Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:04, контрольная работа
Рождение философии из недр религиозного мировоззрения было общим фактом в истории философии (так было в Древней Индии, Греции, в Средние века в Европе). Корни русской философии уходят в античную философию, но античное наследие пришло на Русь (в отличие от Западной Европы) из Византийской культуры с принятием в 988 г. христианства.
С середины XVIII века мы уже имеем собственную философию.
В XVIII веке образуются три основные течения в философском движении России:
Все это направления секулярной мысли, знаменующие начало свободных философских исканий. Философские интересы пробуждаются во всех этих направлениях, питаясь преимущественно философской литературой Запада.
В развитии философской культуры в России конца XVIII – начала XIX вв. значительное место принадлежало высшим духовным и светским школам. При Александре I преподавание философии было широко поставлено не только в университетах, но и в семинариях и гимназиях. Но с 1819 г., а затем и при Николае I преподавание философии было очень стеснено, усилилась цензура. С 50-х г. XIX века преподавание философии запретили. И так до 1863 г. когда вновь возобновилось преподавание философии в университетах.
Начало
самостоятельной философской
Славянофилам противостояли западники, к коим относились В.Г.Белинский, П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен и др. Западники высоко ценили достижения Запада, считали западноевропейскую культуру последним словом мировой цивилизации и были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый путь развития.
Метафизика «всеединства» В.С.Соловьева. Философия «всеединства» рождалась на основе критического переосмысления и «универсального синтеза» различных тенденций мысли. Соловьев по праву считается первым русским философом, кто имеет философскую систему, правда не до конца достроенную. Философия Соловьева есть – синтез разнородных его идей. Биографы Соловьева отмечают, что в разные периоды жизни суждения философа по ряду вопросов были разными.
Основная идея философской системы Соловьева – его идея об Абсолютном. Абсолютное, по Соловьеву, есть единство всего, что существует, это последняя основа всякого бытия. Абсолютное тождественно с понятием Бога. Соловьев строил свою метафизику совершенно в линиях пантеизма. Зло и распад в природе определяются «необходимостью» для Бога иметь перед собой реальное многообразие, тогда как по христианству «через человека грех вошел в мир» и только через спасение человека и может освободиться мир ото зла.
В метафизике «всеединства» Соловьев не внес много нового, но он все систематизировал. Стержень его системы – идея «всеединства»: в мире все взаимосвязано, это – норма. Разделение, борьба – это аномалия.
Философия Н.А.Бердяева. В зарубежной литературе он известен как мыслитель, предвосхитивший в 20-30-е годы ХХ в. идеи экзистенциализма и персонализма, в то же время его считают представителем «православной философии», выразителем духа.
Вся
философия Бердяева – апофеоз
человека, возвышение его: «Дух человека
– абсолютный центр всего бытия,
всех миров». Предмет и задачи философии
он однозначно определяет с экзистенциально-
В конце XIX – начале ХХ вв. с открытиями в физике и других областях естествознания, в русской философии сформировалась новая мировоззренческая парадигма, возникло стремление к более глубокому изучению Природы, утверждалось представление о том, что наш Мир является единой системой. В этой атмосфере сформировался русский космизм.
Русский космизм как своеобразное умонастроение возникает в России во второй половине XIX в. Это было именно умонастроение широких кругов русской демократической интеллигенции. Его основные черты:
Советский период оказался одним из самых драматических в жизни русского народа, что не могло не сказаться и на его мировоззрении.
В этот интервал времени отличительной особенностью русской философии являлся идеологизм – помимо большевизма, он охватывал и многие другие направления, преимущественно антикоммунистического, религиозно-консервативного толка. Эти направления равно существовали как в зарубежье, так и в СССР. Несмотря на «железный занавес», между русской эмиграцией и советским диссидентством всегда существовало самое прочное и кровное родство; это была по существу единая и целостная духовная оппозиция против «большевизма», «сталинократии». Их объединяла одна общая черта - решительное неприятие "октябрьского переворота", вера в духовное и политического возрождение России.
Замалеев А.Ф. в этот период выделяет философию антикоммунизма, евразийство, неомонархизм, теорию «всемирного народоустройства», христианский социализм, философию космизма, философско-антропологические учения и постренессансный мистицизм.
Слова В.И.Вернадского «Сейчас мы переживаем новое геологическое изменение биосферы. Мы входим в ноосферу…» актуальны по сей день.
Несомненно и то, что в нашем технологическом мире особую роль начинают играть информационные ресурсы с которыми контактирует человек.
Почти
все исследователи главной
Второй особенностью является ее историософичность, внимание к проблемам истории. «Русская самобытная мысль пробудилась на проблеме историософической. Она глубоко задумалась над тем, что есть Россия и какова ее судьба»4.
Третья особенность русской философии – это ее антропоцентричность, внимание к проблемам человека. Русская не теоцентрична (нов значительной мере религиозна), не космоценрична (хотя вопросы натурфилософии привлекали русских философов) – она более всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях.
Характеризуя
антропоцентричность русской
Следующая
особенность русской философии
– ее иррациональность: она почти
насквозь является интуитивным, можно
сказать мистическим
Еще одна особенность русской философии, которая характеризует не только религиозную мысль, но и материалистические направления, - это слабый интерес к проблемам гносеологии. Познание – вторично, а бытие – первично.
Для русской философии характерен ее «органицизм». Идеи общинности, коллективизма, антииндивидуализма были очень характерны для русской мысли, и они во многом способствовали восприятию марксизма и идеи социализма в русском освободительном движении.
С такими чертами связана еще одна особенность русской философии – антибуржуазность. Она свойственна почти всем направлениям русской мысли. Тот антибуржуазный дух, который пронизывал всю общественную мысль России в течение XIX – начала XX вв., оказал негативное влияние на развитие России в ХХ веке.
Еще одна черта своеобразия русской философии – это идея о несовместимости внутренней свободы с подчиненим внешней необходимости. Следствием этой типично русской концепции явилась тенденция к правовому нигилизму.
Трагично то, что панморализм русской философии, недооценка массовым сознанием роли права, закона в годы революции и послереволюционный период породили правовой беспредел.
Русская душа, по Бердяеву, представляет собой сочетание разнородных сущностных начал: «неисчислимого количества тезисов и антитезисов» – свободы и порабощенности, революционности и консерватизма, новаторства и инертности, предприимчивости и лени.
По мнению мыслителя русский народ – есть в высшей степени поляризованный народ. В нем совмещаются казалось бы самые непримиримые противоположности.
В русской душе борются два начала: восточное и западное. «Противоречивость и сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад».
Бердяев отмечает тот факт, что географическая среда так же могла повлиять на формирование «духа народа» и подчеркивает, что «есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремление в бесконечность, как и в русской равнине».
Рассматривая историю российской государственности, Бердяев критикует точку зрения славянофилов, согласно которой государственность развивалась органически. Развитие России было катастрофичным.
Русский народ по своему душевному типу наиболее расположен к построению «персоналистического социализма». «У русских нет таких делений, классификаций, группировок по разным сферам, как у западных людей, есть большая цельность».
Основной вывод: русская идея есть идея коммюнотарности и братства людей и народов. Русская идея – идея мессианская, русские призваны играть достойную роль в истории мира, в утверждении принципов коммюнотарности.
Данная работа Н.О.Лосского является единственной в своем роде – она дает практически полный обзор истории русской философии. Западники, славянофилы, русские материалисты 60-х годов XIX в., В.С.Соловьев, князья Трубецкие, отцы Сергий Булгаков и Павел Флоренский, Л.Н.Карсавин, Н.А.Бердяев, последователи марксизма и поэты-символисты — все эти основные моменты развития русской философии отражены в работе, написанной в 1951 г. на английском языке.
Н.О.Лосский относит начало самостоятельной философской мысли в России к XIX в.: связывает с именами славянофилов И.Киреевского и А.Хомякова. По его мнению, начало самостоятельной философской мысли в России связано со стремлением «опровергнуть немецкий тип философствования на основе русского толкования христианства, опирающегося на сочинения отцов восточной церкви и возникшего как результат национальной самобытности русской духовной жизни».
Свою теоретико-познавательную концепцию Н.О.Лосский называет интуитивизмом: "…этим словом он обозначает учение о том, что познанный объект, даже если он составляет часть внешнего мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта, так сказать, в личность и поэтому понимается как существующий независимо от акта познания".
Информация о работе Русская философия. Характерные черты и основы периодизации