Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:04, контрольная работа
Рождение философии из недр религиозного мировоззрения было общим фактом в истории философии (так было в Древней Индии, Греции, в Средние века в Европе). Корни русской философии уходят в античную философию, но античное наследие пришло на Русь (в отличие от Западной Европы) из Византийской культуры с принятием в 988 г. христианства.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
МАРИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Кафедра
философии
Контрольная
работа
по дисциплине «Философия»
на тему
«Русская философия.
Характерные черты и основы периодизации»
Выполнил:
студент гр. зЭУП АПК 11у
Охотина Е.В.
Проверил:
доцент Соловьева Т.А.
Йошкар-Ола
2011 г.
Русская философия – органическая часть мировой философии и культуры. Вместе с тем она очень самобытна. Корни ее уходят глубоко в национальную почву и во многом связаны с особенностями социокультурного развития России.
Самостоятельное творчество в области философии, вернее, первые начатки его, начинается лишь в XVIII веке с работами М.В.Ломоносова. О.Лосский относит начало самостоятельной философской мысли в России к XIX в.: связывает с именами славянофилов И.Киреевского и А.Хомякова. В действительности же философские запросы проявлялись достаточно часто, но только укладывались в рамки религиозного мировоззрения и еще не встали на путь независимой, самостоятельной философской мысли. Отделение ее от религиозного сознания произошло в России значительно позднее, чем в Западной Европе и совсем по-иному.
Рождение философии из недр религиозного мировоззрения было общим фактом в истории философии (так было в Древней Индии, Греции, в Средние века в Европе). Корни русской философии уходят в античную философию, но античное наследие пришло на Русь (в отличие от Западной Европы) из Византийской культуры с принятием в 988 г. христианства.
Несмотря на то, что крещение происходило на греческом языке, он оставался чуждым для русского народа, а потому культуру, философию Россия не могла черпать из эллинских или римских источников. Но хотя христианское мировоззрение и проникло достаточно глубоко в русские души, религиозная энергия, породившая бесчисленные монастыри – центры письменности, исторических записей, иконописи и давшая огромное количество святых и проповедников, не пробуждала к творчеству религиозный Логос, не развивала богословской мысли.
На Западе христианство распространилось из Рима, который не был отдален от народов Европы, а, наоборот, очень тесно связан с ними, тогда как в Россию христианство пришло из далекой и чуждой страны. Запад осознавал себя наследником античной философии, особенно благодаря тому, что латинский язык был языком церкви, образования и культуры.
Греческий же язык не стал на Руси богослужебным языком. Россия жила отдельной от Византии жизнью. Русская Церковь стала рано стремиться к каноническому освобождению от греческой Церкви, а после падения Константинополя в 1453 г. это отталкивание от Византии лишь усилилось.
Кроме
языковой изоляции на судьбы России влияла
и вероисповедальная
Века татарско-монгольского ига (1243-1480гг.), а впоследствии изоляция Московского государства также не способствовали ознакомлению русского народа с великими достижениями философской Европы. И русское общество не было в достаточной мере знакомо с западной культурой вплоть до того, пока Петр Великий «не прорубил окно в Европу».
Нашествия
на Россию с Запада и Востока также
сильно осложнили становление
Россия в геополитическом отношении всегда представляла заслон, буферную зону Европы в восточном направлении. Развитие русской культуры происходило в экстремальных условиях пограничной ситуации, что, несомненно, сказалось и на русской государственности: государство напоминало боевой строй; внутреннее управление и общественный строй имели неправовой характер: были командиры, солдаты, работники – не было граждан, сословия отличались не правами. А повинностями; верховная власть обладала неограниченным пространством действия, жесткость политических институтов, презрение к ценности отдельной человеческой жизни, правовое бесправие… Но суровые, не благоприятные для комфортной жизни условия закаляли людей, воспитывали стойких воинов, терпеливых сверхвыносливых обитателей обширной империи, на просторах которой могли бы затеряться целые народы.
На Руси обстоятельства способствовали возникновению философов некабинетного типа, в уютной библиотеке обдумывающих проблемы бытия, подвижников, мучеников, жертвовавших ради истины не только комфортом и карьерой, но и нередко свободой и жизнью. Отсюда выстраданный, глубоко экзтстенциальный опыт, недостижимый в комфортной обстановке: на грани жизни и смерти приходят иные мысли, нежели за письменным столом… Кроме того, слишком просторный ландшафт России продуцирует соответственный интеллектуальный и мыслительный ландшафт, где можно встретить что угодно, кроме размеренности, порядка, законченности… Это объясняет столь позднее появление у нас философских систем.
Таким образом, языковая изолированность, отсутствие прямых связей с античностью, века монголо-татарского ига, постоянные войны, произвол властей – все это имело отдельные последствия и для русской философии, замедляло пробуждение философского Логоса. И хотя долгое время философский Логос оставался спящим в лоне религиозного сознания, период пролога русской философии, ее предфилософии нельзя вычеркивать. Это был период накопления духовных сил, период, определивший впоследствии многие особенности русской философии.
Первому проявлению самостоятельного философского творчества предшествовал довольно долгий период, который можно назвать «прологом» русской философии. Это так называемая русская предфилософия. В этот период проявляются основные черты русского миросозерцания, он условно распадается на три этапа.
В этот период можно выделить несколько источников русской духовности.
В этот период переводились библейские тексты, творения отцов церкви (Иоанн Дамаскин, Дионисий Ареопагит). Библия переводилась по частям: сначала был переведен Новый Завет и несколько книг Ветхого Завета.
В Киевской книжной мастерской для князя Ярослава была создана рукописная книга Изборник 1073 г. и Изборник 1076 г., которая представляет собой сборник энциклопедического характера. Здесь разъясняются такие понятия, как сущность, различия, качество, количество, противоречие и др. Поэтому данные источники считаются первыми логико-философскими трактатами в древнерусской литературе.
Оригинально сочинение древнерусского автора Иллариона «Слово о законе и благодати», созданное во времена княжения Ярослава Мудрого. «Слово» - это образец ораторской прозы. «Не логико-дискурсивное, а риторическое раскрытие содержания веры стоит здесь на переднем плане; богословие – не рационально-спекулятивная наука, а духовное руководство и наставление»2. «Практичность», «историзм» и «символизм» – вот три измерения, в которых выражается специфика богословско-философской мысли в Древней Руси.
Великий князь киевский Владимир Мономах создал «Поучения». Для него характерны гуманистичность, сострадание, стремление предотвратить зло междоусобной брани, спасти людей ото зла и дурных поступков.После слов: «Что есть человек?» – идет тирада о красоте мира, в центре которого стоит венец мироздания – человек разумный.
Сбросив ордынское иго, Россия начала проводить настойчивую политику по собиранию древнерусских земель, захваченных после падения Киевской Руси. Именно в этот период Московского государства (конец XV – XVII вв.) сложился феномен России и такая историческая общность как русский народ.
Не случайно, поэтому в начале XVI века складывается ставшая широко известной одна из важнейших доктрин отечественной государственности – «Москва – третий Рим». Уже в раннем летописании, в «Слове о законе и благодати» Иллариона, других источниках раннефеодальная держава с центром в Киеве сравнивалась с Византийской империей. Константинополь, ставший столицей Восточной Римской империи, все чаще стал именоваться «вторым» Римом. После его захвата турками в 1453 г. в русском обществе постепенно формируется концепция о перемещении политического и духовного центра восточно-христианских стран и народов в Москву.Окончательно концепция была сформулирована в письмах старца Псковского Елизаровского монастыря Филофея.
В XVII веке получают довольно широкое распространение апокрифы, служившие для древнерусской культуры одним из основных философских источников. К ним относятся не одобренные по разным причинам церковью астрологические. Алхимические, исторические, натурфилософские, гадальные и многие другие книги. Типичный апокриф – «Сказание, как Бог сотворил Адама».
Одним из крупных общественных событий XVII века, отразившихся в развитии русской философии и общественной мысли, стал раскол православной церкви и возникшая на этой основе многовековая борьба двух течений – официальной религиозной идеологии, поддерживаемой всей мощью государственных институтов, и ушедшего в толщу народной жизни, многообразного в своих проявлениях, оппозиционно настроенного старообрядчества.
В XVII веке со всей остротой встал вопрос о развитии системы образования в России. В Белоруссии и особенно в Украине, тесно связанной с Речью Посполитой, с XVI века начинают возникать школы и академии. Особо значительную роль в развитии отечественной философской мысли XVII века сыграла основанная в 1632 году Киевско-Могилянская коллегия, в старших трех классах которой преподавалась философия.
Открываются и духовные школы. В конце 1687 года в Москве начались занятия Славяно-греко-латинской Академии. Преподавание в Академии велось на греческом и отчасти на латинском языках. Философия здесь также преподавалась три года в старших классах.
С XVII века начинается постепенная, хоть и очень медленная, профессионализация философии. Отечественная мысль все более смыкается с европейской, древнерусская мудрость постепенно эволюционирует в русскую философию.
В XVII-XVIII вв. происходит смена цивилизационной ориентации: культура России подвергается европеизации. Первые увлечения западными идеями в России появляются еще во времена Московского государства, а начало русского европеизма связано с именем Петра I и его сподвижников.
К 28-30 годам жизни европеизм Петра вполне созрел. Ориентация на Европу стала официальной политикой, а XVIII век был периодом «мирного» развития европеизма, постепенного усвоения плодов западной цивилизации.
Русские оказывались очень восприимчивы к философской культуре Запада (преимущественно Франции, Германии, Англии): отрываясь от традиционного уклада жизни, русские люди в первое время попадали в плен Запада, не имея у себя никаких зачатков для выработки самостоятельного образа жизни. Вот почему на Руси было так много слепого подражания Западу и Россия все еще находится лишь «на пороге» философии.
Информация о работе Русская философия. Характерные черты и основы периодизации