Русская философия 19-20 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития.
Всё вышесказанное, не вызывает сомнения в актуальности данной темы и необходимости её исследования. Для раскрытия данной темы рассмотрим русскую философию XIX - XX вв. по основным историческим этапам развития, в рамках каждого этапа, выделим видных представителей философических течений того времени, сущность их философических идей и учений, и направления их философских исканий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Славянофильство и западничество………………………………………….4
2. Народники и почвенники…………………………………………………….5
3. Философия всеединства……………………………………………………....6
4. Русская религиозная философия конца XIX - начала XX вв…………........9
5. Русский марксизм…………………………………………………………....10
6.Философия в советской и постсоветской России…………………………..11
Заключение………………………………………………………………………13
Библиография………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Русская философия XIX.docx

— 34.11 Кб (Скачать файл)

На этой цели базируется история, София Соловьёва. Целью  и смыслом всего исторического  процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплощение богочеловечества.

Философия нравственности у  Соловьева переходит в философию  любви. По сравнению с высшей любовью  всё является второстепенным, поэтому  только любовь нуждается в бессмертии. Через божественную любовь происходит утверждение отдельной индивидуальности.

Соловьёв внёс значительный вклад в развитие такого феномена национального самосознания, как  “ русская идея”. О “русской идее”, как об идее, в которой  выразилась самобытность русской философской  мысли, а самобытность видится им в Христианстве. Соловьёв приходит к выводу, что русская идея и  долг России заключается в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной Троицы - органического единства церкви, государства и общества. Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить “Вселенской церкви''. В таком образе “русской идеи'' Соловьёв хорошо соединил то содержание, которое  было выработано в рамках этой концепции  на протяжении всей истории России, а именно: идея `' Святой Руси'' (концепция  Москва-Третий Рим `'), идея `'Великой  Руси'' связанная с реформами Петра  Великого) и идея `'Свободной Руси'' (начало которой положили декабристы).

Идеи В.С. Соловьёва были продолжены соотечественниками: С.Л. Франком, П.А. Флоренским, Л.П. Карсавиным.

4. Русская религиозная  философия конца XIX - начала XX вв

 

Данный рубеж XIX - XX вв. нередко называют Серебрянным веком русской культуры, её религиозно - философским Ренессансом. На это время пришёлся новый рассвет русской литературы, искусства, философии. Интерес к религии был пробуждением интереса общества к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека.

Своё духовное начало русская  религиозно - философская мысль видела в идеях В.С. Соловьёва, в мировоззренческих  взглядах славянофилов.

Одним из самых загадочных и противоречивых мыслителей этого  времени был В.В. Розанов (1856 - 1919), замечательный мастер слова, оставивший после себя богатое литературное наследие.

Основная творческая мысль  Розанова - глубокое беспокойство, тревога, вызванные переживанием кризиса  культуры и религии и прежде всего  религии христианской, которой приходится довольствоваться «уголком» в современной цивилизации. Кризис христианства мыслитель видел в том, что оно не находит общего языка с жизнью, так как зовёт не в земной, а в потусторонний мир. Христианский аскетизм чужд древнейшему светлому чувству плотской любви, радостям материнства.

В.В. Розанов - один из идеологов  религиозного обновления, которое он рассматривал как условие и начало обновления социального. В этом мировом  процессе ведущая, творческая роль отводится  им славянским народом, как не утратившим, не израсходовавшим исторической энергии  жизни, и поэтому, этим народам придётся на себя взять бремя европейской  цивилизации.

Наиболее типичный философ  этого периода Н.Я. Бердяев (1874-1948). Он является одним из важнейших представителей русской религиозной философии. Суть философии Бердяева - “познание смысла бытия через субъект'', т. е. человека. Исходным пунктом его философии является превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог, Бытие раскрывается в человеке через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность - с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира. Поэтому, человек без Бога, по мнению Бердяева, не является существом самодостаточным . Если нет Бога, нет и смысла и высшей правды и цели. Если же человек есть Бог. То это самое безнадежное и ничтожное. Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращает в отрицание Бога и самообожествление человека. Для социального переустройства общества, по Бердяеву нужно прежде всего не техническое переустройство, а духовное возрождение. Для России она связано с утверждением “Русской идеи'', взгляды на которую у него во многом совпадали с взглядами Соловьёва. Главной отличительной чертой русской идеи является, согласно по Бердяеву, религиозный мессианизм, пронизывающий всё общество. Суть “ русской идеи'' - осуществление царства божье на земле. Таковы основные положения философии Бердяева. Данное философское направление представляли: Л.И. Шестов, А.И, Ильин, П.С. Мережковский.

 

5.Русский марксизм

 

В 80-90 гг. сопротивление российской духовности «обуржуазиванию» общественной жизни было всё ещё очень сильным. Именно в это время Россия начинает знакомиться с марксизмом. Знаменательно, что русский марксизм - антипод и критик народничества - сам если не теоретически, то организационно вырос из народнического подполья, хотя привлёк к себе поначалу и симпатии леволиберальной интеллигенции, увидевшей в философской и экономической теории Маркса высшее достижение социальной мысли своего времени.

Крупнейший знаток и теоретик марксизма - Г.В. Плеханов посвятил большинство своих трудов историко-философскому, гносеологическому и социологическому аспектам материалистического понимания истории, справедливо полагая, что именно в этом теоретическом построении сосредоточено центральное ядро марксистского учения в целом. Научный, материалистический взгляд на историю должен исключить, по Плеханову, волюнтаризм, субъективизм, как в теории, так и на практике (в политике). Но именно такая позиция выдающегося мыслителя подвергалась долгие годы остракизму со стороны официальной большевистской идеологии, а сам он понижен был ею до ранга лишь «пропагандиста» марксистской теории.

Вслед за Плехановым с критикой идей народничества выступили В. И. Ленин и «легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк). Настаивая  на единстве «трех составных частей»  марксизма (философии, политической экономии и социально-политической теории), Ленин  считал, вместе с тем, что философские  проблемы приобретают особую актуальность не в годы подъёма, а в период спада  революционного движения, когда перепроверки требуют коренные мировоззренческие  принципы, на которые опирается революционная  партия. Именно в эти годы, последовавшие  после поражения первой русской революции, выходит книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.). В отличие от Плеханова, выступавшего в основном по социально-историческим проблемам марксистской теории, Ленин в своём главном философском сочинении в центр внимания поставил проблемы теории познания, связав их с новыми открытиями в области естествознания. Но даже в этой, казалось бы, весьма отдаленной от политики и социальных отношений сфере культуры Ленин требует видеть столкновение партийных, классовых интересов, оценивая любые проявления идеалистической и религиозной мысли как выражение идеологической, а в конечном счёте - политической реакции.

Однако уже опыт первой русской революции, братоубийственный, кровопролитный, заставил «легальных марксистов» (А.Н. Бердяев, П. Б. Струве, С.Л. Франк и др.) отказаться от марксистского материализма и атеизма. «От марксизма к идеализму» - так эти мыслители сами охарактеризовали эволюцию своего мировоззрения. Но в тоже время все они (в особенности Бердяев) до конца жизни продолжали ценить Маркса как великого, гениального мыслителя и учёного - экономиста, глубоко проникшего в сложную диалектику своего времени, но безосновательно абсолютизировавшего свои выводы.

Между тем, бывшие «легальные марксисты» заявили о том, что идеология зла и классового насилия для общества гибельна и видели свой долг в том, чтобы убедить в этом народные массы, уберечь их от соблазна строить своё счастье на несчастье других.

 

6. Философия в  советской и постсоветской России

 

Начиная с 17-х годов XX века и вплоть до конца XX века, весь этот 80-летний этап новейшей российской истории  объединил в себя революцию, войну  с фашизмом, идеологическую монополию  тоталитарной власти, крушение её и  распад СССР.

С 20-х г. XX в. и до начала 90-х г. XX в. легальная русская философия развивалась, главным образом, как советская философия.

В целом советская философия  имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жёстких  рамках марксисткой философии, что  делало её несколько догматической.

Официальной идеологией, был  провозглашен марксизм-ленинизм (в  действительности - сталинизм). Но даже в условиях идеологического пресса и при Сталине и при Брежневе мыслили выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность и признание.

Среди них были и убеждённые марксисты (Б.П.Кедров, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), и мыслители других мировоззренческих  ориентаций. В этот период оригинальные идеи о природе языка и сознания развивали феноменолог Г.Г.Шпет (1879-1940), культуролог и литературовед  М.М.Бахтин (1895 - 1974), философ и физик  В.В.Налимов (1910 - 1988). Несмотря на репрессии  и преследования творил великий  русский философ А.Ф.Лосев (1893 - 1988), автор классических трудов в различных  областях философского знания. Научным  подвигом мыслителя стал его грандиозный  труд: 8-томная «История античной эстетики».

Мировое значение русской  философской мысли XX в. ещё предстоит  исследовать и изучить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По своему содержанию русская  философия универсальна, она исследует  различные темы. Нестандартность, противоречивость социального бытия обусловили её особый интерес к социально-политическим проблемам. Причём русская философия  занималась не столько социально-философской  проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны.

Русская философия предстаёт  перед нами в стремлении организовать жизнь на европейский лад и  желания оградить традиционные формы  национальной жизни от иностранного влияния.

В целом русская философия XIX - XX вв. явилась отражением идейных  исканий исторического пути развития России.

В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге  победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1.  Барабанов Е.В Русская  философия и кризис идентичности // Вопросы философии.

1991 г.  8.

2.Валецкий А. По поводу  русской идеи в русской философии  // Вопросы философии

1994г. 1.

3.Гаврюшин Н.К. Русская  философия и религиозное сознание// Вопросы философии

1994г. 1.

4.Гайденко П.П. Человек  и человечество в учении В.С.Соловьева// Вопросы

философии. 1994г. 6.

5.Громов М.Н. Вечные  ценности русской культуры: интерпретации   отечественной

философии.// Вопросы философии 1994г. 1.

6.Пантин И.К. Социалистическая  мысль в России: переход от  утопии к науке

Москва, 1973г.

7. Скэнлан Дж.П. Нужна  ли России русская философия  .// Вопросы философии

1994г.1.

8. Современная философия:  словарь и хрестоматия. Ростов  на Дону, 1995г.

9. Философия. Учебное пособие  под редакцией В. Н. Лавриненко. М.,1996г

10.Франн С.Л. Сущность  и ведущие мотивы в русской  философии // Вопросы

философии 1990г. 5.

11. Хоружий С.С. Философский процесс в России, как встреча философии и

православия .// Вопросы философии. 1991г.5.

12. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1995г.

 

 

 


Информация о работе Русская философия 19-20 вв