философия  переживаний поступков, мыслей созданных  им литературных героев. Причём произведения его настолько философичны, что  часто не вписываются в рамки  литературно - художественного жанра.

Одна из главных проблем, которая пугает Достоевского, - можно  ли оправдать мир и действие людей  даже во имя светлого будущего, если оно будет построено на слезинке хотя бы одного ребенка. Его ответ  тут однозначен - ни какая высокая  цель, не может оправдать насилие  и страдание невинного ребенка. Таким образом, примирить Бога и  Мир, им созданный оказалось Достоевскому не под силу. Высшее национальное предназначение России Достоевский увидел в христианском примирении народов.

В России Достоевский оказал большое влияние на все последующие  развития религиозной философии.

 

3. Философия всеединства

 

Корни философической идеи всеединства уходят в глубь веков - к античности и Возрождению. В  русской духовности идея этого направления  возрождена и развита была В.С. Соловьёвым (1853 - 1900). В.С. Соловьёв крупнейший русский, религиозный, христианский философ, заложивший основу религиозной русской философии, основоположник всеединстве и цельности  знаний. Философия В.С. Соловьёва  в значительной мере определяет собой  весь дух и облик религиозной  философской традиции.

Соловьёв В.С. попытался  создать целостную мировоззренческую  систему, которая связала бы воедино  запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьёва, должно стать христианство. Религиозные мыслители до и после Соловьёва не раз высказывали эту идею, но они, говоря о христианстве, как основой мировоззрения, подразумевали какую-то одну христианскую концессию: православие, католицизм или протестантизм.

Особенность подхода Соловьёва  заключается в том, что он ратовал  за объединение всех христианских концессий. Поэтому его учение носит не узко направленный, а межконцессиальный  характер. Другой важной особенностью Соловьёва является то, что он попытался  включить христианское мировоззрение  новейшие достижения естествознания, истории и философии, создать  синтез религии и науки.

Центральная идея философии  Соловьёва - идея всеединства. При разработке этой идеи он отталкивался от славянофильской  идеи соборности, но придаёт ей всеохватывающее  значение.

Антиномию веры и знания, известную и для философии  Запада, в российском варианте стремится  разрешить философия всеединства, представителем которой выступал В.С. Соловьёв. Гносеологическим аспектом идеи всеединства стала соловьёвская теория цельного знания, которую философ  противопоставлял как рационализму западников, так и иррационализму славянофилов. Это была идея сверхрационализма. «Цельность знания» в философии В. Соловьёва - это не «теоретический» и не «практический» разум немецкой классики. И даже не их единство. Это - другое. «Цельность» у русского философа - эта такая характеристика и свойство человеческой души, которые самым существенным образом отличают человека - высшее и совершеннейшее творение природы - от всех других, даже по-своему смышлёных животных. Цельность - это не результат сложения, интеграции разобщенных, разошедшихся далеко друг от друга в широком поле культуры форм и образований духа (науки, философии, искусства и т. п.), хотя и предполагает последнее. Цельность сознанию может придать лишь особое его состояние и вектор, не совпадающие ни с одной из знаменитых кантовских «способностей души» (познания, желания, чувства удовольствия).

Соловьёв был сторонником  диалектического подхода к действительности. По его мнению, действительное нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий признак всего  живущего состоит в последовательности изменений. Для того чтобы обосновать непрерывную динамику бытия, он наряду с активными идеями, вводит такое  активное начало как мировая душа, она выступает субъектом всех изменений в мире. Но она действует  не самостоятельно, деятельность её нуждается  в божественном импульсе. Этот импульс  проявляется в том, что Бог  даёт мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей её деятельности.

Эта вечная идея в системе  Соловьёва получила название Софии - мудрости. София - ключевое понятие  системы Соловьёва. Поэтому его  учение носит также название софилогия. Понятие Софии вводится Соловьёвым для того, чтобы заявить, что мир - это не только творение Бога. Основой  и существом мира является “ душа мира'' - София, которую следует рассматривать  как связующее звено между  творцом и творением, придающее  общность Богу, миру и человечеству.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в  философском учении Соловьёва через  концепцию богочеловека. Реальным и  совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьёву, выступает Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому  догмату и полным Богом, и полным человеком. Его образ служит не только идеалом, к которому должен стремиться каждый индивид, но и высшей целью  развития всего исторического развития исторического процесса.

Информация о работе Русская философия 19-20 вв